Нет никаких сомнений, что Гамид Алиевич Рустамов, которому 15 сентября этого года исполнилось бы 110 лет, является, наряду с Алим-Пашой Салаватовым, символом дагестанского театрального искусства, основой его успехов и достижений, залогом его перспектив и потенциала. «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, – писал великий русский драматург Александр Островский. – Так же как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ…». И одним из тех, кто такую возможность – гордиться своим национальным театром – предоставил дагестанцам, является Гамид Алиевич Рустамов.
— Он был общедагестанским явлением, — об этом проникновенно написала искусствовед Гулизар Султанова в своем предисловии к книге «Дагестан: Время… Судьбы…». — Ибо он стоял у истоков дагестанского театра, у его, как говорится, колыбели, строил профессиональный театр народов Дагестана, прокладывал первые тропы нового искусства к народу. Он причастен к творческим судьбам многих актеров и режиссеров на-циональных театров. Он написал немало пьес, получивших прописку в разных театрах республики, и помог родиться целому ряду талантливых пьес других дагестанских авторов!
Очень важно, что Гулизар Султанова подчеркнула вклад Рустамова в становление, рост, творческое развитие драматургических талантов. Не секрет, что некоторые современные дагестанские режиссеры очень редко работают с авторами, предпочитая, как говорится, почивать на лаврах, причем частенько – чужих, ставя проверенные временем спектакли, творения классиков, причем порой даже невзирая на то, согласуется ли их содержание, их идейный фон с местными реалиями… А вот Гамид Алиевич не чурался такой работы. Лучшей иллюстрацией этой оценки может служить пример, связанный как раз с упомянутым мною выше Алим-Пашой Салаватовым.
Не случайно, что два этих великих театральных деятеля сошлись в одной эпохе, работали рука об руку, раскрыв колоссальные возможности сотрудничества драматурга и режиссера, создателя пьесы и постановщика спектакля. Людям такого масштаба и такого таланта свойственна редкая зоркость, перерастающая в прозорливость, позволяющая разглядеть в пьесе зерно будущего великого спектакля, в нескольких сценах и эпизодах – художественное полотно, отражающее важнейшие черты и особенности целой эпохи. Характерен в этом плане пример его творческого сотрудничества с Салаватовым. «… Слава к Салаватову-драматургу пришла сразу и навсегда», – констатирует Гамид Алиевич в своей «Книге о моем театре» и тут же переходит к эпизоду, который показывает, что слава не вскружила голову известному драматургу. «Он (Салаватов), как ребенок, восхищался всем, что делалось на сцене, и часто спрашивал: «Как это делается?». Непонимание всей сложности и специфичности театра сказалось и в первом варианте его пьесы «Айгази», который отличался обилием материала, быстрой сменой действий, нагромождением событий. В пьесе предполагалось два-три пролога, более ста действующих лиц, множество актов и картин. Помню, когда я объяснил непосильность такой постановки, несмотря на всю значимость пьесы, он смущенно проговорил: «… Тебе, как режиссеру, виднее… Скажи, что мне делать? Работы я не боюсь!». Эта сцена ярко характеризует обоих: одного, как скромного, не боящегося критики автора, а второго, как тонкого мастера режиссуры, знающего всю подноготную своего ремесла…К сожалению, такое доверие по отношению к себе, как режиссеру, Гамид Алиевич будет испытывать не всегда.
Гамид Рустамов был необычайно скромным человеком. Он не любил говорить о себе. Тем ценнее те несколько строк, которые я хочу процитировать из все той же «Книги о моем театре», где он говорит о себе, о своей семье и детстве. Поражает стиль, избранный им для короткого рассказа, в нем есть что-то библейское, отсылающее к чему-то вечному и надмирному. «Сначала меня не было. Совсем не было, – начинает он, раздвигая в бесконечность границы своего явления в мир. – Двое молодых – Али и Изат – случайно встретились, но не случайно поженились. Естественно, у них, как это определено самой природой, родились дети. Не один и не двое, а целый детский сад – 11 душ! Среди них единственная девочка Айханум. Которая, говорю это с болью, умерла через год после замужества от родов… В этот самый день, 15 сентября 1911 года, в семье Али родился 12-й ребенок, возвестивший о своем появлении громким криком на весь аул Аксай. Нарекли его Абдул-Гамидом. Вот и был я!».
Согласитесь, этот отрывок будто бы взят из Ветхого завета, книги, которая описывала мир и обитающих в нем существ крупными мазками, переходя, перешагивая через нюансы и детали, к самой сути…
Как пишет автор далее, «… мой отец Али был бедным, очень бедным человеком. Он работал каменщиком, водовозом, огородником, лавочником и, наконец, сторожем мечети…». Дальше последует признание, которое удивит читателя, потому что оно никак не согласуется со ставшим хрестоматийным образом Гамида Алиевича – человека глубоко светского, всегда с иголочки одетого, даже, не побоюсь этого определения, чопорного, с оттенками английского лорда и джентльмена. «Когда мне исполнилось семь-восемь лет, – доверительно сообщает нам автор, – меня отдали учиться в медресе…». Казалось бы: где медресе, а где театральный режиссер?! Но есть в этом своеобразный символизм, ибо театр, по всеобщему признанию специалистов, вырос из обряда, который в свою очередь является и проявлением религиозных чувств и настроений.
«Учился я плохо и не подавал никаких надежд», – делает Рустамов признание, которое также противоречит нашему представлению о нем. Ибо вряд ли можно было найти в Дагестане личность более любознательную, одержимую жаждой знаний, чем Гамид Алиевич. Оправданием такому нерадивому отношению в данном случае, наверное, может служить то, что карьера муллы или кадия были не его стезей. А встав на свою линию, Гамид Рустамов работал и действовал так, что не заметить этого было невозможно. Не случайно в 1935 году Наркомпрос Дагестана выбрал именно его для направления на учебу в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского на режиссерский факультет! Режиссер – это особенное амплуа. Амплуа, требующее понимания человеческой психики и характера, что недостижимо без углубленного освоения как профессиональных, так и общих знаний, умения вникать в события и явления жизни. Очень точное определение этой профессии дала покойная великая актриса Людмила Гурченко, сказавшая, что деятельность режиссера требует «верховенства мысли», а этим верховенством Рустамов обладал в полной мере.
Но путь к достижению этого верховенства был непростой и долгий. Начался он в далеком 1925 году, когда по инициативе наркома просвещения Алибека Тахо-Годи в Махачкале была организована первая национальная театральная студия. Двух лет хватило, чтобы первые итоги работы студии получили высокую оценку известного в ту пору театрального критика К.А. Хазова. В статье «Кумыкский театр в Дагестане» от 1927 года он писал: «… 30 человек, оставшиеся в студии, внушают немалые надежды, они обещают многое. За год работы серьезно и детально проработана история театра. Юноши-горцы уже знают Шекспира. Они пытаются уже писать сами, и в этой области ими достигнуто немало. Период учебы студийцев заканчивается, и скоро они будут уже не студийцами, а законченными артистами, готовыми к работе на сцене». В этом же году студия впервые выступает со своими постановками и выезжает на гастроли в аулы Нижнее Казанище, Нижний Дженгутай, Чали, Чудрен и др.
Как видим, география гастролей Кумыкского театра вполне себе интернациональная, что отражает и особенность мировоззрения его будущего главного режиссера Гамида Рустамова. Он действительно был выше узконационального мышления, что нашло свое отражение и в «географии» его театральной деятельности. Как известно, Гамид Алиевич начал свою режиссерскую работу в Кумыкском театре, но велик его вклад и в развитие Лакского театра, куда он пришел в 1972 году по приглашению его художественного руководителя Валерия Эфендиева и проработал в нем 12 лет – до 1984 года. Гулизар Султанова очень высоко оценила вклад Гамида Рустамова в развитие названного театра. По ее словам, именно он поднял профессиональный уровень этого театра на достойную высоту. Старожилы Лакского театра до сих пор помнят уроки Рустамова, его наставления и советы, которыми он щедро делился с коллективом в ходе их регулярных собраний и общения.
С большой благодарностью Гамид Рустамов отзывался о помощи и поддержке видного государственного деятеля Дагестана Шахрудина Магомедовича Шамхалова. Статью о нем он назвал «Человек добрых дел». «Не могу не сказать несколько слов о замечательном человеке, который принимал самое живое участие в судьбе нашего театра в трудные дни Великой Отечественной войны, – рассказывает Рустамов. – Шахрудин Магомедович в ту пору работал председателем Буйнакского городского Совета депутатов трудящихся. Много забот и внимания Шамхалов уделял и нам, работникам искусства. Он любил театр и хорошо понимал его значение, особенно в то трудное, суровое время. Шахрудин бывал на всех спектаклях, а потом часами вместе с нами обсуждал проблемы театра. Кроме творческих вопросов, он интересовался бытом и условиями жизни работников театра».
Я не в первый раз пишу про Гамида Рутамова, и в этом нет ничего удивительного. Во-первых, я лично знал его, не раз встречался с ним, имел счастье слушать его рассказы о времени и о себе… Эти впечатления вновь и вновь всплывают в моей памяти, возвращая к светлому образу этого великого человека, режиссера и драматурга… Жизнь, биография и творчество Гамида Рустамова изучены достаточно хорошо. Но в биографии любого человека бывают страницы, которые по разным причинам остаются скрытыми от общественности. Есть такие страницы и в биографии Гамида Рустамова. Я имею в виду эпизод начала 50-х годов, когда он вынужденно покинул стены родного Кумыкского театра и переехал в Киргизию.
Да, это был вынужденный шаг, но он открыл перед ним возможность, о которой Гамид Рустамов, по его собственному признанию, давно мечтал – приобщил его к русской драматургии, к которой он всегда был неравнодушен. А в 1950 году, за два года до отбытия в Киргизию, он даже сделал попытку перейти работать в Русский театр в Дагестане. Как объяснял впоследствии он сам: «Для работы в театре, не ограниченном национальными особенностями». Но это желание Рустамова исполнилось не сразу: в просьбе о переводе в Русский театр ему тогда было отказано. Но он проявил настойчивость, и вот, процитируем его самого, «в конце концов сезон 1951-1952 гг. я встретил в должности главрежа Махачкалинского Русского драмтеатра имени М. Горького».
Перед творческим взором Рустамова открывались новые возможности и перспективы. «Русская классика, особенно Островский, – писал он впоследствии, – всегда была крепким орешком для нашего театра. Как правило, на русских спектаклях в нашем зрительном зале возникает некий отчетливо ощутимый холодок. До сих пор я не до конца понимаю, в чем тут дело. Ведь кумыкский зритель, тот самый, что приходит на наши спектакли, с величайшим удовольствием смотрит того же А. Островского в Русском театре. А у себя остается к нему равнодушным. В «мой» сезон в Русском театре работали замечательные актеры: Иннокентий Смоктуновский, Римма Быкова, Герман Апитин, Константин Якушев, Валентина Рустамова и др. Но через год я захотел сделать следующий шаг – попробовать на время оторваться от родной почвы и попытать свои силы совсем в чужом театре. И вот я в Москве в кабинете Председателя Комитета по делам искусства при Совмине СССР Николая Николаевича Беспалова. Тот понял меня и назначил на должность главрежа Киргизского республиканского русского драмтеатра имени Крупской во Фрунзе…».
Вернулся он оттуда через 5 лет – в 1956 году, как пишет он сам, «по просьбе родного театра и руководства республики… несомненно, расширив диапазон моих режиссерских познаний, полный творческих замыслов, чтобы больше никогда не покидать его».
(Продолжение в следующем выпуске)