Годы идут, все меньше и меньше остается среди нас ветеранов, сплочённых самым крепким братством на земле – фронтовым, но не стареет светлый праздник День Победы.
Был в рядах фронтового содружества и Загир Гаджиевич Загиров (на снимке). Он родился в 1922 году в селении Гели Карабудахкентского района. После окончания 7 класса поступил в Буйнакское педучилище и с сентября 1940 года работал учителем начальных классов в Дахадаевском районе.
12 декабря 1941 года юношу мобилизовали в ряды Красной Армии и направили в учебный отряд подводного плавания имени С.М.Кирова в Ленинград. После годичной учебы он направляется в 1-й дивизион больших подводных кораблей 1-й Краснознаменной Севастопольской бригады Краснознаменного Черноморского флота, где служил на подводной лодке Д-4 («Декабрист»).
На подлодке Д-4 наши моряки потопили 4 вражеских корабля и повредили крупный транспорт противника. Помимо боевых действий в 1942 году подводная лодка Д-4 совершала опасные рейсы в осажденный Севастополь: перевозили медикаменты, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, а из города вывозили раненых бойцов и командиров Красной Армии, женщин, детей и стариков. И все это делалось прямо под носом у немцев.
Из воспоминаний Загира Гаджиевича: «3 декабря к нам на лодку привели 9 человек в штатском. Когда вышли в море, командир сказал нам, что эти гости – болгарские революционеры и мы должны помочь им добраться до своей Родины. В заданный район мы прибыли к утру. Шел сильный снег, дул холодный, пронизывающий ветер, и видимость была очень плохой. На надувной резиновой шлюпке болгары в сопровождении 4 матросов и офицера отплыли от лодки. Среди них был и я. Море сильно штормило, и мы сразу же промокли насквозь не спасли нас и резиновые комбинезоны. Зуб на зуб не попадал от холода. С большим трудом добравшись до берега, высадили их и, распрощавшись с новыми друзьями, вернулись на свою лодку. Далее подводная лодка продолжила путь к турецким берегам, где она должна была нести вахту южнее пролива Босфор с целью выследить, найти и уничтожить вражеские корабли.
Д-4 шел в заданный район в надводном положении. Море штормило. И вдруг вахтенный офицер бьет тревогу. Оказалось, что совсем рядом с лодкой шла турецкая шхуна (незамеченная из-за плохой видимости). Артиллерийским огнём она была потоплена. Чуть позже южнее Босфора были обнаружены суда противника под охраной двух сторожевых кораблей. Транспорт противника был потоплен. Корабли охраны выпустили осветительные ракеты, но подводная лодка уже успела погрузиться и была вне досягаемости.
Вскоре поступила команда: срочно вернуться на базу. И мы снова пошли в надводном положении. Неожиданно появились немецкие самолеты. Лодка погрузилась, но летчики определили место погружения и начали сбрасывать глубинные бомбы. От бомбежки были повреждены перископы и кормовой люк лодки».
Позднее эта славная боевая подводная лодка и ее экипаж погибли (в отсутствие нашего героя, он был в краткосрочном отпуске), проходя через минное поле противника.
По возвращении из отпуска Загиров попадает на подводную лодку С-31 («Сталинец»), на боевом счету которой было 5 потопленных кораблей противника.
Загиров вместе с экипажем С-31 участвовал в боевых походах по освобождению Новороссийска, в высадке десанта в г. Феодосию, чтобы преградить путь отходящему врагу, а в 1944 году участвовал в освобождении г. Канстанцы в Румынии.
Лишь в мае 1948 года вернулся Загир на свою малую родину. После демобилизации он работал инструктором орготдела Совета Министров республики. Трудился с большим энтузиазмом.
«Рядом со мной в орготделе работали такие же офицеры, вернувшиеся с фронта. Помню даргинца, ст. лейтенанта Набиюллу, аварца, майора по имени Магомед. Мы все соскучились по мирному труду и старались работать, не жалея сил…», — вспоминал Загир Гаджиевич.
Вскоре Загирова переводят в Карабудахкентский район на должность заведующего отделом культуры. На этой должности он проработал до 1952 года.
Многочисленные почетные грамоты райкома КПСС, обкома партии, Совета Министров РСФСР свидетельствуют о том, как трудился в мирные дни прославленный моряк-черноморец. В 1954 году 3. Загиров заканчивает двухгодичную областную партийную школу и направляется сначала заворготделом, а затем и секретарем Карабудахкентского райкома КПСС.
В 1958 году он переезжает в Каспийск и до ноября 1963 года работает заместителем начальника треста «Каспийскспецстрой» по кадрам и быту.
«Как раз в это время, — вспоминал Загир Гаджиевич, — шел набор руководящих работников на всесоюзную стройку Чиркейгэсстрой. И руководство республики направило меня на эту стройку председателем объединенного постройкома. 20 лет проработал я в Чиркее после строительства ГЭС в должности заместителя начальника плотины».
Вот что писали о Загирове в те годы: «В настоящее время капитан-лейтенант запаса З. Загиров высоко несёт честь и достоинство офицера, моряка-черноморца. Работая зам.начальника Чиркейгэсстроя, он является одним из самых активных и деятельных работников. Много внимания уделяет воспитанию рабочей молодежи, активно участвует во всех мероприятиях района».
За период работы в Чиркее Загиров принял немало правительственных делегаций из социалистических стран: Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Германии, Монголии. А также из соседних республик и краев: Армении, Азербайджана, Грузии, Чечено-Ингушетии, Ставрополья, Краснодарского края.
Неоднократно Загир Гаджиевич избирался членом бюро райкома КПСС, депутатом районного и городского Советов депутатов трудящихся.
За мужество и отвагу, проявленные в боях, а также за успехи в мирном строительстве наш герой удостоен орденов Суворова, Отечественной войны II степени и Красной Звезды, награждён 35 медалями, 53 почетными грамотами и двумя благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
Загира Загирова давно уже нет рядом с нами. Но осталась память. Он живет в воспоминаниях детей, внуков, правнуков. Живет в рядах «Бессмертного полка».
Автор: Сабина Исрапилова
Источник: «Дагестанская правда»