Герою России Абдулхакиму Исмаилову сегодня, 1 июля 2024 года, исполнилось бы 108 лет

Казбек КАЗАХМАEВ:

 

«Я ГОРЖУСЬ СВОИМ ДЕДОМ!»

(Внук о Герое России Абдулхакиме Исмаилове, которому 1 июля 2024 года исполнилось бы 108 лет)

 

Казбек с Абдулхакимом Исмаиловым

Каким запомнился дед

 

Мне как внуку, впрочем, как и всем моим братьям и сестрам, он запомнился очень добрым человеком. Дед нам никогда ничего не запрещал,  приезжая к нему в село, можно было вытворять все что угодно: везде лазить, все переворачивать вверх дном, шуметь без умолку… Только вот на речку он нас одних не  отпускал.

Я никогда не видел его унылым, хмурым. У него всегда в запасе была какая-нибудь смешная история, связанная с ним или с кем-нибудь из его знакомых. Даже о некоторых случаях на войне он рассказывал с юмором. Они с бабушкой жили вдвоем в селе, и все хозяйство было  на нем.  А хозяйство, должен сказать, было немаленькое: 3–4 коровы,  20 баранов, куры, индюки, гуси. Был даже конь ахалтекинской породы, которого ему подарили в честь награждения Звездой Героя. Дед после утренней молитвы никогда не ложился спать, ни зимой, ни летом. Выходил в огород, чтобы накосить травы для скотины. Так начинался его день. А бабушка надоит молока, покормит дичь, у неё был сепаратор, на котором она делала сметану. Это не та сметана, которую продают у нас на рынке, то была настоящая  чагаротарская сметана. Я обычно подставлял чашку под этот аппарат, набирал и выпивал.

Дед был отзывчивым человеком, никогда не отказывал людям, обратившимся к нему за помощью (а таких было немало). Я свидетель одного такого случая, когда к нам постучалась какая-та женщина и со слёзами на глазах начала рассказывать про болезнь сына или дочери (не помню точно), которому срочно нужна была операция, и просила поехать с ней в Махачкалу в больницу поговорить с врачами. Дед сказал, что поехать не сможет, но дал ей денег, не знаю сколько, но, уходя, она не переставала благодарить его.

Дед не переносил вранья и сам был очень открытым и прямым человеком. Будучи самым старшим в семье и вообще среди родственников, он имел большое влияние на всех. Его никогда не смущали возраст, должность, чин или положение в обществе кого-либо. Если он узнавал, что кто-то из родственников или сельчан совершил какой-нибудь неблаговидный поступок, он вызывал его к себе и мог так отчитать, что мало не покажется, при этом он не был злопамятным. Он также мог и похвалить за хорошие поступки, в этом проявлялась его справедливость, мог и походатайствовать за кого-либо, например при поступлении на учебу. Я всегда   восхищался физической силой и выносливостью деда. Он в  своем преклонном возрасте сам косил сено для скотины, сам переносил его и выстраивал огромные стога. Ещё ему из колхоза выделяли тюки сена, так он их с легкостью забрасывал на эту высоту (один тюк весит около 25 кг). Молодые выдыхались, а он им говорил: «Ну ладно, отдохните пока», – а сам продолжал работать. Никогда я не слышал, чтобы он жаловался на здоровье, возможно, ему и бывало плохо, но он никогда не подавал виду.

 

Какие его наставления остались в памяти

 

За плечами деда была большая и суровая жизненная школа. Он был очень мудрым и набожным человеком. Он не имел высшего образования, но к нему за советом приезжали люди со всего Дагестана. Его двери были всегда открыты. Приезжали просто поговорить с ним или пригласить к себе в гости. Выслушав людей, он им отвечал: «На все воля Всевышнего, уповайте только на него и все у вас получится, но при этом не вступайте ни с кем в конфликт, этим вы только навредите себе. Если мелочь какая-то, простите, зачем из-за мелочей ссориться». Я часто сопровождал деда в его поездках, когда его приглашали  в школы разных городов, колледжи, вузы. Он встречался с учащимися и их родителями, давал им напутственные наставления.  Был прост в общении.  Люди, которые видели его в первый раз, через пять минут разговаривали с ним как старые знакомые.

 

Что рассказывал о войне и   памятном снимке

 

Дед не любил рассказывать о войне. Из него всегда приходилось вытягивать какую-нибудь историю. Я думаю, он просто не хотел, чтобы мы знали о всех ужасах  войны. Тем более он служил в разведке, а это особый род войск. Их учили «брать языка», но перед этим их учили «держать язык за зубами». И этот опыт он пронес через всю свою жизнь. Даже после войны, спустя десятилетия, им запрещали рассказывать отдельные моменты операций. И, наверное, поэтому он рассказывал  щадящие нашу детскую психику истории, где не было жестокости, крови и убийства. Например, он вспоминал, как на Украине их отряд подобрал мальчика Петьку, который остался сиротой, и как он дошел с ними как сын полка аж до самого Берлина. Как известно, о фотоснимке, сделанном Е. Халдеем, им также запрещали говорить. И представляете, они молчали  50 лет.  Это и есть те самые пресловутые понятия о воинском долге и командирской чести, когда ты смотришь на снимок и видишь себя, а кругом слышишь имена других людей, и ты не кричишь надрывно, что это неправда, что это моя заслуга. Он для нас и без этой звезды был Героем. Дед говорил, что когда они водружали этот флаг, у них и мысли не было, что они совершают нечто героическое. Все мысли были о том, как бы живыми вернуться домой. Он почти семь лет не был дома.

О родословной деда

Когда его об этом спросил журналист Гебек Конакбиев, дед ответил: «Мен тап-таза къумукъман!» (я чистокровный кумык). Это интервью можно посмотреть на Ютюбе. Он из древнего кумыкского аксайского рода. А то, что некоторые народы считают его своим героем, меня никак не обижает, даже где-то льстит. Это скорее дань глубокого уважения моему деду. В честь 70-летия Победы над фашизмом в Грозном была поставлена театрализованная сцена штурма и взятия Рейхстага (очень профессионально). Большое им спасибо. Должен заметить, что дагестанские власти ничего подобного по этому поводу не сделали. Но как бы там ни было, Абдулхаким Исакович Исмаилов по происхождению кумык, и мы, все его потомки, тоже кумыки.

Какие чувства   испытываю, зная, что я  внук Абдулхакима Исмаилова ?

Ну, конечно же, в первую очередь гордость. Также огромная благодарность и низкий поклон абсолютно всем ветеранам Великой Отечественной войны. Их осталось не так много. Они потихоньку покидают нас, это печально, но такова жизнь. Мы не имеем права забывать, какой ценой досталась нам эта победа, через что пришлось пройти этим людям. Поэтому очень хотелось бы, чтобы во всех учебных заведениях уделяли больше внимания патриотическому воспитанию молодежи, это очень важно. В последние годы видно, что работа в этом направлении улучшается, и это радует. Взять к примеру всероссийские акции «Георгиевская лента» и «Бессмертный полк». Это огромная работа, в первую очередь ориентированная на молодежь, ежегодно все больше молодых людей присоединяются к этим акциям. Совсем недавно мы отпраздновали 79-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Я и  другой внук Исак, как и всегда, были участниками парада, прошли маршем, держа над головой фотографию деда. Старший внук героя Айдемир Исмаилов участник СВО.

Хочу сказать читателям газеты «Ёлдаш», чтобы вы,  несмотря ни на какие жизненные потрясения, не забывали о подвигах своих отцов и дедов, почаще рассказывали о них своим детям и внукам. Ведь только так мы сможем сохранить память о наших героях и правду об этой войне. Хочу пожелать вам мира и благополучия в ваших домах, чтобы все мы и наши дети никогда не знали войн и жили долго и счастливо.

Подготовил Г.Конакбиев.