Участница Великой Отечественной войны, девушка-танкист из Махачкалы – Евгения Давыдова

Женщина-танкист на фронте была большой редкостью. Как 19-летняя махачкалинская девушка Женя Давыдова стала танкистом? 22 июня 1941 года в столице Дагестана, как и в других городах и селах республики, из Москвы пришло известие о вероломном нападении Германии на СССР. Секретарь Махачкалинского горкома ВЛКСМ в срочном порядке собрал активистов городского комсомола и пригласил тех, кто подаст заявления в военкомат, вступить в ряды Красной Армии. С молодыми людьми было легко — они были на военном учете. Однако из множества заявок, поданных девушками, было отобрано всего около двух тысяч претенденток. Отряды девушек-добровольцев были отправлены в разные стороны на разные курсы. Одни стали зенитчиками, другие — радистками, медсестрами, разведчиками, водителями … Но только одна из них стала водителем танка.

 

С началом войны Женя, недолго думая, подала заявление в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Это заявление было выполнено, и она вместе со своими подругами Верой Ковалевой, Аней Глуховой, Верой Саловой в числе 370 девушек из Дагестана была отправлена ​​в город Степанаван Армянской ССР в 12-й автомобильный полк.

 

С декабря 1941 г. по март 1942 г. девушек обучали в так называемом «девичьем полку» водить большие грузовики. С апреля по июнь 1942 года Женя и ее подруги ездили из Астары в Баку на новых американских машинах с зерном, попавших по ленд-лизу. Там они сдавали зерно на элеватор, а машины — в военкомат.

В июле 1942 года Евгении Давыдовой было присвоено звание сержанта.

В конце года полк, в котором она служила, перевели на границу с Турцией в город Дзюфа. Из этого города девушки-водители по Военно-Грузинской дороге вели новые американские машины в Беслан.

 

В Беслане дислоцировался танковый полк. Однажды к девушкам-водителям подошел танкист и пригласил их присоединиться к полку механиками, которых не хватало. Три девушки приняли, но взяли только одну: Женю Давыдову. За два месяца она научилась водить танк Т-34. И начались ее боевые дни: преследование отступающего врага с Кавказа от Беслана до Ростова-на-Дону.

 

Бой за Ростов-на-Дону в феврале 1943 года был очень ожесточенным. Танк Жени воевал на улицах города в районе п. Нахичевань, когда в ее боевую машину попал немецкий снаряд. Танк загорелся, Женя была ранена, контужена. Командир танка Вано Михалацидзе сумел вытолкнуть ее из горящего танка, а сам залез вслед за другим членом экипажа. В этот момент взорвался боекомплект горящего танка, и все члены экипажа, оставшиеся в боевой машине, погибли.

 

Евгения Давыдова пришла в сознание только в одной из больниц Баку. Лечение длилось три месяца. Молодое тело смогло справиться с сотрясением мозга, но под ее сердцем остался осколок в память о войне и павших товарищах.

После выздоровления Женя Давыдова вернулась в Дагестан и начала работать в военном ведомстве Махачкалинского гарнизона.

Источник: «Женщина Дагестана».

 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля