Язык – основной признак национальной идентичности

Думаю, что Генеральная конференция ЮНЕСКО, состоявшаяся в 1999 году, не случайно утвердила Всемирный день родного языка. Это, скорее всего, является попыткой как-то помочь в планетарном масштабе сохранить языковое многообразие. По подсчетам экспертов того же ЮНЕСКО, половина  из примерно шести тысяч языков мира могут в самое ближайшее время погибнуть.

Опасность исчезновения языков существует в регионах с наибольшим языковым разнообразием, куда входит и Северный Кавказ. Исследовав состояние языков, специалисты выяснили, что в одном только Дагестане зарегистрированы жители, владеющие 25 исчезающими  языками.

Как свидетельствуют исторические факты, процесс исчезновения языков происходил во все времена. По моим наблюдениям,   сейчас темпы вымирания ускорились как никогда ранее. Одним словом, вопросы национальных языков малочисленных народов  сегодня более актуальны, чем в прежние времена.

К большому сожалению, в нашем обществе есть граждане, которые с легкостью говорят, мол, зачем изучать и пытаться сохранять язык, если нынешнее поколение почти не говорит на нем. К несчастью,  отношение к изучению родного языка как к явлению временному осталось почти на всех уровнях с прежних времен. То есть мы не забыли, какой была политика в области сохранения родных языков. И тогда, и сейчас многие считали и считают, что языки малых народов умрут, не имеют перспективы и т. д.

Не подлежит  отрицанию и тот факт, что в ходе эволюции одни языки умирали, другие адаптировались к меняющимся условиям, чтобы как-то выжить. Но, уверен, эта проблема никогда не стояла так остро, как сейчас.

Действительно, степень утраты языков нынче настолько высока, что это негативное явление многие ученые называют «лингвистическим геноцидом». Понят-но, что в ходе наступления глобализации размываются границы  между разными культурами, национальные различия, в конечном итоге самобытность  народов.

Однозначно язык является средством формирования национальной идентичности. И забывать эту простую истину не вправе ни один здравомыслящий человек. Но, несмотря на это, национальные языки задвигаются на второй план, и становится очевидным, что, если человечество не сохранит этнокультурное многообразие мира, а вместе с ним и национальные языки, весомая часть цивилизации погибнет!

Как известно, язык исчезает не сразу. Сначала он становится «ущемленным», то есть на  родном языке говорят только дома. Затем следует угроза его исчезновения. Это в случае если язык не изучается. Далее еще большая угроза  наступает, когда на родном говорит  только старшее поколение. Последняя стадия грянет тогда, когда и старики ( последние носители )  начнут пользоваться родным языком редко. Я считаю, что все дагестанские языки подошли к этой опасной черте.

Как свидетельствуют данные, во всем мире более 6 тысяч языков. В последние годы умерло более 200 языков. Это значит, что каждые две недели в мире исчезает один язык. Язык, хочу особо подчеркнуть, и есть самый распространенный символ этнической идентичности, главный признак существования народа.

Лично меня очень коробит тот факт, что проблема сохранения родного языка беспокоит лишь незначительную часть представителей малочисленных народов. А бороться за «выживание» и за свою идентичность способны только истинные патриоты в широком смысле слова и настоящие люди, обладающие особым чувством чести и достоинства.

Уместно здесь отметить,  что в 2019 году, если память мне не изменяет, в Удмуртии свел счеты с жизнью ученый, кандидат философских наук , заслуженный научный деятель республики Альберт Разин. Известный, уважаемый человек, он  выступил против  принципа преподавания  национального языка в школах республики. Как он считал, эта и другие негативные тенденции, происходящие по отношению к национальному языку, могут привести к исчезновению целого древнего этноса. Я в данном случае ни в коем случае не призываю представителей разных национальностей Дагестана следовать этому примеру. Но трезвомыслящая часть населения, особенно интеллигенция и представители народа в парламенте, должна сказать свое веское слово в защиту родного языка и предпринять цивилизованные  действия, направленные на сохранение, точнее на защиту языков. Действительно, взятый на федеральном уровне курс на отмену обязательного изучения нерусских языков в школах не может не вызывать резонанса в активных кругах общества. Ясно одно, подобные меры сильно ударят по перспективам не только отдельных языков, но и наций в целом. Думаю, что идет непланомерная работа в этом направлении  в разных регионах, в том числе и на Кавказе. Чем обусловлен такой вектор национальной политики, трудно сказать. Понятно одно, что принятые около 5 лет назад поправки о добровольном изучении национального языка, возможно, могут привести к вытеснению родных языков на данном этапе русским языком и даже к их забвению.

Тем временем в Международной конвенции о правах детей не предусмотрена добровольность ни при получении образования, ни при изучении отдельных предметов, наоборот, она  предполагает обязательность начального образования.  Здесь, наверное, уместно привести и такой пример. В многонациональной Британии есть народность валлийцы, населяющая административную территорию Британии – Уэльс. Их численность чуть более 300 тысяч человек. Несмотря на это, благодаря господдержке и действиям активистов они провели огромную работу по возрождению родного языка. В настоящее время валлийцы и все желающие представители других этнических групп в рамках школы полномасштабно изучают этот язык. Вот вам,  дорогие земляки, пример справедливых принципов национальной политики.

На самом деле, если в государственной политике присутствует гуманность, то языки имеют шанс на выживание и развитие. Полагаю, угасание или смерть языков являются показателем культурного, социального и политического неблагополучия общества. Тем более право народов на изучение языка предоставлено Конституцией страны в ст. 69. Это означает, что государство берет на себя обязательство по гарантированию сохранения и изучения языка каждого этноса нашей страны независимо от его численности.

Когда язык, национальная культура умирают в детях, то это означает начало краха, точнее гибели нации. Нынче у нас не только в городах, но и в селах преобладающая часть детей утрачивает владение родными языками. По непонятным причинам за последние 5–6 лет в школьных учебных планах значительно урезаны часы, отведенные на изучение грамматики родного языка и литературы.

Не могу не отметить, что именно школьное образование играет ключевую роль в деле сохранения языков. Приоритетную роль также в этом деле играют семья и родители. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи  даже под руководством талантливого учителя и при наличии хороших учебников и пособий трудно научить родному языку. Учитывая это, необходимо заботиться о повышении роли семьи в решении острых проблем родных языков. Если в нынешних условиях не будем прививать родной язык вначале в семье и затем в школе, то вполне вероятно, что мы в будущем можем остаться без него. Следует подчеркнуть, что детство – это самое благоприятное время для начала погружения детей в истоки родного языка. Долг родителей – открыть красоту и богатство родного языка, донести их до ребенка с малых лет.

В нашей же действительности во многих семьях домочадцы привыкли общаться между собой только на русском языке. И что беспокоит лично меня, это то, что зачастую они не желают, чтобы их чадо в школе обучалось родному языку. Такой  подход приводит к отказу молодых людей от родных духовных корней. Без знания родного языка невозможно глубокое усвоение культуры, чтение периодической печати и других изданий на родных языках. К месту, наверное, будет сказать, что все виды национальных средств массовой информации  уже сейчас испытывают  настоящий «кадровый голод», а также сталкиваются с трудностями в организации подписки, поскольку представителей старшей возрастной группы, пользующейся родным языком, становится все меньше и меньше.

Нельзя забывать о том, что, отказываясь от изучения родного языка или заменив его на неродной, вы предаете свою историю  и отрекаетесь от своих корней. Об этом должны помнить  чиновники всех рангов, от которых зависит многое в решении вопроса, касающегося поддержки родных языков, избранники народа в лице депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, кто разрабатывает проекты закона относительно языков и т. д. Тот, кто вводит ограничения на изучение родного языка, становится ответственным за его будущее. А язык,  по большому счету,  это и есть целый мир. Если умрет язык – умрет незаметно  народ и погибнет огромный мир.

По-моему, наступила пора нашим парламентариям совместно с Министерством образования и науки РД разработать дорожную карту изучения национальных языков народов Страны гор. У Минобрнауки должна быть специальная программа подготовки  педагогических кадров для изучения национальных языков и их  обучения. Я убежден, что язык можно сохранить только в широком применении, другие варианты в конечном итоге приведут к его  исчезновению.

Говоря о сохранении моего родного кумыкского языка, владея которым можно общаться с половиной человечества, хочу отметить, что границы его, действительно, обширны, и нам легче , чем кому-либо из других народов республики, обеспечить его сохранность и существование путем расширения общения с древним тюркским миром, подгоняя его в случае необходимости к нормам общетюркского языка.

Не ошибусь, если скажу, что уровень развития родного языка – это показатель духовности народа. Отберете у народа все, он может постепенно все это создать. Но если отберете язык, он никогда уже не возродится. Примеров, подтверждающих эту истину, в мире предостаточно. Нам надо учиться на ошибках других, чтобы потом не сожалеть и не доживать до тех дней, когда создадут Красную книгу малочисленных народов.

 

А. ЗАЛИМХАНОВ,

 заслуженный работник культуры РД, журналист, поэт и педагог