Сетевое издание «ЁЛДАШ» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsНовостиИнтервьюАнонс книгIn memoriamГод культуры безопасности Нацпроекты в РДПамятные датыТеатры и кино"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилМасхараларТеатрЯшланы дюньясы Спорт Единоборства Развитие спортаФК «Анжи» СоревнованияМедиасфераО газетеО сайтеСМИ БАННЕРЫ Наши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАвторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Сетевое издание «Ёлдаш» (Спутник)

ШАМХАЛЫ ТАРКОВСКИЕ  И ГОРЦЫ

ШАМХАЛЫ ТАРКОВСКИЕ И ГОРЦЫ



   

 К вопросу о взаимоотношениях шамхальства Тарковского с зависимыми

обществами нагорного Дагестана в XVIII - нач. XIX вв.

 

В рассматриваемый период шам­хальство Тарковское продолжало оставаться одним из крупных и сильных феодальных владений Дагестана. Территория шамхальства простиралась от Сулака вдоль Каспийского моря до границ Кайтагского уцмийства, охватывала всю территорию Прикаспийской низменности и частично предгорную полосу. «Шамхал Тарковский был первым лицом в Дагестане, - писал А. Неверовский, - и в случае каких-либо недоразумений нужно было прибегать к его посредничеству, а оттого он и называется также Валием Дагестанским, т.е. верховным судьей (правителем. - М.-П.А.)...». «Шамхал Тарковский управляет самовластно как неограниченный властитель всего своего владения в Дагестане», - сообщает Н. Данилевский. «Прежние шамхалы, оружием, храбростью и благоразумием приобрели такую славу и уважение среди тамошних народов, что клятва «шамхал-баши», т.е. головой шамхала, составляет вернейшую поруку в справедливости и священна во всем Дагестане», - говорится в «Обозрении Российских владений за Кавказом...».




Выгодное географическое положение Тарковского владения - частью в горах, а частью на низменностях, представляя хорошие и обширные пастбища, давало шамхалу средства держать в зависимости некоторые горские народы, которые по необходимости должны были пригонять на зиму стада баранов на его земли. От шамхала Тарковского зависели некоторые общества нагорного Дагестана, прежде всего Акушинский и Цудахарский союзы.


«Главная их нужда, - отмечал Д. Тихонов, - состоит в шамхале та, что... необходимо принуждены нанимать на зимнее время завсегда в шамхаловом владении лежащие на плоскости кутаны». Это ставило, по свидетельству Д. Тихонова, Акуша-Дарго под протекцию шамхала. Видимо, зависимость выражалась и в том, что акушинцы принимали участие в военных походах шамхала, но в то же время они пользовались у шамхала некоторыми преимуществами. Это особенно выражалось в активном участии при коронации шамхала в Тарках. В письме 1818 г. к поместнику Кавказа генералу А.П. Ермолову Мехди-шамхал писал: «Я отвечал им: «О акушинцы и даргинцы! Мой род из колена в колено ваш господ и вы наши нукеры и войско...». При необходимости «шамхал Тарковский от принадлежащих ему владений и более акушинского народа 26000 человек мог выставить», - писал П. Бутков.


Есть сведения, что в XVIII веке в зависимости от шамхалов находился и Койсубулинский союз сельских общин. В 1809 году в письме главнокомандующему на Кавказе генералу А.П. Тормасову Султан-Ахмед-хан Аварс­кий сообщает, что койсубулинцы «подвластны владетелю Тарковскому и находятся в его зависимости» и что «стада их зимуют в его владении, там же они промышляют и летом». Значительный интерес для выяснения взаимоотношений койсубулинцев и шамхала Тарковского представляет «Соглашение между жителями селения Аракани и шамхалом Тарковским» от 1170/1756-1757 гг., в котором говорится о просьбе араканцев об отдаче их джамаату гор Уркаб и Акай-тау, принадлежащих Мехди-шамхалу. Просьбу шамхал удовлетворил с условием, что араканцы будут «его войском и помощниками в радости и горе со времен его предков» и усердно служить ему.


Текст «Соглашения...» позволяет нам сделать вывод, что в XVIII - нач. XIX вв. жители селений Аракани и Балахани были действительно подвластны шамхалу Тарковскому и платили ему подати: виноград, вино, уксус, фрукты...


Так, например, жители селения Аракани с каждого дыма давали шамхалу 2 ратла вина, один ратл виноградного укуса, 40 овец, 20 ягнят с Магмиз-меер; жители селения Ирганай – по одной овце; жители селения Кикуни – одну мерку кукурузы; гергебильцы – один ратл вина, два ратла виноградного уксуса, 15 баранов с их гор; жители Балахани – полмерки пшеницы с дыма, полратла конопляных семян; гимринцы – с каждого дыма по одной корзине винограда; унцукульцы – полратла топленого масла, 10 баранов; чиркатинцы – один ратл серы; карачинцы – по одной мерке конских бобов; оротинцы – одну мерку конских бобов и т.д.


Подводя итог вышесказанному, мы видим, что в рассматриваемый период власть и влияние шамхалов тарковских не ограничивались только рамками их обширного владения, но и распространились на некоторые общества нагорного Дагестана.




 

Магомед-Паша АБДУСЛАМОВ,

кандидат исторических наук



Количество показов: 136
Автор: YOLDASH.news
29.11.2019 18:30
Подписывайтесь на канал yoldash.ru в

Возврат к списку


Добавить комментарий

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта