А. Алклычев: «Дагестану не хватает крупного производителя»


   Каким был 2018 год в экономической жизни и с какими проблемами столкнутся наши граждане в 2019 году, которые отразятся на социально-экономическом положении? На эти и другие вопросы редактора отдела экономики и экологии газеты «Ёлдаш» К. Караева отвечает доктор экономических наук Алклыч АЛКЛЫЧЕВ.


– Какие события в экономической жизни нас порадовали в 2018 году, какие нас ждут в 2019 году и как это отразится на экономическом развитии страны, республики?



– В 2018 году была проиндексирована до целевого уровня оплата труда работников социальной сферы, МРОТ был поднят до прожиточного минимума. Относительный рост реальных доходов привел к тому, что люди стали делать крупные покупки, активно росло в этом году потребительское кредитование, и граждане не боялись брать кредиты на покупки.



Намеченная к осуществлению бюджетно-налоговая политика, конечно же, существенным образом отразится на социально-экономическом положении регионов РФ. А если ещё к этой доморощенной политике прибавятся новые санкции, международная торговая война, неустойчивость нефтяной конъюнктуры с учетом того, что сланцевые производители из США в последнее время активизируют добычу, то негативные эффекты в отечественной экономике увеличиваются в несколько раз.


– Хотелось бы, чтобы вы выделили основные проблемы, с которыми столкнутся наши граждане в 2019 году и как они отразятся на их социально-экономическом положении…



– Я выделю несколько основных изменений в бюджетно-налоговой политике, которые существенно отразятся на качестве жизни населения страны в целом и её регионов. Это прежде всего налоговая политика, затем политика ценообразования, тарифная политика, пенсионная политика (реформой нельзя назвать повышение пенсионного возраста), промышленная политика (которая в таких регионах, как Республика Дагестан, фактически сведена на нет). В числе основных негативных факторов, которые ждут нас в 2019 году, – снижение цен на нефть, замедление роста экспорта, адаптация к санкциям, переход к постоянному бюджетному правилу и увеличение налогового бремени.


– Если можно, более подробно осветите эти «политики».



– Принятое в первом же чтении в Госдуме повышение НДС с 18% до 20% приведет к весьма неоднозначным последствиям. Решение повысить НДС было принято, так как этот налог очень просто взимать и взыскивать. Дело в том, что он включен в любую цепочку поставки товара несколько раз, и его повышение будет оказывать мультипликативный эффект на цены. Увеличение НДС на, казалось бы, каких-то 2 процентных пункта может повлечь за собой рост цен на дополнительные 4-5 процентных пунктов в дополнение к общему уровню инфляции. В результате и НДС, и «инфляционный налог» придется заплатить всем домохозяйствам и всем предприятиям. Кто поставляет сырье для производства конечных товаров, кто занимается логистикой – они все заплатят повышенный НДС, и это в конечном итоге отразится на стоимости социально значимых товаров. По оценке многих экспертов, в результате увеличения НДС рост ВВП замедлится с 1,8% в 2018-м до 1,3% в 2019 году. Казалось бы, собранные от роста НДС деньги можно будет потратить на социальные проекты и должен вырасти уровень жизни населения, но поднять уровень жизни будет довольно трудно, в отличие от того, как просто разогнать рост цен.


– Кроме НДС, ещё же какие-то налоги подняли?



– Не подняли, а ввели новые налоги… С 1 января 2019 года в Республике Татарстан, в Калужской, Московской области и в Москве начнет действовать новый налог для самозанятых граждан. Со временем этот налог намечено ввести на всей территории РФ. Размер налога для физических лиц составит ‒ 2,5%, для юридических ‒ 4,5%. Под категорию самозанятых попадают те, кто имеет доход, но не зарегистрирован как физическое или юридическое лицо и не использует труд наемных работников. Это фрилансеры, фотографы, таксисты, репетиторы и арендодатели, сдающие свою 
недвижимость. Те, кто зарабатывает меньше 10 млн руб. в год, будут платить стандартный налог, для тех, кто зарабатывает выше указанной суммы, предусмотрены другие суммы.



Экологический налог существует не первый год, однако в 2019 году предусмотрены его модернизация и официальное появление в Налоговом кодексе. Оплачивать экологический налог будут физические лица, предприятия, ИП, которые занимаются какой-либо деятельностью, наносящей урон окружающей среде. Сюда относится сброс загрязнений в реки, водоемы, выброс отравляющих веществ в атмосферу, накопление отходов разной степени опасности. Для каждого типа предприятия налог будет разный, например, для больших компаний предусмотрены авансовые платежи в течение всего года, а для ИП – оплата в течение налогового периода. Сумма экологического налога в 2019 году будет зависеть и от вида отравляющих веществ: для сероводорода – 686 руб., а для аммиака – 138 руб. Для компаний, поддерживающих экопроизводство, предусмотрены нулевой налог или введение льготных условий.



Туристический сбор у нас в РД пока не действует. Он действует в 4 регионах РФ — Краснодарский, Алтайский, Ставропольский край и Крым. Сумма курортного сбора определяется местными властями и не может превышать 100 руб. С 1 января 2019 года предусмотрен налог в размере 2% от стоимости номера. В 2020 году туристический сбор будет введён во всех 85 субъектах Российской Федерации.



С 1 июля 2019 года должен вступить в силу налог на тунеядство. Сбором будут облагаться официально не работающие категории граждан.


– Много разговоров было о повышении цен на топливо и тарифов на услуги ЖКХ в 2019 году.



– Всё началось ещё в 2018 году. Как говорится: продолжение следует… Согласно сведениям Счетной палаты, начиная со следующего года акциз будет увеличен в 1,5 раза. Это, естественно, повлечет повышение цен на топливо. Сегодня цена за тонну бензина составляет 8213 рублей, за тонну дизтоплива – 5665 рублей за тонну. Начиная с января 2019 года цена акциза на бензин будет составлять 12374 рубля за тонну, т.е. подорожание составит почти 50%! Стоимость дизельного топлива будет 8541 рубль за тонну, а это более 66%.



Эксперты утверждают, что бензин подорожает не только из-за увеличения цен на акцизы, но ещё и из-за роста НДС на 2%, что в итоге составит 20%.



То, что касается тарифной политики по услугам ЖКХ, то совокупное повышение тарифов пройдет в пределах инфляции по отношению к 2018 году и не превысит 4,2%. График изменения тарифов в 2019 году выглядит следующим образом:



– с 1 января россияне увидят увеличение платежей на 1,7%;



– с 1 июля в платежках суммы увеличатся на 2,4%.



Индексация в июле будет проведена по отношению к новым январским ценам. Власти рассчитывают, что общий рост за год при такой схеме не должен превысить целевую инфляцию. Именно такой порядок и был зафиксирован в постановлении Правительства от 12 ноября 2018 года №1347.



Но при этом постановление предусматривает установление максимальных индексов изменения на муниципальном уровне. До середины декабря текущего года главы регионов обязаны были определиться с этими значениями. По расчетам экспертов, для семьи из четырех человек с ежемесячной платой за коммунальные услуги в районе 4,5 тыс. рублей сумма повышения составит около 180 рублей.



Статьей 157.1 Жилищного кодекса запрещено повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги выше предельных индексов роста. Поэтому повышение тарифов, которое в общей сложности не превысит 4,2%, равномерно разделится на все виды коммунальных услуг и не выйдет за границу предельного значения. Всего коммунальщиками предоставляется шесть наименований услуг:



– обеспечение холодной и горячей водой;


– водоотведение;


– газоснабжение;


– отопительные услуги;


– электричество.



С 1 января 2019 года тариф на сбор и вывоз бытовых отходов будет рассчитываться региональными операторами. Ранее стоимость услуг такого рода устанавливали управляющие компании или органы местного самоуправления. Плата будет зависеть не от площади квартиры, а от количества людей в ней проживающих. Таким образом, ограничение на повышение тарифа в 4,1% на сбор и вывоз бытовых отходов не распространяется. По мнению экспертов, стоимость тарифов за вывоз ТБО увеличится в несколько раз.



В таблице приведены коэффициенты увеличения размера вносимой населением платы за коммунальные услуги в среднем по регионам.



Субъект РФ Средний индекс повышения по региону (%) с 1 января 2019 г. с 1 июля 2019 г.



Республика Адыгея 1,7 2


Республика Башкортостан 1,7 2


Республика Бурятия 1,7 2,8


Республика Алтай 1,7 2,5


Республика Дагестан 1,7 3,8


Республика Ингушетия 1,7 3,3


Кабардино-Балкарская


республика 1,7 4


Республика Калмыкия 1,7 2


Карачаево-Черкесская


Республика 1,7 3,3


Республика Карелия 1,7 2,4


Республика Коми 1,7 2,4


Республика Марий Эл 1,7 2


Республика Мордовия 1,7 2


Республика Саха (Якутия) 1,7 2,4


Республика Северная


Осетия – Алания 1,7 3,3


Республика Татарстан 1,7 3


Республика Тыва 1,7 2,8


Удмуртская Республика 1,7 2


Республика Хакасия 1,7 2,8


Чеченская Республика 1,7 4


Чувашская Республика 1,7 2


Алтайский край 1,7 2,4


Забайкальский край 1,7 3,2


Камчатский край 1,7 2,4


Краснодарский край 1,7 2,6


Традиционный вопрос о соотношении доллар–рубль. Что будет с рублём? Будет ли он укрепляться по отношению к доллару или наоборот? Чего нам ждать?



– На мой взгляд, на фоне доллара рубль будет слабеть в будущем году. Всё этому способствует и будет способствовать в дальнейшем. Объёмы добычи нефти растут, несмотря на соглашения об ограничении внутри ОПЕК, так как сланцевая её добыча в США набирает обороты, и уже Штаты не завозят нефть, а даже вывозят больше на экспорт, и цены соответственно падают. Западные санкции, ограничения в экспорте энергоресурсов отечественных компаний, ограничения в доступе к западным валютным ресурсам нашей банковской системы, повышение ставок Федеральной резервной системы США, возобновление закупки валюты Центробанком с 15 января и разрешение не возвращать в страну валютную выручку – всё это способствует укреплению доллара и слабости рубля…


– Всё же хотелось бы вернуться на наш региональный уровень: что ждёт Дагестан в 2019 году?



– В экономике всё взаимосвязано. Российская экономика связана с мировой, наша региональная экономика прочно связана с общероссийской, а через неё и с мировой соответственно. Проблемы у регионов одни: сокращение рабочих мест, низкая доходная база, продолжающаяся стагнация производства – вот теперь и до малого и среднего бизнеса доходит дело. А ведь он поддерживал регионы, активизировал хозяйственно-экономическую деятельность на территориях.



Глава Дагестана Владимир Васильев отметил недавно, что республике не хватает крупных экономических проектов. И с ним трудно не согласиться: республике катастрофически не хватает крупного производства, которое решало бы глобальные вопросы регионального уровня.



Почти в 3,5 раза увеличена на 2019 год республиканская инвестиционная программа (с 1,7 до 5,8 млрд рублей), в рамках которой будет профинансировано строительство 72 объектов – 18 школ, 22 детсадов, 4 объектов здравоохранения, 2 спортзалов, 5 водоводов. Запланированы также расходы на ремонт 150 школ, обеспечение пожарной безопасностью 199 учреждений, покупку 95 автобусов для перевозки школьников, закупку медицинского оборудования. И это всё, конечно, хорошо. Но где же реальный сектор экономики? Учиться, лечиться, ездить по хорошим дорогам на нормальном автотранспорте – неплохо. Будет и работа учителям, врачам и ещё многим другим, кто задействован в «социалке». Но без реального сектора экономики мы себя за волосы из болота не вытащим.


– Так нас, получается, ждёт трудный 2019 год?



– Нормальное течение экономических процессов обеспечивается высоким уровнем деловой активности, техническим переоснащением, занятостью трудоспособных граждан. Неправильная экономическая политика заводит в тупик все хорошие начинания, способствует расцвету бюрократии и ее сращиванию с теневым капиталом. Потеря экономического интереса к развитию вследствие применения в государстве неверных механизмов управления является первым признаком наступления стагнации. Экономическая ситуация в России в 2019 году по-прежнему будет определяться увеличением влияния крупных монополий, отсутствием реальных экономических рычагов для развития малого бизнеса в торговле, сфере услуг и производства. Неудивительно, что все прогнозы авторитетных российских экономических учреждений основаны на прогнозе стоимости нефти за баррель на мировом рынке. Экономика демонстрирует полную зависимость степени своих успехов от этого показателя.



Трудности 2019 года будут вызваны тем, что за время нефтяного изобилия государство не сделало главного – структурной перестройки экономики. В связи с этим Россия отстает от конкурентов – как развитых, так и развивающихся стран – в части 
производительности труда и эффективности использования человеческих ресурсов. Значительная часть мер, принимаемых правительством при появлении дополнительных источников дохода, направлена на формирование резервов, которые направляются на латание дыр в случае возникновения социальной напряженности. Видимо, руководству страны важнее не перестройка экономики, которая принесет результаты лишь в перспективе, а стабильность, гарантирующая гражданам низкий доход, но с сохранением достаточного числа рабочих мест, социальных выплат, в том числе льготным категориям населения. При таком подходе в ближайшей перспективе о росте экономики опережающими темпами говорить не стоит.



Читайте полную версию на сайте газеты “Ёлдаш”
www.yoldash.ru