В моем детстве среди тарковских старожилов ходило немало легенд, связанных с благотворительной и предпринимательской деятельностью в Дагестане, и в частности в Анжикале, великого азербайджанца Гаджи Зейналабдина Тагиева. И только позже, когда повзрослел, убедился, что это были не легенды, а самые настоящие были.
В этой статье мы хотим рассказать лишь о некоторых его благих деяниях, связанных с Дагестаном, с которым он по-настоящему породнился, и потому в жилах некоторых потомков князей Тарковских и Уцмиевых-Кайтагских текла немалая доля его крови.
Его долгая жизнь была соткана из триумфов и трагедий. Память о нем переживет века.
Приятного чтения всем!
После революции 1917 года в России, а затем и в Советском Союзе, долгие годы идеология превалировала над прагматизмом. Все верили в «светлое будущее», когда «кто был никем, тот станет всем», а для этого надо все прошлое «разрушить». Поэтому с первых дней Советской власти считалось, что богатый человек обязательно — враг, и о его делах, как и о нем самом, надо скорее забыть. Отсюда и искажения в оценке деятельности многих дореволюционных общественно-политических и промышленных деятелей.
Не избежал такой негативной оценки и известный азербайджанский миллионер Гаджи Зейналабдин Тагиев. Крупный промышленник, человек практического склада ума, он хорошо понимал, что добиться успеха в жестких рыночных условиях можно, только внедряя все новое, передовое, то, что способствует прогрессу промышленности, а следовательно, и получению большей прибыли. Поэтому Г. 3. Тагиев вкладывал огромные капиталы в строительство новых промышленных предприятий, применяя новые для того времени технологии и параметры. Но он также понимал, что никакой прогресс не будет эффективным без улучшения благосостояния населения. Поэтому он вкладывал деньги во многие меценатские проекты по общеобразовательным, культурным и другим программам.
Сегодня, спустя сто лет со времени начала революции 1917 года, можно с уверенностью сказать, что Гаджи Зейналабдин Тагиев, являясь одним из крупнейших промышленников и общественно-политических деятелей Азербайджана, сыграл выдающуюся роль в развитии духовного, культурного и экономического потенциала Кавказа на стыке двух веков.
Однако долгие годы так называемого «советского 70-летия» в трудах обществоведов Гаджи Зейналабдин представлялся как жестокий эксплуататор рабочего класса, трудящегося народа, враг науки, культуры, прогресса. Роль Тагиева была искажена и в трудах историков Дагестана. Но пришло, думается, время, когда с высоты прожитого, принятого и отвергнутого, грешного и жертвенного, панорамно, объяв все, проанализировать и осмыслить и его роль в истории, помня, что сегодня пора не разбрасывать, а собирать камни. А заслуги его, этого великого азербайджанца, великого кавказца и великого мусульманина, перед Дагестаном, как и перед его родным Азербайджаном, надо подчеркнуть, огромны. О них и пойдет речь в нижеследующем тексте, подготовленном на основе материалов известного нашего историка незабвенной памяти Адиль-Герея Гаджиева.
Г. З. Тагиев и Гасан Алкадари
Г. З. Тагиев, не в пример другим миллионерам, удачно сочетал накопление личного капитала с использованием его в интересах общества. Он был самым крупным меценатом на Кавказе. С его именем связано и издание первых книг в Азербайджане и Дагестане. В конце XIX в. произошло важное событие в культурной жизни народов Дагестана. В 1892 г. на деньги Тагиева — 482 рубля — в Баку на азербайджанском языке вышла книга Гасана Алкадарского “Асари Дагестан” (“История Дагестана”). Книга Алкадарского является не только “Историей Дагестана”. Смело можно назвать ее также “Историей Азербайджана”, “Историей Ирана”, ‘Историей Турции”, “Историей арабских стран”, “Историей России”.
Поэтому книга, изданная Тагиевым, до сих пор является настольной для историков Дагестана. Она сыграла большую роль в развитии исторической науки, формировании национального самосознания народов. Гасан Алкадарский выразил глубокую благодарность Тагиеву, оказавшему большую финансовую помощь за издание «Асари Дагестан». «Щедрым и чистым именем Бога, хвала ему, — писал Алкадарский, — молим его благословить лучшего из людей, избранного Пророка, указавшего нам путь. А также его близких и его потомство, бывшими опорой ислама. Ниспошли благословение всем честным людям, которые совершают благие дела до окончания дней своих. А после них тысяча приветов вам от нас, а также вашей славной семье и всему твоему щедрому потомству, а также твоим товарищам по добрым делам.
Всего и много раз «браво» за то, что ты обрадовал и обязал меня, несчастного, то есть, что моя книга по истории увидела свет благодаря твоей неисчерпаемой щедрости.
Тысяча экземпляров этой книги тобой разосланы, подарены людям в различных городах. Тысячу экземпляров ты подарил и мне. Да благословит Аллах твой щедрый дом. Мне нечем выразить свою благодарность, кроме благословения тебе. Я молюсь за тебя. За твою постоянную щедрость, которую видит Бог. И пока я жив и живу, я готов к исполнению твоих распоряжений.
Да пошлет Создатель счастье всему славному семейству и потомству. Я желаю, чтобы в день Страшного суда, наряду со всеми пророками, вам было бы тоже место в Раю. О господин, я посылаю вам в подарок этот похвальный лист взамен книг, подаренных мне. В сказке говорится: «Удод принес в дар пророку Сулейману ножку саранчи и сказал на своем языке, что подношения делает каждый по силам. И если примешь мой подарок, этого будет достаточно, чтобы я был доволен». Да, господин, самые лучшие слова те, которые немногочисленны и идут от сердца. Поэтому я ограничиваюсь сказанным, чтобы закончить письмо. Это письмо я закончил в месяц Зульхедже в 1221 году.
Благодарный Вам Гасан Алкадарский».
Тагиев — издатель первого перевода Корана на азербайджанский язык
В начале XX столетия в духовной жизни азербайджанского народа произошло событие огромного исторического значения. По инициативе Тагиева появился Коран на тюркском (азербайджанском) языке.
Из-за незнания арабского языка азербайджанцы ограничивались зазубриванием непонятных аятов Корана. В результате мусульмане оказались под влиянием самых противоположных толкований Корана часто неграмотными муллами.
Понимая огромное значение Священной книги мусульман в нравственном воспитании мусульман, Тагиев решил перевести ее на азербайджанский язык, чтобы сделать ее влияние более действенным. Но на этом пути появились серьезные препятствия. Отсталое духовенство яростно сопротивлялось переводу, доказывая, что изречения Корана — суть божественного происхождения — недоступны человеческому познанию, а потому никто не может понять его глубокий смысл, следовательно — точно переводить.
Снова развернулась идейная борьба. Тагиев отправил Кази Мирмагомеда Керима в Багдад. Оттуда он привез официальное разрешение известных ученых-арабистов на перевод Корана. А затем Тагиев выписал из Лейпцига арабский шрифт, отпечатал азербайджанский вариант Корана. Первым переводчиком был сам Кази Мирмагомед Керим.
Тагиев придавал большое значение мечетям — как центрам развития просвещения, культуры, науки и нравственного воспитания народа. Он строил мечети не только в Азербайджане. Построенная им мечеть для татар в Петербурге действует до сих пор.
Тагиев выступал против националистов и на практике способствовал сплочению, укреплению дружбы народов многонационального Баку. В Азербайджане он строил церкви для русских, грузин, армян.
Вклад Тагиева в формирование национальной интеллигенции в Азербайджане и Дагестане
Тагиев раньше других промышленников осознал значение научной, технической интеллигенции в новых условиях, когда Кавказ встал на путь капиталистического развития. Без своей национальной интеллигенции народы Азербайджана и Дагестана не могли решать проблемы социально-экономического, политического, культурного развития, догнать народы Европы, которые, опираясь на достижения научного и технического прогресса, ушли далеко вперед.
Меценатство Тагиева способствовало формированию в дореволюционном Дагестане светской интеллигенции. Он помогал талантливым дагестанцам учиться в высших учебных заведениях, стать высококвалифицированными специалистами. К их числу относится Багадур Малачиханов из селения Ашильта Хунзахского округа. В 1901 г., став студентом самого престижного вуза — Императорского Московского высшего технического училища (ныне Технический университет им. Н. Э. Баумана), Багадур оказался в тяжелых материальных условиях. Не имея иной возможности для продолжения учебы, Багадур заключил контракт с Кавказским акционерным обществом, возглавляемым Тагиевым, который обеспечивал представителей одаренной молодежи стипендией с условием, что после окончания учебного заведения они будут работать на его предприятиях. Тагиев руководствовался благородными намерениями. Он стремился подготовить местные кадры из национальной интеллигенции, чтобы избавиться от иностранных специалистов, главным образом от английских, которые преследовали лишь свои корыстные цели.
Багадур Малачиханов в 1909 г. с отличием окончил Московское техническое училище, получил квалификацию инженера широкого профиля (инженер-механик путей сообщения и горного дела) и, выехав в Баку, стал работать на фабрике Тагиева.
Среди тех дагестанцев, для кого материальная помощь Тагиева сыграла решающую роль в получении высшего образования, был Алискандер Алкадарский. С 1905 по 1911 год он учился в Темир-Хан-Шуринском реальном училище. Со смертью отца Алискендер оказался в тяжелых материальных условиях. При содействии Тагиева в 1911 г. его приняли в Бакинское реальное училище на казенное содержание. В 1915 г. Алискендер решил поступить в высшее учебное заведение. Случилась новая беда. На фронте погиб старший брат, офицер, на материальную помощь которого он рассчитывал. «Создавшиеся материальные затруднения в нашей семье, — писал Алкадарский, — заставили меня остаться дома до сентября 1916 года». И в эти тяжелые дни руку помощи Алискендеру протянул Тагиев. «К этому времени, — пишет он, — я получил единовременное пособие у бакинского миллионера Тагиева — 150 рублей и, таким образом, сумел выехать на учебу в Петербургский политехнический институт, в который я был зачислен по аттестату еще в 1915 г.».
Тагиев оказывал помощь талантливым азербайджанцам и дагестанцам в получении образования не только в университетах России. С его помощью молодежь училась даже за пределами страны, приобщалась к достижениям научного и технического прогресса европейских стран.
Таким образом, начало формирования национальной светской интеллигенции в Азербайджане и Дагестане в конце XIX — начале XX веков неразрывно связано с именем Тагиева.
Помощь Тагиева семьям всадников Дагестанских конных полков
На фронтах Первой мировой войны храбро сражались Первый и Второй Дагестанские конные полки. Среди командиров и всадников были полные Георгиевские кавалеры. В то же время семьи фронтовиков оказались в тяжелых материальных условиях, нуждались в помощи.
В этом плане представляет большой интерес статья Ибрагима Махмудова, ученика Темир-Хан-Шуринского реального училища, опубликованная в июле 1917 года в газете «Время». В статье сказано о тяжелом материальном положении семей всадников Дагестанских конных полков, сражавшихся на фронтах Первой мировой войны. «Мне могут возразить, — пишет он, — что положение семейств воинов обеспечено. Но далеко не то. Только семьи офицеров, может быть, но не всадников, к тому же всадники до войны занимались хлебопашеством. Уезжая на войну, многие из них оставили свои поля на произвол судьбы, или на руках жен, детей и стариков. Десятки, сотни женщин в Дагестане облачены в чёрное одеяние, их слезы льются рекой по погибшим. Пусть эти жертвы, пусть эти слезы и черные чадры вдов и матерей, снующих постоянно между сетью учреждений в городе, ища помощи, и оголенные, полуголодные сироты, бегающие по улицам аулов, напомнят вам незаслуженное к ним отношение и отсутствие забот о них». Далее в статье говорится о росте дороговизны в стране и низком жизненном уровне трудящихся масс, на плечи которых война легла тяжелым бременем. «Знаете ли вы о том, — пишет И. Махмудов, — что если в городе дороговизна шагает, то в ауле она скачет».
Тагиев первым из далекого Азербайджана увидел тяжелое материальное положение семей всадников, сочувствовал им и протянул руку помощи. Военный губернатор Дагестана Дадешкелиани (по происхождению — из рода шаухалов Тарковских) получил от действительного статского советника Тагиева 10 тысяч рублей для выдачи пособий вдовам и сиротам героев-дагестанцев, павших на поле брани, семьям воинов, находящихся в действующей армии.
В письме Тагиева было сказано:
«Высокочтимый Георгий Тенгизович! С начала войны немалое число мусульман из населения вверенной управлению вашего сиятельства области приняли участие в героической борьбе, которую ведет великая Россия с упорным и коварным врагом. Горячо откликнулись дагестанцы на призыв Отечества. Немало подвигов совершила Кавказская туземная дивизия, в рядах которой сражался Дагестанский конный полк. Немало воинов из состава этой дивизии запечатлели кровью, пролитой на полях сражений, свою преданность государю России. Желая оказать посильную помощь семьям этих героев, я имею честь перевести Вашему сиятельству 10 тысяч рублей для оказания пособий семьям мусульман-дагестанцев».
Г. З. Тагиев — Первому съезду горцев Кавказа
Победа Февральской революции явилась событием мирового исторического значения. Временное правительство провозгласило равноправие всех народов России. Эта свобода дала возможность народам Дагестана и Северного Кавказа впервые собраться для обсуждения и решения своих проблем, накопленных веками.
1 мая 1917 г. во Владикавказе открылся I съезд представителей Дагестана и Северного Кавказа, на котором присутствовало более 350 делегатов из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, Кабарды, Балкарии, Черкесии, Адыгеи, Карачая и др. Съезд явился главным событием в жизни горцев Кавказа. Его решения определили развитие горских народов Кавказа на новом, демократическом, пути.
На деятельность Центрального комитета, избранного на съезде, большое влияние оказала помощь Тагиева. 30 апреля 1917 г., за день до открытия, в адрес съезда поступила телеграмма от Тагиева, в которой он возлагал большие надежды на организаторов съезда. «Верю, — писал он, — что съезд благородных сынов Кавказских гор найдет правильные пути к достижению открывающихся перед ними великих целей, явится крупной силой в общем деле установления нового строя и послужит могучей моральной и материальной поддержкой Временному правительству и его священной задаче провести страну через все грозящие внешние и внутренние опасности Учредительному собранию».
Тагиев просил съезд принять на нужды Центрального комитета объединенных горцев 50 тысяч рублей. Примеру Тагиева последовали бакинские миллионеры Муртуз Асадуллаев, М. Мухтаров, которые пожертвовали по 5 тысяч рублей. Финансовую помощь Тагиева и других политические деятели оценили как большой благотворительный и политический акт.
В ответной телеграмме съезда Тагиеву говорилось: «Крупнейший дар, сделанный вами для поддержания мусульман Северного Кавказа и Дагестана в первые дни их свободной национально-политической жизни, оправдает то содержание, которое вы вложили в этот дар».
В телеграмме М. Мухтарову Съезд объединенных горцев принес искреннюю признательность за пожелания и щедрый дар. «Имя ваше, связанное с мечетью горских мусульман (Мухтаров, женатый на осетинке, построил великолепную мечеть во Владикавказе, которая радует глаз по сей день в центре осетинской столицы), куда сейчас же идем молиться, будет благословляться каждым горцем- мусульманином, способным ценить братскую любовь и благородную душу».
На съезде выступил воспитанник Тагиева, известный общественно-политический деятель Х. Агасиев. Отмечая всю важность момента, он сказал: «У нас во времена язычества существовал обычай, по которому при заключении братских союзов обе стороны вскрывали на руках свои вены, выпускали по нескольку капель крови и давали ее друг другу выпить. После этого обе стороны становились как бы братьями по крови. Теперь мусульмане дают простую клятву, которая значит, что все мусульмане — братья».
Помощь Тагиева в открытии в Дагестане шестимесячных курсов по подготовке учителей тюркского языка
Тагиев принимал активное участие в острой идейной борьбе о языке межнационального общения и преподавания в школах Дагестана, которая развернулась после свержения царизма. Борьба в основном шла по двум главным направлениям.
Шариатисты — Гоцинский, Али-Гаджи Акушинский, Узун-Гаджи и другие — выступали за арабский язык.
Представителями второго направления, которые выступали за тюркский язык в Дагестане, были Дж. Коркмасов, Тахо-Годи, Нурмагомед Шахсуваров, Нухай Батырмурзаев, Абусупьян Акаев, Магомед-кади Дибиров, Магомед-Мирза Мавраев, Магомед-Керим Саадуллаев и другие. Они не отрицали и роли русского языка в дальнейшей перспективе социалистического обновления Дагестана.
Сторонников тюркского языка в Дагестане Тагиев поддерживал и морально, и материально. По инициативе воспитанника Тагиева Нур-Магомеда Шахсуварова, возникла идея об открытии в Темир-Хан-Шуре курсов по подготовке учителей для тюркских школ. Осуществить эту идею помог Тагиев. На его средства и существовали курсы. «В июне 1917 г., как сказано в книге Магомед-кади Дибирова, заведующий народным образованием Н. Шахсуваров, с целью подготовки национальных учителей, открыл в Темир-Хан-Шуре педагогические курсы. Это было началом национализации школ и насаждения культурно-просветительских очагов в Дагестане. На этих курсах обучение велось на тюркском языке, поскольку он был в ходу в большинстве из окраин Дагестана и, являясь интернациональным, способствовал объединению дагестанских народностей. На этих курсах были курсанты из всех округов, число их доходило до двухсот. Кроме того, были курсанты из черкесов, карачаевцев. Курсы продолжались до 1 сентября 1917 года. Из них вышло много учителей, которые в своих аулах открыли школы» (М. К. Дибиров. История Дагестана в годы революции и гражданской войны. Махачкала. 1997, С. 22-23).
Роль Тагиева в открытии в Дагестане первого педагогического института
Еще на I Съезде горских народов Кавказа, открывшемся 1 мая 1917 года во Владикавказе, было сказано о необходимости открытия с начала учебного года семинарии и института для подготовки учителей-горцев и учительниц-горянок.
Но открытие института задерживалось из-за отсутствия средств. По воспоминаниям М. К. Саадуллаева — преподавателя института, и тут на помощь пришла финансовая помощь Тагиева. А в ноябре 1917 года в Темир-Хан-Шуре состоялось открытие первого педагогического института в Дагестане. В дело открытия института большой вклад внес воспитанник Тагиева Нурмагомед Шахсуваров. Отмечая его большие заслуги, Гайдар Бамматов сказал: “Мы знаем вам цену и ваши достоинства. Педагогический институт, являющийся источником знаний, осуществился благодаря вашим стараниям и помощи”.
Многие из тех, кто учился на средства Тагиева, стали известными представителями просвещения, среди них и Джавадбей Рафибеков. По решению Закавказского комиссариата, он в 1917 г. приехал в Дагестан, где активно участвовал в развитии просвещения после падения царизма. Рафибеков приложил много усилий для открытия в Дагестане в 1917 г. первого педагогического института. В своем выступлении при открытии института Рафибеков выразил уверенность в том, что этот институт «будет примером для всего мусульманского Кавказа».
Учитывая большие заслуги, Рафибекова назначили первым директором первого педагогического института в Дагестане.
Тагиев и первый кумыкский журнал «Танг-Чолпан»
В августе 1917 г. в культурной жизни народов Дагестана, особенно кумыков, совершилось знаменательное событие. Началось издание первого художественного и общественно-политического журнала в Дагестане на кумыкском языке «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»). Появление журнала также связано с помощью Тагиева. В 1917 г. в третьем номере этого издания выражена благодарность редакции «Танг-Чолпана» Тагиеву: «Глубокоуважаемый бакинский миллионер, меценат Гаджи Тагиев подарил журналу «Танг-Чолпан» 5 тыс. рублей. От чистого сердца благодарим этого почетного Гаджи, играющего огромную роль в пробуждении мусульман всего мира. Да здравствуют такие уважаемые слуги общества».
В 5-м номере журнала поместили фотографию Гасанбека Мелик-Заде, выдающегося ученого, общественно-политического деятеля, мыслителя, просветителя, издателя. Огромная заслуга Зардаби в том, чтобы в 1875 г. на свои средства он стал издавать газету «Экинчи» («Сеятель») — первый печатный орган на тюркском (азербайджанском) языке. Здесь следует сказать и о несомненных заслугах в этом его супруги Ханифы-ханым Меликовой-Зардаби. Она была из рода балкарских таубиев (князей), одной из первых женщин-просветительниц Кавказа, получившей блестящее образование в школе Святой Нины в Тифлисе, верной женой и боевой подругой мужу.
В «Экинчи» печатались статьи на всех тюркских наречиях Кавказа. Это было большим событием в общественно-политической жизни не только Азербайджана, но и Дагестана. Передовые представители Дагестана — Гасан Алкадарский и др. — с большой радостью встретили появление «Экинчи», называли его «своей газетой». Подписчиков «Экинчи» в Дагестане было больше, чем в Азербайджане. В феврале 1877 г. в Дербенте подписались 35 человек, в Баку — 12. В журнале «Танг-Чолпан» под портретом от редакции было написано: «Портрет ученого Гасанбека Мелик-заде. В этом номере не представилась возможность опубликовать биографию Гасанбека Меликова. Его биографию опубликуем в следующем номере».
В журнале публиковались и другие статьи, отражающие события в Азербайджане в годы революции, гражданской войны. Журнал, издававшийся с помощью Тагиева, способствовал укреплению дружбы народов Дагестана и Азербайджана.
Заключение
Гаджи Зейналабдин Тагиев скончался на своей Мардакянской даче 1 сентября 1924 года в возрасте 105 лет. Можно сказать, что судьба благоволила Тагиеву. Его личностные качества — трудолюбие, упорство в достижении цели, целеустремленность — позволили ему пройти нелегкий путь от простого каменщика до миллионера, владеющего десятками предприятий. Исторические условия того времени, тот факт, что он жил в эпоху перехода от феодального, натурального хозяйства к промышленному производству, помогли ему реализоваться как промышленнику и предпринимателю.
Его практический ум, новаторство, понимание новых идей позволили ему строить свои предприятия по последним достижениям науки и техники и организовывать в них работу по лучшим западным образцам.
Это был духовно богатый, большого практического ума, трудолюбивой души человек. Его беспокоило благополучие, судьба народа. Как он сам говорил, что вопросы будущего счастья народа занимают в его душе даже большее место, чем промышленные дела.
Достойны глубокого уважения его культурно-просветительская работа и меценатство. Неоценимо то, что он сделал для просвещения, образования и культуры Азербайджана и Дагестана. Это и строительство школ, семинарий, училищ, институтов, других культурно-просветительских объектов. Это и издание газет, журналов, книг. А скольким талантливым людям он помог учиться и стать известными учеными, преподавателями, инженерами, врачами.
Он первым создал учебные заведения для девушек-мусульманок, хотя сделать это было очень нелегко.
Тагиев сделал много и для России, т. к. своими практическими делами он расширял торгово-экономические связи России с Западным и Восточным миром.
К сожалению, после революции 1917 года у себя на родине опыт, знания и деловые качества Тагиева, как и его капиталы, оказались невостребованными. Как гражданин, Тагиев был достойным и благородным человеком, выдающимся государственным деятелем, принесшим неоценимую пользу своему народу. Таким он и остался в благодарной памяти азербайджанцев и дагестанцев.
В подготовке данной публикации использована брошюра незабвенной памяти нашего историка А.-Г. С. Гаджиева «Миллионер Тагиев Гаджи Зейналабдин» (М-ла. 1998), изданная под грифом Фонда «Шамхалы Тарковские».
Камиль Алиев.