В 1969 году Институту было присвоено имя видного организатора народного образования Алибека Алибековича Тахо-Годи, а в 1991 г. он был реорганизован в Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи.
За годы существования Институт активно разрабатывал актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения и создал четко налаженную систему этнокультурного образования со своей учебно-методической базой, которая реализуется в таких учебных дисциплинах, как родной язык и литература, история и география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, ИЗО, музыка и др. За последние пять лет сотрудниками института при активной поддержке ученых вузов и научных центров, методистов и опытных учителей республики разработано и издано на 12 языках народов Дагестана более 200 наименований учебников и учебных пособий общим тиражом 1 596 898 экземпляров. Только в текущем году, выполняя поручение Президента РД Р. Г. Абдулатипова, уже направлено в школы республики двенадцать наименований учебных пособий, до конца текущего года школы республики получат еще более двадцати наименований на родных языках народов Дагестана общим тиражом более 150 тысяч экземпляров.
Однако практика последних лет свидетельствует о том, что основы этнокультурного образования планомерно разрушаются. В свое время в Министерстве образования и науки РД был ликвидирован отдел национальных школ, ликвидирована специальность «Русский язык в национальной школе» на филологических факультетах. В Республике Дагестан замену трех компонентов в содержании образования – федерального, национально-регионального и компонента образовательного учреждения восприняли как отказ от национально-регионального компонента вообще. Несколько лет тому назад незаконно были исключены из учебных планов такие важнейшие дисциплины этнокультурного образования, как дагестанская литература, культура и традиции народов Дагестана в старших классах, родные языки в первых классах и т.д.; был издан специальный приказ по министерству №1212, в котором предлагалось изъять из учебного процесса все учебники, учебные пособия по национально-региональному компоненту, изданные до 2007 года. До того дошли, что учителям родным языков запрещают писать календарные, тематические планы по родным языкам на родном языке, записывать тему урока в классном журнале на родном языке, хотя родной язык, согласно статье 11 Конституции РД, является государственным языком республики. Кроме того, предлагалось исключить из Закона Республики Дагестан «Об образовании» все статьи, посвященные национально-региональному компоненту, в том числе статью 5, в которой говорилось об обязательном изучении родных языков. Без всякой ложной скромности можно утверждать, что НИИ педагогики оказался в нужное время в нужном месте. Все эти ошибочные решения по нашему настоянию отменены, национально-региональный компонент восстановлен в полном объеме. Статья 5 Закона РД «Об образовании» решением Верховного суда РД и Верховного суда России оставлена как не противоречащая законодательству Российской Федерации.
На грани исчезновения находится сегодня сельская школа (более 89% общего количества школ республики – сельские, в России таких школ – 69%). Я имею в виду не только то, что сельские школы находятся в обветшалых, аварийных зданиях, не отвечающих требованиям СанПинов и пожарной безопасности, что учебные площади в сельских школах в два раза ниже установленных нормативов и т.д. Речь идет о содержании образования сельской школы. Абсолютное большинство сельских мононациональных школ неоправданно перешло с родного на русский язык обучения, хотя дети до поступления в школу не ходили в детские садики и не владеют русским языком. С 2011 года, в связи с введением ЕГЭ, в сельских школах, в нарушение Закона РФ «Об образовании в РФ» о праве учителя на выбор учебника в административном порядке, под давлением директоров школ и начальников управлений образования введены учебно-методические комплекты по русскому языку, предназначенные для школ с русским (родным) языком обучения, рассчитанные на русскоговорящих детей и на большее количество часов, игнорируя тем самым апробированные учебно-методические комплекты по русскому языку, созданные дагестанскими учеными для сельской школы с учетом национально-региональных особенностей республики.
Сокращение количества часов по русскому языку в сельских школах, ориентация федеральных программ, учебников, ЕГЭ, вступительных экзаменов на нормы русскоязычных школ – не что иное, как дискриминация прав учащихся сельской школы с родным (нерусским) языком обучения.
Еще в более трудном положении оказался учитель малокомплектной школы. Каждая четвертая школа в Дагестане малокомплектная, в которой учебно-воспитательный процесс связан с необходимостью проведения одним учителем занятий с учащимися двух?трех классов одновременно в одном помещении. Однако существующая система подготовки и переподготовки педагогических кадров не учитывает специфики этой проблемы.
Вузы окончательно потеряли связь со школами, не перестроили свою работу в связи с происшедшими в образовании радикальными изменениями; нет должной преемственности в работе школ и вузов. Ни школа, ни вуз – никто сегодня не несет ответственности за низкое (мягко сказано) качество знаний учащихся и студентов. К сожалению, многих устраивает существующее состояние образования, когда выпускники школы получают незаслуженно высокие баллы на ЕГЭ, поступают в вузы, умудряются получить диплом о высшем образовании. И как результат этого имеем огромное количество выпускников с дипломами, но очень мало специалистов, профессионалов своего дела. Следует срочно отменить установившуюся практику определения критериев оценки деятельности учителя и школы в зависимости от количества баллов на ЕГЭ.
Концепция модернизации образования выдвинула на первый план человеческий фактор – личность учителя, его роль в решении стоящих перед республикой, страной задач. В области образования такой личностью был и остается учитель.
И сегодня снова общество смотрит на учителя с надеждой, ибо в его руках судьба страны, судьба поколения, которое сидит пока за партой, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать, по какому сценарию станет развиваться наша страна. Вот почему мы говорим, что со школой напрямую связаны наши успехи и неудачи, которые зависят оттого, кто, как и чему учит наших детей в школе.
Неслучайно школе, учителю посвящен один из десяти приоритетных проектов Президента РД – «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»), который уже успешно реализуется нами по разделу «Языки народов Дагестана».
Развитие образования возможно только через развитие тех, кто учит. Мы должны наконец решить вечно декларируемую государством задачу – поднять авторитет, престиж, статус учителя, учительского труда на соответствующий уровень. Как писал великий педагог К. Д. Ушинский, учитель должен стать «живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра… Его дело, скромное по наружности, – одно из важнейших дел жизни».
Не просто нужно добавить заработную плату учителю (хотя и это очень важно), а обеспечить ему возможности для собственного развития, учителя нужно подключить к информационным сетям, дать ему возможность покупать книги, журналы, ездить на семинары, конференции, жить напряженной духовной жизнью. Самое главное – повысить личную ответственность каждого учителя за уровень (качество) знаний учащихся, только тогда он станет интересен и авторитетен для учеников, станет формировать будущее, а не отстаивать только прошлое. Только такой школьный учитель может возродить Дагестан. А возрождение Дагестана при сегодняшнем состоянии немыслимо без радикальных изменений в деятельности школьного учителя.
Если нам не удастся повысить личную ответственность каждого учителя за качество знаний учащихся, если мы не поднимем авторитет, престиж учителя на соответствующий уровень в обществе, то мы и дальше будем иметь то, что имеем сегодня – после вступления в жизнь поколения людей, родившихся в начале 90-х годов XX века.
Как известно, Дагестан представляет собой многоязычный полиобразовательный регион. Достаточно отметить, что из 30 языков, используемых сегодня в России в качестве языка обучения, 13 языков приходится на долю Республики Дагестан. Почти в каждом своем выступлении глава республики Р. Г. Абдулатипов справедливо призывает нас к эффективному использованию традиций, обычаев, истории, культуры наших народов в духовном и нравственном формировании подрастающего поколения.
Любовь к родному языку, тягу к нему как к средству общения нужно воспитывать с малых лет совместными усилиями семьи и школы. К сожалению, многие родители, педагогические коллективы не уделяют этому важному вопросу должного внимания. Очень много недостатков в изучении родных языков. Это тема для отдельной статьи.
В последние годы в результате миграции и урбанизации населения не только в города и рабочие поселки, но и в низменные районы республики выросло количество людей, не знающих языка своих отцов и дедов, оторванных от национальных корней, настроенных равнодушно к обычаям своего народа, его истории и культуре, следовательно, и своему родному языку.
Между тем, родной язык – это не просто средство общения, не рядовой учебный предмет в расписании, а особая форма национальной культуры, несущая информацию из глубины веков, важнейшее средство нравственного воспитания.
Знание родного языка способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований.
Признавая проблему обучения родному языку как одну из важнейших, мы не забываем, что многочисленные народы Дагестана, как и всей России, объединяет русский язык, которым каждый гражданин РФ должен владеть в совершенстве. Для нас, дагестанцев, русский язык, русский народ такие же коренные, как и остальные языки и народы.
За годы существования Институт активно разрабатывал актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения и создал четко налаженную систему этнокультурного образования со своей учебно-методической базой, которая реализуется в таких учебных дисциплинах, как родной язык и литература, история и география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, ИЗО, музыка и др. За последние пять лет сотрудниками института при активной поддержке ученых вузов и научных центров, методистов и опытных учителей республики разработано и издано на 12 языках народов Дагестана более 200 наименований учебников и учебных пособий общим тиражом 1 596 898 экземпляров. Только в текущем году, выполняя поручение Президента РД Р. Г. Абдулатипова, уже направлено в школы республики двенадцать наименований учебных пособий, до конца текущего года школы республики получат еще более двадцати наименований на родных языках народов Дагестана общим тиражом более 150 тысяч экземпляров.
Однако практика последних лет свидетельствует о том, что основы этнокультурного образования планомерно разрушаются. В свое время в Министерстве образования и науки РД был ликвидирован отдел национальных школ, ликвидирована специальность «Русский язык в национальной школе» на филологических факультетах. В Республике Дагестан замену трех компонентов в содержании образования – федерального, национально-регионального и компонента образовательного учреждения восприняли как отказ от национально-регионального компонента вообще. Несколько лет тому назад незаконно были исключены из учебных планов такие важнейшие дисциплины этнокультурного образования, как дагестанская литература, культура и традиции народов Дагестана в старших классах, родные языки в первых классах и т.д.; был издан специальный приказ по министерству №1212, в котором предлагалось изъять из учебного процесса все учебники, учебные пособия по национально-региональному компоненту, изданные до 2007 года. До того дошли, что учителям родным языков запрещают писать календарные, тематические планы по родным языкам на родном языке, записывать тему урока в классном журнале на родном языке, хотя родной язык, согласно статье 11 Конституции РД, является государственным языком республики. Кроме того, предлагалось исключить из Закона Республики Дагестан «Об образовании» все статьи, посвященные национально-региональному компоненту, в том числе статью 5, в которой говорилось об обязательном изучении родных языков. Без всякой ложной скромности можно утверждать, что НИИ педагогики оказался в нужное время в нужном месте. Все эти ошибочные решения по нашему настоянию отменены, национально-региональный компонент восстановлен в полном объеме. Статья 5 Закона РД «Об образовании» решением Верховного суда РД и Верховного суда России оставлена как не противоречащая законодательству Российской Федерации.
На грани исчезновения находится сегодня сельская школа (более 89% общего количества школ республики – сельские, в России таких школ – 69%). Я имею в виду не только то, что сельские школы находятся в обветшалых, аварийных зданиях, не отвечающих требованиям СанПинов и пожарной безопасности, что учебные площади в сельских школах в два раза ниже установленных нормативов и т.д. Речь идет о содержании образования сельской школы. Абсолютное большинство сельских мононациональных школ неоправданно перешло с родного на русский язык обучения, хотя дети до поступления в школу не ходили в детские садики и не владеют русским языком. С 2011 года, в связи с введением ЕГЭ, в сельских школах, в нарушение Закона РФ «Об образовании в РФ» о праве учителя на выбор учебника в административном порядке, под давлением директоров школ и начальников управлений образования введены учебно-методические комплекты по русскому языку, предназначенные для школ с русским (родным) языком обучения, рассчитанные на русскоговорящих детей и на большее количество часов, игнорируя тем самым апробированные учебно-методические комплекты по русскому языку, созданные дагестанскими учеными для сельской школы с учетом национально-региональных особенностей республики.
Сокращение количества часов по русскому языку в сельских школах, ориентация федеральных программ, учебников, ЕГЭ, вступительных экзаменов на нормы русскоязычных школ – не что иное, как дискриминация прав учащихся сельской школы с родным (нерусским) языком обучения.
Еще в более трудном положении оказался учитель малокомплектной школы. Каждая четвертая школа в Дагестане малокомплектная, в которой учебно-воспитательный процесс связан с необходимостью проведения одним учителем занятий с учащимися двух?трех классов одновременно в одном помещении. Однако существующая система подготовки и переподготовки педагогических кадров не учитывает специфики этой проблемы.
Вузы окончательно потеряли связь со школами, не перестроили свою работу в связи с происшедшими в образовании радикальными изменениями; нет должной преемственности в работе школ и вузов. Ни школа, ни вуз – никто сегодня не несет ответственности за низкое (мягко сказано) качество знаний учащихся и студентов. К сожалению, многих устраивает существующее состояние образования, когда выпускники школы получают незаслуженно высокие баллы на ЕГЭ, поступают в вузы, умудряются получить диплом о высшем образовании. И как результат этого имеем огромное количество выпускников с дипломами, но очень мало специалистов, профессионалов своего дела. Следует срочно отменить установившуюся практику определения критериев оценки деятельности учителя и школы в зависимости от количества баллов на ЕГЭ.
Концепция модернизации образования выдвинула на первый план человеческий фактор – личность учителя, его роль в решении стоящих перед республикой, страной задач. В области образования такой личностью был и остается учитель.
И сегодня снова общество смотрит на учителя с надеждой, ибо в его руках судьба страны, судьба поколения, которое сидит пока за партой, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать, по какому сценарию станет развиваться наша страна. Вот почему мы говорим, что со школой напрямую связаны наши успехи и неудачи, которые зависят оттого, кто, как и чему учит наших детей в школе.
Неслучайно школе, учителю посвящен один из десяти приоритетных проектов Президента РД – «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»), который уже успешно реализуется нами по разделу «Языки народов Дагестана».
Развитие образования возможно только через развитие тех, кто учит. Мы должны наконец решить вечно декларируемую государством задачу – поднять авторитет, престиж, статус учителя, учительского труда на соответствующий уровень. Как писал великий педагог К. Д. Ушинский, учитель должен стать «живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра… Его дело, скромное по наружности, – одно из важнейших дел жизни».
Не просто нужно добавить заработную плату учителю (хотя и это очень важно), а обеспечить ему возможности для собственного развития, учителя нужно подключить к информационным сетям, дать ему возможность покупать книги, журналы, ездить на семинары, конференции, жить напряженной духовной жизнью. Самое главное – повысить личную ответственность каждого учителя за уровень (качество) знаний учащихся, только тогда он станет интересен и авторитетен для учеников, станет формировать будущее, а не отстаивать только прошлое. Только такой школьный учитель может возродить Дагестан. А возрождение Дагестана при сегодняшнем состоянии немыслимо без радикальных изменений в деятельности школьного учителя.
Если нам не удастся повысить личную ответственность каждого учителя за качество знаний учащихся, если мы не поднимем авторитет, престиж учителя на соответствующий уровень в обществе, то мы и дальше будем иметь то, что имеем сегодня – после вступления в жизнь поколения людей, родившихся в начале 90-х годов XX века.
Как известно, Дагестан представляет собой многоязычный полиобразовательный регион. Достаточно отметить, что из 30 языков, используемых сегодня в России в качестве языка обучения, 13 языков приходится на долю Республики Дагестан. Почти в каждом своем выступлении глава республики Р. Г. Абдулатипов справедливо призывает нас к эффективному использованию традиций, обычаев, истории, культуры наших народов в духовном и нравственном формировании подрастающего поколения.
Любовь к родному языку, тягу к нему как к средству общения нужно воспитывать с малых лет совместными усилиями семьи и школы. К сожалению, многие родители, педагогические коллективы не уделяют этому важному вопросу должного внимания. Очень много недостатков в изучении родных языков. Это тема для отдельной статьи.
В последние годы в результате миграции и урбанизации населения не только в города и рабочие поселки, но и в низменные районы республики выросло количество людей, не знающих языка своих отцов и дедов, оторванных от национальных корней, настроенных равнодушно к обычаям своего народа, его истории и культуре, следовательно, и своему родному языку.
Между тем, родной язык – это не просто средство общения, не рядовой учебный предмет в расписании, а особая форма национальной культуры, несущая информацию из глубины веков, важнейшее средство нравственного воспитания.
Знание родного языка способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований.
Признавая проблему обучения родному языку как одну из важнейших, мы не забываем, что многочисленные народы Дагестана, как и всей России, объединяет русский язык, которым каждый гражданин РФ должен владеть в совершенстве. Для нас, дагестанцев, русский язык, русский народ такие же коренные, как и остальные языки и народы.
Г. МАГОМЕДОВ,
директор Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи, депутат Народного Собрания РД.