Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.newsВ ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018"Времена"ИнфоблокПолитикаИсторияКультураЛюди и время НаукаНовые книгиАчыкъ сёзАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...СапарМаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиНаши авторыАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)

ЛЮБОВЬ НЕИЗБЫВНАЯ – БУРЛИЯТ

                          


В истории дагестанской куль туры нет другого такого фе­номена, да и вряд ли когда-либо будет, как род Мурадовых! Это истинные дея­тели культуры-актеры и певцы, хоре­ографы и ваятели, организаторы куль­туры гениальные Татам и Барият Мурадовы, Акашим Ибрагимов, Инесса Курумова, Бэлла Мурадова, блистав­шие перед петербургским царским двором певицы сестры Балаханум и Ниярханум и внучка Инессы Курумовой семилетняя Барият, уже поражающая окружающих своей артистической ода­ренностью! Всенародного признания и высоких государственных наград и зва­ний у тухума Мурадовых, пожалуй, не меньше, чем у иного народа.

            Одна из плодоносных ветвей это­го могучего артистического древа - на­родная артистка России, певица Бур­лият Акашимовна Ибрагимова, более полувека радующая нас своим непов­торимым талантом. Звание народной артистки России она оправдывает все­общей любовью публики.

            Ее исполнительская деятель­ность богата и разностороння. Бурли­ят - сама энциклопедия народной му­зыкальной культуры кумыков. Она хранит в памяти сотни старинных сказании-йыров и распевных са-рынов, древних обрядовых на­певов и причитаний, детских прибауток. Виртуозно владея не только голосом, но и раз­личными инструментами, Бурлият солирует на гармо­нике, гитаре и фортепиано. Талант певицы блистает во всех этих жанрах. Но самую большую любовь и признание Бурлият снискала как лири­ческая певица: она - царица да­гестанской песенной эстрады! Здесь и народные, и авторские, и песни собственного сочинения. Ис­полнение ею под свой аккомпанемент кумыкских и других мелодий столь бе­зупречно, что доставляет высокое ху­дожественное наслаждение и неиску­шенному в искусстве слушателю, и об­разованному музыканту. Природный артистизм и высокая культура испол­нителя выделяют Ибрагимову на даге­станском песенном Олимпе.

            Когда голос Бурлият появляется в эфире или звучит с экрана, он бук­вально захватывает слушателей свои­ми тончайшими переливами, легкой и изящной манерой интонирования. Не раз бывала свидетелем того, как, отло­жив в сторону дела, люди с наслажде­нием внимали чудесным звукам ее при­родного вокала. Недаром народ одарил ее высшим на Востоке певческим эпи­тетом «бюлбюл» — соловей! А выступле­ния певицы в концертах с другими мастерами сцены всегда срывали самые бурные овации.

            Творческие вечера  и авторские концерты Бурлият Ибра­гимовой становятся событиями музы­кально-культурной жизни республики и непременно проходят при аншлагах, которым может позавидовать любая мировая знаменитость.

            Занимаясь переложением авторс­ких песен Бурлият на ноты, я пришла к одному немаловажному для ее испол­нительского почерка наблюдению. Многие сочиненные ею мелодии «пошли в народ» – их распевают, забыв про авторство, как народные. И вот здесь-то, сопоставляя расхожие варианты быто­вания песен с исполнительским стилем самой Ибрагимовой, отчетливо понима­ешь ее сильные стороны как певицы. Она выпевает не просто мелодический каркас, как другие, но привносит в него дополнительные к основному рисунку интонации, так называемые опивающие звуки, уходя тем самым от однообразия и простоватости песенной мелодии. Та­ким же образом преодолевается схема­тизм ритмики. Ритм - это своего рода легкие в теме мелодии, он тоже свобод­но варьируется певицей, придавая ее ис­полнению свободу и тираду дыхания. Каждый новый возврат куплета или от­дельного небольшого момента внутри мелодии не повторяет в точности пре­дыдущий, а образует новый вариант. Избегая точных повторов, исполнитель­ница наполняет музыкальное развитие непринужденностью, что всегда так приводит в восторг слушателей. Мно­гие композиторы, как профессиональ­ные, так и самодеятельные, доверяют ей свои песенные премьеры, многие песни ей же и посвящены.

               Золотой порой дагестанской культуры стали 60-70-е. Именно в эти бурные годы культурного развития расцветает талант нашей певицы. На дагестанской песенной эстраде той поры блистают имена лезгинки Рагимат Гаджиевой и аварки  Муи Гасановой, даргинки Аминат Ибрагимовой и лачки Марьям Дандамаевой, татки Марии Щербатовой, дагестанской гру­зинки Рэт Гуриелашвили и многих дру­гих замечательных исполнительниц. Легко ли было сохранить самобыт­ность, свое незаменимое лицо в таком творческом ряду? Звезда Бурлият взош­ла и сияла, нисколько не затмеваясь и не тесня ничего, на фоне этой яркой плеяды исполнительниц. Разносторон­ность, универсальность ее певческого облика обеспечивал и непреходящий успех у публики на многие и многие годы. И сегодня, спустя пять десятков лет, имя Бурлият Ибрагимовой гаран­тирует полные сборы в самых больших аудиториях.

 

 


 

Предание гласит: «Если поет соловей, сад полнится». Сердце человека также полнится волнением музыки, когда поет Бурлият. Ее нельзя слушать равнодушно. Недаром Бурлият на­рекли в народе соловьем.

Я думаю, Бурлият больше, чем соловей. Ведь она поет не только в весеннюю пору, она радует нас всегда: и летом, и зи­мой, и осенью, и весной.

Многие и многие стихи наших поэтов, окрыленные музы­кальным талантом и профессионализмом Бурлият, долетели до людских сердец».

                                                                                                                 Анвар Аджиев. 1960 г.


 

 

            многие из полюбившихся песен тех лет вошли в жизнь, сойдя с театральных подмо­стков. Музыку для дагестанских те­атров тогда писали именитые композиторы Готфрид Гасанов, Наби Дагиров. Сергей Агабабов. Бурлият, сама в юные годы работавшая в Кумык­ском театре, не боясь театральной спе­цифики, подхватывала популярные ме­лодии из спектаклей. Она давала им но­вую жизнь на песенной эстраде, в радиоэфире и на телеэкране. Так зазву­чали песни и арии из музыки Дагирова к спектаклю Ю. Даниялова «Черные розы», Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрек сюйсе». Прививая дагестанцам вкус к но­вой театральной музыкальной интона­ции, певица вносила свою лепту в му­зыкальное воспитание публики. Труд этот оказался ненапрасным. Сегодня в Дагестанском театре оперы и балета наше общество с большим понимани­ем слушает оперы дагестанских ком­позиторов.

            В традиционной культуре дагестанских народов театра не было, но элементы театральности про­низывают народное искусство. Таковы исторические сказания и баллады ку­мыков, йыры. В них исполнитель, по-актерски перевоплощаясь, в лицах ве­дет рассказ о герое или событии. Это наш театр одного актера, высший жанр национального исполнительства, под­властный не каждому певцу. В йыре сказатель обязательно сам сопровож­дает пение игрой на гармонике или комузе, выполняющем еще одну актерс­кую роль - комментатора событий, роль «от автора». Театрализацию пес­ни Бурлият проводит с таким тонким артистизмом, что она признана одним из мастеров исполнения йыра. В опере Н. Дагирова «Йырчы Казак», постав­ленной недавно Дагестанским театром оперы и балета, певица исполняет йыр, некогда сложенный народом в честь прославленного поэта.

            История этого вставного номера показательна. Ибрагимову в числе дру­гих знатоков кумыкской культуры при­гласили на просмотр готовящейся пре­мьеры оперы. Здесь и возникла идея кого-то из гостей украсить постановку в подходящий сюжетный момент ее уча­стием - предложение, свидетельству­ющее о безмерном уважении таланта великой певицы. Номер этот стал изю­минкой постановки и неизменно вызы­вает бурную реакцию оперной публи­ки. Отточенностью интерпретации йыра. профессиональным владением голоса, вьшевающим тончайшие нюан­сы мелодии, Бурлият Акашимовна по­казывает бывалым солистам оперы на­стоящий исполнительский класс!

            Истинно творческая натура, Иб­рагимова всегда смело осваивала но­вые художественные горизонты. В благословенные 60-70-е она стала од­ной из первых исполнительниц кумык­ских песен в эстрадном стиле. Как со­листка радио и телевидения она пела в сопровождении эстрадно-симфоничес­кого оркестра своего ведомства. Народ­ная мелодика, преломленная в ритмах и тембрах джаз-банда, звучала особен­но свежо и необычно для националь­ного слуха.

            Еще одна грань богатой творчес­кой деятельности Бурлият Ибрагимовой связана с хором Дагестанского ра­дио и телевидения. Один из заслужен­ных музыкальных коллективов респуб­лики, он много делает для воспитания музыкального вкуса народа. Есть в этом благородном деле и заслуга ведущей солистки хора, нашей Бурлият. Хор радио и телевидения вместе со своей звонкоголосой солисткой был первым и долгие годы единственным интерпре­татором хоровой музыки дагестанских авторов - Кажлаева, Агабабова, Даги­рова, Чалаева, Шамасова, Джафаровой, Гусейнова. Вместе с коллективом она выступала в городах и аулах род­ного Дагестана, Северного Кавказа, на музыкальных фестивалях и пленумах Союза композиторов в Нальчике и Вла­дикавказе, Грозном и Майкопе, Ерева­не и Краснодаре, в столице страны Москве и Ленинграде. В 195 Гм, придя на радио, она была одной из немногих образованных исполнительниц, чита­ющих нотный текст. Планку професси­онализма во всем и всегда она держит и по сей день.

            БУРЛИЯТ Акашимовна всегда с готовностью отзывается на новые творческие предложения, она в вечном поиске художественных впечат­лений, всегда готовая к самоотдаче. Бывая на гастролях с Бурлият, я удив­ляюсь ее творческой собранности, не­устанной потребности завоевывать новые аудитории. Уже отыграны все запланированные выступления, время клонится к вечеру, но она, не зная устали, ищет любой повод петь еще и еще - и для многотысячной толпы на городском майдане, и для взыскатель­ного ценителя, и в узком дружеском кругу. Но при этом никогда не разме­нивала свое высокое искусство на звон­кую монету или дешевую свадебную популярность. Вот почему Бурлият Иб­рагимова подлинно народная артистка' Как всякая звезда, Бурлият хранит и оберегает от посторонних глаз свою частную жизнь. Но друзья и особо на­стойчивые поклонники таланта певицы знают ее как радушную хозяйку. У Бур­лият в доме всегда тепло и уютно, свет­ло и изысканно красиво. Подтверждая талант во всем, она вкусно стряпает. А главное - ее душа, как и очаг, всегда открыта для нас, а значит, поет... Поет Бурлият Ибрагимова!

 

Маймусат КОРКМАСОВА,

музыковед.



Количество показов: 1212
23.03.2017 22:06

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта