Как эффективно использовать земельно-ресурсный потенциал республики?

На территории республики функционируют и используют землю 623 тыс. землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Тревожно то, что из-за неналаженности учёта и отчётности отсутствует достоверная информация о землепользователях, распространена практика, когда огромные земельные площади, в первую очередь земли отгонного животноводства, формально закреплены за одними сельхозпроизводителями, а фактически – в нарушение всех законодательных актов передачи в субаренду – другим, к тому же эти неправовые сделки не находят отражения в статотчетности, не уплачивается земельный налог и не пополняется бюджет республики и муниципальных образований.

Для успешного решения республикой неотложных задач в аграрной сфере не может не сказаться введение экономических санкций против России, продовольственное эмбарго вкупе с девальвацией рубля, приводящими к росту цен на продовольствие.

Нельзя не отметить слабое участие банковской системы в развитии реального сектора агропромышленного комплекса региональной экономики; диссимулирующую роль налоговой системы в развитии аграрной экономики; неэффективное сочетание механизмов рыночного саморегулирования и административных методов, что приводит к росту цен и завышению издержек на производство сельхозпродукции; повышение физического и морального износа сельхозтехники; экстенсивное ведение сельхозпроизводства; дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров, на подготовку которых необходимо более 10 лет.

Известно, что налоговая нагрузка на сельхозпредприятия увеличилась. Экономистами прочитано, что ежегодно из 100 предприятий, ежегодно становящихся банкротами, в 80 случаях инициатором этого выступает налоговая служба.

Особо показательным является технико-технологическое отставание агропромышленного сектора в регионах страны.

Сложившаяся критическая ситуация в сфере сельского хозяйства озабоченно воспринята руководством республики. По инициативе Главы РД Рамазана Абдулатипова проводился Форум сельхозработников и заинтересованных структурных подразделений органов власти в Бабаюртовском районе, где заместитель председателя Правительства РД Раюдин Айдакадиевич Юсуфов дал анализ состояния аграрной экономики и представил реальные условия выхода из сложившейся ситуации и пути обеспечения продовольственный безопасности.

Глава Республики Дагестан в своем ежегодном Послании Народному Собранию сделал акцент на регулировании земельных отношений как главном факторе эффективности сельскохозяйственного производства.

Развивая идею регулирования земельных отношений, Глава республики в газете «Дагестанская правда», №294 от 16 января 2014 г., заявил: «Не определена и судьба земель отгонного животноводства, где за прошлые годы стихийно появилось боле 100 поселений, административно подчиняющихся горным районам. Жителям этих поселений приходится ездить в свои районы за сотни километров для решения своих вопросов. Десятилетиями Правительство республики не может определить статус этих поселений. Надо или передавать их в состав районов по месту расположения, или для оказания качественных услуг населению создавать структуры органов местного самоуправления горных районов на отгонных пастбищах… Мы не допустим этнополитизации земельных проблем из-за всякого рода провокаций в этой сфере».

В данном случае можно было бы ставить вопрос, почему эти поселения появились, почему и по сей день разрастаются и какие меры принимаются руководителями соответствующих органов власти, чтобы ставить заслон продолжающимся правонарушениям.

Решение проблем земельных отношений административными методами — это путь тупиковый, который может привести к межнациональным противоречиям с непредсказуемыми последствиями.

В условиях, когда в Дагестане обстановка неспокойная, экономика, вопреки сведениям статорганов, нестабильная, межнациональные отношения находятся на уровне дожатой пружины, решение глобальных судьбоносных вопросов, каковыми являются аграрные отношения, должны быть взвешенными, научно обоснованными, прозрачными и учтены интересы всех народностей, населяющих нашу республику.

Хочу еще раз процитировать Мухтара Магомедовича: «…в условиях Дагестана земельные отношения стоят на трех вулканах (даже не сваях, а именно вулканах): первый вулкан – социальный, второй – экономический, третий – политический. И если что-то пойдет не так, то может сдетонировать любой, не исключено, что и все три, причем единовременно» («Дагправда», 19 сентября 2012 г.).

Послание Главы республики обсуждалось в вузах, учреждениях научной интеллигенции, организациях, в рабочих коллективах. Основные положения и предложения приняты с одобрением. Однако проблемы аграрных отношений, использование земель сельскохозяйственного назначения, особенно земель отгонного животноводства, вызвали бурное обсуждение. Ключевым вопросом разногласий была и остается приватизация (купля-продажа) земель сельхозназначения. Народное Собрание республики с подавляющим большинством голосов проголосовало – нет частной собственности на земли – на всех слушаниях Послания, большинство населения отрицает право приватизации (купли-продажи) земель сельхозназначения.

Однако определенные лица (из состава руководства республики) вновь и вновь выносят на рассмотрение вопрос права частной собственности на земли сельхозназначения, без учета экономической, социальной и, самое опасное, политической ситуации республики. Остро стоит вопрос об использовани земель отгонного животноводства. Явно или неявно, скрыто или полускрыто, используя административные ресурсы, корректируются законодательные акты об использовании земель отгонного животноводства, ущемляя интересы коренного местного населения.

Более того, планируется на землях отгонников создавать органы управления, со ссылкой, что жителям незаконных поселений необходимы школы для обучения детей, медицинские учреждения и другие социально-бытовые условия, т.е. создавать на землях отгонного животноводства органы управления на территории местного муниципального образования. При таком раскладе не могут ли хозяйства равнинных районов поднимать ответный вопрос о перегоне овцепоголовья и КРС коренных местных жителей на альпийские луга и там создавать органы управления? Вопрос не требует даже ответа.

Отмеченные статистические данные и краткая характеристика негативных явлений в аграрном секторе экономики ставят задачу комплексного подхода в решении продовольственной безопасности, в первую очередь на региональном уровне.

На наш взгляд, для устранения имеющихся пробелов и решения проблем АПК необходимо учитывать: геополитическое состояние республики, которое определяется географическими и общественно-политическими условиями Дагестана; природно-климатические условия равнинных, предгорных и горных зон республики, может быть, даже для узкой специализации по выращиванию апробированных для наших условий сельскохозяйственных культур и развития животноводства (горное животноводство); трудовые ресурсы с учетом численности и квалификационного уровня населения; потенциал социальной среды, которая определяется возможностями функционирования сфер здравоохранения, образования, культуры, торговли и др.; духовное состояние, которое отражает исторический опыт развития общества, его традиции, состояние культуры, науки, образования; финансовые возможности.

Справедливости ради надо заметить, что действительно жители поселений (несмотря на то, что эти поселения построены незаконно) должны иметь соответствующие условия жизни, пользоваться определенными услугами, чтобы оплачивать налоги.

Поэтому для цивилизованного, бесконфликтного решения земельных отношений и вытекающих из этого всех остальных экономических, социальных и политических проблем сначала необходимо вернуть отнятые у них земли сельхозназначения местным муниципальным образованиям и местным муниципалитетам (джамаатам), и потом отгонникам предложить пастбищные угодья на условиях аренды наравне с правами жителей местного коренного населения.

Для эффективного землепользования, обеспечения продовольственной безопасности с учетом почвенно-климатической, экономической, географической и политической ситуации необходимо комплексно решить следующие вопросы:

— Решение ключевых вопросов по земле проводить с учетом интересов коренных народов, проживающих в конкретной местности.

— Разработать проект договора аренды земель сельхозназначения, содержащий положения, учитывающие критерии и признаки эффективного и рационального использования земель.

— Запретить распашку пастбищных земель отгонного животноводства для возделывания овощных и бахчевых культур.

— Осуществить жесткий контроль за использованием земель отгонного животноводства, которые имеют исключительное значение для экономики.

— Заключить взаимовыгодные договоры аренды этих земель между арендаторами (хозяйства горных и предгорных районов) и арендодателями (хозяйства, на территории которых находятся эти земли) для сезонного выпаса овцепоголовья горных и предгорных районов. Наладить учет фактических землепользователей. Принять меры по недопущению незаконный переуступки прав пользования арендаторами, не имеющими собственное поголовье овец.

— Обеспечить своевременный и полный вывод овцепоголовья с зимних пастбищ, давая возможность приросту наземной части растений.

— Для медицинского обслуживания населения поселений, обучения детей этих поселений и решения других социально-экономических проблем прикрепить их к близрасположенным стационарно действующим медицинским учреждениям, школам и другим местным структурам, обеспечив местные муниципальные образования транспортными средствами и дополнительными финансовыми средствами за счет республиканского бюджета.

— Чтобы снять напряженность межнациональных конфликтов, необходимо провести инвентаризацию земель отгонного животноводства в плоскостных районах и определить законом Правительства РД статус землепользования в этих районах.

— Провести общедагестанский референдум о введении частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, по результатам которого внести изменения в земельное законодательство РД. Референдум в 1993 году в РД показал: более 80% населения отнеслось к купле-продаже этой категории земель отрицательно.

 


Расул КАДИЕВ,

д. э. н., профессор экономического факультета ДГУ.

Абсамат АТАВОВ,

аспирант экономического

факультета ДГУ.