Ценностные измерения «БАШЛЫ И БАШЛЫНЦЕВ»

В ближайшие дни ожидается присуждение на основе конкурса Государственной премии Республики Дагестан за выдающиеся работы в области науки, литературы и искусства за 2015 год. Участие в присуждении самой главной премии республики подразумевает признание научным, культурным сообществом, экспертами, называемыми государственной комиссией (жюри), номинантов. Возглавляет комиссию, что немаловажный факт, общепризнанный, компетентный топ-менеджер, умеющий наладить механизм принятия правильного решения – первый заместитель председателя Правительства Р. М. Алиев. В науковедении есть такое понятие – «обнажение приема». Государственная премия – это и есть обнажение премиального процесса как исторического, социально-политического, культурно-просветительского, познавательного, художественно-эстетического. Именно такого понимания и признания заслуживает, на наш взгляд, книга энциклопедического содержания Якуба Гамзатова и Мурада Рашидова «Башлы и башлынцы» (история и современность). Книга представлена на госпремию, и я имел честь присутствовать и выступить в переполненном читателями и кумыкской интеллигенцией зале Республиканской библиотеки им. Р. Гамзатова.





БАШЛЫ КАК «МЕСТОРАЗВИТИЕ» БАШЛЫНЦЕВ

Книга не только по своему большому формату и качеству издания, а главное – по содержанию, идеям и ценностными ориентациями заметно отличается от многих аналогичных изданий: «Ахты», «Мекеги», «Чиркей», «Аксай», «Кумух», «Чувство Чуниба»… Захватывающе и обоснованно, что география малой родины – это решающий фактор, определяющий судьбы башлынцев, живущих ныне в трех селениях – Башлыкенте, Джаванкенте и Капкайкенте, что система ценностей башлынца служит фундаментом его отношения к окружающему миру. И одной из основных составляющих этого фундамента является родина. Сначала родина – это родители, родные и близкие люди, родной дом, родное село, родные места: горы Джавантав, Яшкент-теки, реки Башлы-озень, Арту-озень, Кумашарт, леса, поля, луга, родники… За всем этим властно проступает в книге ценностный аспект бытия всего населения Башлы: правила и нормы поведения башлынца, традиции, родной язык, манера говорить, жесты, характер сообщения, мода… – все, вплоть до самоидентификации. Одним словом, настоящая книга – это кардиограмма башлынцев. История села и природа сливаются в единое целое. Там башлынцы не только родились, но и зародились в зерне, в самом своем существе, так что вся дальнейшая их жизнь есть только ряд побегов на этом корне. Все, все башлынцы – оттуда…

ИЗ ПЛЕМЕН В НАРОД

Всем этносам Дагестана веками приходилось бороться за свою землю против многочисленных внешних завоевателей. «Селение Башлы, отмечают авторы, являясь одним из основных опорных пунктов и главной твердыней южной части Прикаспия, всегда первым принимало удары захватчиков, спасая тем самым жителей предгорного и горного Дагестана от внезапных нападений очередных завоевателей». Этнические общности Дагестана складывались тысячелетиями, а народами они стали в XIV веке, и тогда появилось и слово «Дагестан».

Книга способствует пониманию, что формирование кумыков, в том числе башлынцев, началось со второй половины 1-го тысячелетия новой эры и завершилось в 1345–1396 годах, то есть 620 лет назад, когда они первыми на равнине столкнулись с нашествием Тимура и героически сражались, защищая свою Родину, которую «им пришлось восстанавливать около ста лет». Именно тогда завершился процесс этногенеза, «пассионарный толчок» (по выражению Гумилева), пассионарная индукция, то есть возбуждение, умозаключение энергоизбыточных представителей равнинных племен, охваченных тягой к действию и способных передать энергию другим. Они создали и навязали сообществу этих племен новые культурные и мировоззренческие ценности, новое восприятие себя, своих интересов, своих идеалов, своего состояния гомеостаза (равновесия с окружающей средой), своего места и положения в Дагестане. Родилась новая историческая и социокультурная общность людей, которая приобрела самосознание, закрепленное в самоназвании – мы «кумыки». Таким же эволюционным путем образовались все дагестанские автохтонные этносы. Нажмудин Самурский по этому поводу писал: «Бесконечные войны выковали из дагестанских этносов воинственных и мужественных, стальных рыцарей».

ОБЩИЙ  ЖИЗНЕННЫЙ  КОНТЕКСТ

Далее в книге разворачивается огромная панорама жизненного контекста башлынского сообщества со всеми народами Страны гор: их вклад в разгром Надир-шаха и в Кавказскую войну; участие в общедагестанском восстании 1877 года и переселение в Османскую империю (кстати, по нашим данным, и ныне около 30 тысяч выходцев из Башлы, Утамыша, Янгикента и других кумыкских сел живут в городе Хомсе Сирийской Арабской Республики); участие в Великой Отечественной войне; обозначены разделы: развитие экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, соотношение традиций и новаций, составные фольклора, будущее Башлы и многое другое.

Исходным посылом книги, заставляющим задуматься над методологическими подходами авторов, является, на наш взгляд, умение выкристаллизовывать центральную фигуру человеческой личности, судьбу, чаяния и надежды односельчан, описать глубокий и всесторонний портрет сотни и сотни действующих лиц и исполнителей и советского, и постсоветского нового Башлы. Книга имеет все для того, чтобы лучше понять, «кто мы», дагестанцы, в XXI веке.

«У Александра Городницкого в одном из стихотворений/песен есть замечательно образные, емкие, точные строки: «Родство по крови образует стаю, Родство по слову – создает народ». «Родство по крови» (по происхождению) – бесспорно, важный исходный фактор на начальном этапе формирования этнической общности. Но несравнимо большую роль в дальнейшем процессе ее сложения, консолидации, развития играет слово, которое не только общий язык – неизмеримо огромный по своему значению фактор всего бытия человеческого сообщества, – но и вся неразрывно связанная с ним общая территория, общая история, культура, психология, вся жизнь народа от повседневности до веховых этапных событий. Все то, что формирует особое, единое самосознание и самоназвание – «мы – дагестанцы». Дагестанцы – это надклассовая, надэтническая, надрелигиозная общность, опирающаяся на справедливость и нашу божественную судьбу, при этом абсолютно не затрагивая проблемы этнической самобытности. Это цивилизованная, социокультурная, политическая идентичность. Где бы мы ни родились, где бы ни выросли, в горах или на равнине, в южном или северном, западном или восточном регионе, ауле или городе – все это наша Родина. А вместе мы – один-единый дагестанский народ. Дагестанский народ – это внутренняя ось фундаментального единства и консолидированного общества. Дагестанский народ – это цельный субъект XXI века, единственный источник власти в Республике Дагестан.

Абдулла МАГОМЕДОВ,

действительный член Российской академии социальных наук,

г. Махачкала.