Защитить историко-культурную самобытность города

    


Пятница, 30.03.2018г. — «ЁЛДАШ».



Говоря о прошлом и настоящем главного города республики, а также о возможном переименовании в будущем, стоит заметить, что речь идёт не только о городе и столице субъекта РФ, а ещё и об официальном историческом поселении. Причём в его составе имеется другое историческое поселение – Таргу.



Совокупность накопившихся у населения вопросов напоминает о том, что пора активнее использовать такую избегаемую формулировку, как этнические права. Для примера достаточно вспомнить, что вся историческая топонимика Махач-Калы – Анжи-Калы тюрко-кумыкская: Чалпар, Чаптар, Оттирмен-Авул, Гиччи Анжи, Юрт-орун и т.д. Права и жизненные интересы кумыкского населения не должны быть одинаковыми с другими жителями городского округа, к тарковцам требуется отношение как к коренным жителям и этнокультурной основе города.    

    


Тем не менее в силу объективных причин между государством и гражданами, в том числе городскими жителями, часто образуется разрыв, когда власть не слышит людей или избегает решения проблем. И проблемы коренного населения, например, возврат исторического имени городу, должны решаться государством либо народом (по его инициативе), когда само государство не может справиться с данными задачами.


 Что же касается отношений с коренными этносами, то законодательство в этой сфере в Рес­публике Дагестан не проработано, а правоприменительная практика по сути отсутствует. Ввиду сказанного местным и государственным органам власти следовало бы самим принять шаги, которые в законных формах будут способствовать установлению социальной справедливости. Можно привести примеры.


 В отношении местного населения столицы Респуб­лики Дагестан стоило бы решить социаль­ные вопросы тарковских кумыков, оставшиеся после депортации 1944 года. В этнокультурном плане древний Таргу давно заслужил открытия государственного музея на своей территории. В плане экологии необходимо уделить особое внимание памятнику природы горе Таргу-Тав, где регулярно происходят акты незаконного строительства.


 При этом заметим, что случаи серьёзного проявления гражданской активности в столице – защита озера Ак-Гёль, спасение Грязевого озера, а также реакция на состояние Эльтавского леса – шли не от органов власти, а от самих горожан. В связи с этим считаю, что спектр вопросов – от возвращения исторического имени тюркскому городу до разрешения других социальных проблем – необходимо решать и силами самих граждан в определённой форме.



В настоящее время посредниками между гражданами страны и властью должны выступить некоммерческие организации. Во-первых, работа в НКО структурирует все запросы и предложения населения по решению проблем. Во-вторых, деятельность в «третьем секторе» за многие десятилетия вырабатывает и накапливает методики работы, требующие профессионального подхода, применение их повышает действенность НКО, позволяет п­рийти к проверенным временем способам работы.


 В-третьих, граждане, объеди­нившиеся в некоммерческую структуру, уже воспринимаются не как стихийная группа возмущённых, а как структура, взявшая ответственность за определённые вопросы, что вынуждает относиться к ним серьёзно. Процесс профессионализации общественников начался с создания в тарковских посёлках общественных организаций и продолжился их фактической работой. Ввиду проблем в осуществлении властью своих функций актуальность саморазвития местных НКО только возрастает.


 

 

Эльдар Уразаев,


общественная организация «Анжи-Кала»