Дагестанские шейхи тариката Халватия

автор: Камал КАМАЛОВ, кандидат исторических наук

Историю и современное состояние ислама в Дагестане невозможно изу­чить без обращения к теме су­физма, тариката. В современном Дагестане представлены три разновидности тариката: накшбандийский, шазилийский и кадирийский. В начале XIX века в Дагестан через шейха Гаджи-Исмаила Кюрдамирского, его ученика Хас-Магомеда Ширванского проник накш-бандийский тарикат суфизма. Первым дагестанским шейхом нового тариката стал Мухаммад-Эфенди ал-Яраги. Со второй половины ХIХ века распрост-ранился через Кунта-Хаджи Кишиева кадирийский и с начала ХХ века через Сайфулла Кади Башларова – шазилийский тарикаты. К началу ХХ века в Дагестане действовали сотни суфийских братств, во главе которых стояли десятки шейхов.

Суфизм проник в Дагестан еще в раннем средневековье. Известно, что в Дербенте суфийские общины действовали с ХI века. Об этом свидетельствует энцикло-педический труд суфийского философа, жителя города Дербента Абу Бакра Мухаммада ад-Дербенди (ХI в.) «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»).

В разные исторические периоды Дербент находился в составе различных государственных образований. В позднее средневековье, во времена правления шаха Ибрагима I (1382–1417), который во внешней политике ориентировался на Тимуридов, Дербент входил в состав государства Ширван. Идеологическую поддержку Тимуридам и Ширваншахам оказывали шейхи тариката Халватия.

До недавнего времени ввиду скудости источников работ, посвященных распространению тариката Халватия на территории Дагестана, практически не было.

Об активной деятельности тариката Халватия в период позднего средневековья в Южном Дагестане есть сведения в статье дагестанского ученого Закариева З. Ш. «Генеалогия и силсила суфийских шейхов братства Халватия из лезгинского селения Хлют».  В статье на основе проведенного автором исследования генеалогии хлютских духовных деятелей делается вывод об их родстве с суфийскими шейхами, проживавшими в северном Ширване. (Закариев З. Ш. Генеалогия и силсила суфийских шейхов братства Халватия из лезгинского селения Хлют// История, археология и этнография Кавказа. 2023. Т. 19. № 2. С. 335–363.)

Авторы статьи «Суфийский орден Халватия в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI–XVII вв.)» Хапизов Ш. М. и Шехмагомедов М. Г. по данному вопросу замечают, что ни в специальном исследовании азербайджанского ученого Машади ханум Неймат, ни в ряде других источников, посвященных тарикату Халватия, не приводится никаких данных о функционировании братства Халватия на территории Дагестана. Далее отмечают, что «их исследование подтверждает тезис о вытеснении Сафавидами приверженцев тариката Халватия из Ширвана не только в Османскую империю, но и в Дагестан» (Хапизов Ш. М., Шехмагомедов М. Г. Суфийский орден Халватия в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI–XVII вв.) // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 1. С. 70–81).

Основой нашего исследования являются впервые введенные в научный оборот цепи духовной преемственности (силсилы) шейхов (в тексте рукописей «шайхов») братства Халватия из кумыкских селений Аходжакент и Гаша.

Цель нашего исследования – на основе анализа силсил алхаджикентских и гашинских шейхов тариката Халватия пролить свет на неизвестные страницы истории и культуры нашего народа. Тем же желанием можно объяснить наше обращение к силсиле «Гьаза фи баян силсилат ал-машаих ва ал-къутб ад-дин..» (исследована в 1996 году известным ученым Оразаевым Г. М.), в которой указана генеалогия столпов ислама от пророка Мухаммада вплоть до шейхов Дагестана, известной как силсила утамышских шейхов.

Силсила утамышских шейхов начинается с перечисления праведных халифов, далее идет перечисление четырех суннитских мазхабов. Цепочка обучения: начало идет от пророка правоверных Мухаммада к праведному халифу Али, к Хасану ал-Басри.

Силсила алхаджикентских шейхов начинается с перечисления праведных халифов, далее идут имена основателей мазхабов – Малик, Нуъман, Ахмад, Мухаммад Шафи; братьев пророка – Аббас, Хамзат, сыновей праведного халифа Али – Хасан, Хусайн. Цепочка обучения: начало идет от пророка – правоверных Мухаммада к праведному халифу Али, к Хасану ал-Басри.

В силсиле Багъатыр ада, кроме имен праведных халифов в заглавии, идет перечисление двенадцати шиитских имамов – Али ибн Абу Талиб, Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Али Зейн аль-Абидин, Мухаммад аль-Бакир, Джафар ас-Садик, Муса аль-Казим, Али ар-Рида, Мухаммад ат-Таки, Али ан-Наки, Хасан аль-Аскари, Мухаммад аль-Махди.

Старинный рукописный свиток с цепью духовной преемственности алхаджикентких шейхов хранится у жителя селения Алхаджикент Магомедова Шейха Юсуповича (1958 года рождения), потомка упоминаемого в силсиле шейха Акая в пятом колене. Силсила шейха Багъа­тыр ада представляет собой тоже рукописный свиток, хранится у жителя селения Гаша Мусаева Ахмадпаши Нурипашаевича (1965 года рождения) – внука, упоминаемого в силсиле  шейха Мусы.

Различие в оглавлении вышеназванных силсил объясняется наличием многочисленных ответвлений тариката Халватия.

Как пишет азербайджанский ученый Несрин Эльдар кызы Алескерова: «Изначально во второй половине XIV – начале XVI в. братство Халватия было шиитским, позднее, когда его представители переехали из Азербайджана и Ирана в Османскую империю XVI–XX вв., братство стало считаться суннитским. Его представители всегда выступали за единство религии, основывая свое учение на смешанных суннитско-шиитских идеях, а также пропагандируя основные идеи ислама. Именно по этой причине материнское братство Халватия имело две силсилы, в одной из которых перечислялись имена пяти шиитских имамов. А в сорока дочерних ответвлениях в зависимости от исторической и идеологической ситуации приоритет отдавался как праведным халифам, так и шиитс­ким имамам» (Н. Э. Алескерова, «Ла­мазат-и хульвие-аз-ламазат-и уль­­вие» Махмуда Джемал ад-дина ал-хульви – основной источник, пос­вященный шейхам суфийского братства Халватия. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер.13. Вып. 3. С. 32.)

Согласно традиции Халватии, основателем братства был Захир ад-дин Умар ал-Халвати. Умар ал-Халвати родом из Гиляна, умер в Тебризе в 1397 году. Умар ал-Халвати сформулировал свод правил для своих последователей, основанный на строгом индивидуальном аскетизме (зухд) и суровом затворничестве (хальва). В связи с тем что Умар ал-Халвати придавал большое значение практике затворничества, этот тарикат стали называть Халватией.

Историческое развитие братства Халватия подразделяется на два периода. Первый начался со второй половины XIV века и продлился до второй половины XVII. Это время зарождения братства в южных районах Северного Азербайджана, его распространения в Северном и Южном Азербайджане, во всем Иране, а также в Османской империи (в XVI в.). Второй период продолжался с конца XVIII до середины XIX века. Он характеризовался широкомасштабной деятельностью самого братства Халватия и различных его ответвлений в Османской империи, в арабских странах, в том числе и в Африке.

Одну ветвь братства Халватия в Ширване возглавлял Йусуф Мускури Ширвани (похоронен в селе Шыхлар Хачмазского района, там же могила сына – Мухаммада Амина), являвшийся потомком арабских переселенцев, прибывших из Мадины в Карабах, а оттуда в село Мускур в Кубе (историческая область Ширван).

Из Ширвана тарикат Халватия проникает в Дагестан, что подтверждается данными вышеназванных силсил, которые подробно будут рассмотрены далее.

Согласно силсиле алхаджикентских шейхов тариката Халватия, шейх Юсуф Дагистани сделал своим преемником шейха ад-Дарвиша ал-Алхуджа (из селения Алхаджикент).

Перевод:

«Полюс всех пророков – Мухаммад ал-Мустафа, да пребудет с ним мир и благословение Аллаха, так как он – печать всех пророков и полюс всех святых – Али, да почтит Аллах его лик, так как он – печать четырех совершенных халифов.

Цепочка обучения: начало идет от нашего пророка Мухаммада, да пребудет с ним мир и благословение Аллаха, к Али, да почтит Аллах его лик, к Хасану ал-Басри, к Хабибу ал-Аджами, к Давуду ат-Тъа’и, к Ма’руфу ал-Кархи, Сари ас-Сакати, Джунайду ал-Багдади, к Мамшаду ад-Динавари, к Мухаммаду ал-Бакри, к Вахий ад-Дину ал-Кази Умару ал-Бакри, к Наджибу ас-Сухраварди, к Кутб ад-Дину Абу-Бакру Абха, к Рукн ад-Дину ан-Наххаси, к Шихаб ад-Дину Махмуду ат-Тибризи, к сайиду Джамал ад-Дину, к шейху Ибрахиму Захиду, к Мармарам ( Умар ал Халвати), к хаджи Изз ад-Дину, к шейху Садр ад-Дину, к сайиду Йахйа ал-Бакуви, к Йусуфу Мускури, к шейху Агьмаду ал-Мускури, к сыну Агьмада Абу-л-Касыму ал-Мускури, к (ал – Къаддам) Ахмаду ал-Зирихгерани, к Гази Мухамаду ад-Дагистани, к Шамсутдину Дагистани, к Мусе  Дагистани, к Хаджи Юсуфу Дагистани, к Гьусейни Дагистани, к Юсуфу Дагистани, к шейху ад-Дарвишу (из Алхуджи), к шейху Абдул Гьусейин, к шейху Юсуф, к шейху Гьусейин, к шейху Агьмаду, к шейху Юсуфу, к шейху Акай ибн Юсуфу, к шейху Абдурагьману, к шейху Агьмаду, сыну Хаджи Мустафы, к Исмаилу, сыну шейха Ахмада, к Мустафе, сыну  шейха Ахмада, к Махмуду, сыну шейха Ахмада, к  шейху Юсуфу алиму, сыну шейха Акай, к шейху Абдулвахабу алиму, сыну шейха Акай, к Султан Али Хаджи  алиму, сыну шейха Мирзы (шейх Мирза, сын шейха Акая, в силсиле пропущен, есть данные о нем в посемейном списке с. Алхаджикент 1886 г.), к Шейху, сыну шейха Уци, к шейху Ших Мирзы, сыну шейха Султан Али Хаджи ал-Алхуджа.

На полях силсилы есть несколько записей, содержащих ценную информацию по предмету нашего исследования.

Первая запись гласит: «Именем Аллаха, самого лучшего из имен. Это разъяснение цепочки (силсилы), относящейся к полюсу религии, повелителю правоверных избраннику Али – верному, любимому и получившему от него, господина этой цепочки, несомненного любимца Аллаха, полюса религии Хасана алБасри, затем от него к упомянутым шейхам, к шейху ад-Дарвиш ал-Алхуджи (из с. Алхаджикент), затем к его детям вплоть до последнего сына шейха Акая алАлхуджи ад-Дагистани. О Аллах, прости им и помилуй их. И да одарит нас Всевышний Аллах раем ради нашего господина Мухаммада – господина миров и ради упомянутых шейхов на этом пути. Затем после вымирания их мужчин, переходит это к женщинам по наследству». Вторая запись, как и первая, сделана на арабском языке и передает следующую информацию: «Это разъяснение для грядущего дня. Я, Бидакай, сын Акая, передал в качестве вакфа свою землю, купленную у Карима, сына Халила, сына Бамата (из с. Гаша), для халвата шейхам Алхаджикента с тем, чтобы урожай засевали жители Гаша. Площадь этого участка – 9 кайлов (мера объема). Это в память Шейха Махмуда, сына шейха Ахмада, а также Шейха, сына Дадаша. Я это делаю ради Аллаха и ради того, что у него в сунне И еще условие. Урожай с этого участка, на котором засевается девять кайлов, равный общепринятому среди земледельцев, в токах Гаша должен расходоваться, чтобы накормить тех паломников, кто придет на зиярат к шейхам в халват селения Алхаджикент, урожай не должен расходоваться на другие нужды. 1309 год по хиджре (1891 г.)». После исследования силсилы утамышских шейхов известный ученый Оразаев Гасан Магомедрасулович сделал следующее заключение: «Перечислено 18 человек из Дагестана (но последнее имя не читается). Генеалогия дагестанских шейхов в данном списке берет начало от Ибн АбильХашима ал-Мускури». В силсиле утамышских шейхов, как и в силсиле из селения Алхаджикент, мусульманские богословы и проповедники тариката Халватия, предшествовавшие дагестанским шейхам, даны в такой последовательности: 1. Хасан ал-Басри (Аль-Хасан ибн Аби-л-Хасан аль-Басри), ум. в 728 г. – известный мусульманский проповедник и богослов. К его имени восходит силсила многих суфийских орденов; 2. Хабиб б. Мухаммад ал-Аджами (ал-Фариси) – ученик Хасана ал-Басри. Уроженец персидской провинции Хорасан, жил и похоронен в Багдаде в 747 г.; 3. Дауд ат-Таи (Абу Дауд ибн Сулейман Нусайр ал-Ta’и), ум. в 781/2 г. – был аскетом из Куфы, на юге Ирака; 4. Ма’руф ал-Кархи (Абу Махфуз Маруф Ибн Фируз аль-Кархи), ум. в 815 г. – ученик Дауда ат-Таи, известный суфийский святой. Он был христианином, и история его обращения в ислам является одной из самых известных среди исламских преданий; 5. Сари ас-Сакати (Абу-лХасан ас-Сари ибн ал-Мугаллис ас Сакати), ум. в 867 г., видный багдадский суфий, богословмистик персидского происхождения; 6. Джунайд ал-Багдади (Абу-л-Касим ал-Джуна йд ибн Мухамма д ал-Багдади), ум. в 910 г. – племянник Сарри ас-Сакати, родоначальник одного из двух основных течений суфизма – рационалистического, именуемого «учением о трезвости» и полном самоконтроле; 7. Ибрагим Мумшад ад-Динавари (Мемшад адДинавари), ум. в 911 г. – преемник Джунайда ал-Багдади, выходец из Динавара – курдского города в иранской провинции Керманшах, который не оправился после разрушения его Тимуром Барласом; 8. Абу ’Абдаллах Мухаммад ад-Динавари ал-Бакри, ум. в 990 г.; 9. Абу Хафс ’Умар Вахи ад-Дин ал-Кази ал-Бакри, ум. в 1089 или 1094 г.; 10. Наджиб ас-Сухраварди (Зийа ад-Дин Абу-н-Наджиб ас-Сухраварди) (1097–1168). Он был суннитом персидского происхождения, родом из города Сухравард близ Зенджана, населенного суннитами шафиитского мазхаба. Основатель суфийского ордена Сухравардийа; 11. Кутб ад-Дин Абу-Бакр Абхари (ум. 1226) – основатель ответвления Абхарийа; 12. Рукн ад-Дин ан-Наххаси (ум.1240); 13. Шихаб ад-Дин Махмуд ат-Тибризи (ум. 1252); 14. Сайид Джамал ад-Дин (ум. 1273), родился в Табризе, нисба Ширази; 15. Шейх Ибрахим Захид (ум.1300), основатель братства Захидия; 16. Мармарам (Умар ал Халвати?); 17. Хаджи Изз ад-Дин (аш-шейх Изз ад-Дин алХалвати, ум. 1407), известен как основатель суфийско-дервишского исламского братства; 18. Шейх Садр ад-Дин (ум. 1455, похоронен в г. Шамаха); 19. Сайид Йахйа ал-Бакуви (ум. 1463/4); 20. Йусуф Мускури (ум. 1475); 21. Шейх Ахмад ал-Мускури; 22. Сын Ахмада Абу-л-Касым ал-Мускури. Далее цепочка обучения идет к дагестанским шейхам: к (ал-Къаддам) Ахмаду ал-Зирихгерани, к Гази Мухаммаду ад-Дагистани, к Шамсиддину адДагистани, к имаму Хуусайну адДагистани, к Муса ад-Дагистани, к Хаджи ад-Дагистани, к шейху Хаджи Мугьаммаду адДагистани, к Имаму Гьусайни ад-Дагистани, к Юсуфу, к Хаджи Гиши, к Хаджи Абдуллагь адДагистани, к Гази Мухаммаду ад-Дагистани, к шейху Ильясу ад-Дагистани, к шейху Саиду адад ад-Дагистани, к шейху Баба ад-Дагистани рагьимагьимуллагьу таала, к шейху Саиду адДагистани исмаллагьи, к шейху Бабату ад-Дагистани, к шейху Баба ад-Дагистани. Имя последнего шейха не читается. В варианте силсилы шейха Багъатыр ада сообщается, что шейх Багъатыр иджазу получил от шейха Кулмухамада, после него иджаза перешла к его сыновьям Мухамадамину, к Амиру. Там же есть сведения о том, что силсила была составлена в Мисри (Египте) в 240 году по хиджре (855 г.), переписана Али Мускури из Кубы (Ширванская область) в 1003 по хиджре (1595 г.), третий раз силсила переписана Али, сыном Юсуфа Хаджи из Гаша. Известно, что отличительной особенностью суфизма является наличие культа, связанного с могилами святых. Захоронения шейхов Багъатыр ада и Минатулла ада, известные как «Гьаша пирлар», и пир Халваты в селении Утамыш стали объектами массового паломничества верующих. Ежегодный зикр в Халватах начинается 12 февраля и продолжается в течение 9 дней, 10-й день зикр проходит в селении Гаша на зиярате Багъатыр ада. Как нам представляется, проведенное исследование трех вышеназванных силсил позволяет сделать следующие выводы: 1) Тарикат Халватия, имевший большое количество адептов среди тюркского населения, в XVI–XVIII веках получил распространение среди коренного населения (кумыков) современного Каякентского района; 2) Согласно записи на полях силсилы, оставленной Бидакаем, сыном Акая, Халваты (пиры для зиярат) были не только в селении Утамыш, но и в селении Алхаджикент; 3) По данным силсилы алхаджикентских шейхов и дошедших до нашего времени других документов, из селения Алхаджикент вышло 18 шейхов. Первым, получившим иджазу шейха Юсуфа ад-Дагистани (могила Юсуфа в с. Утамыш, в пире Халваты), был шейх ад-Дарвиш, завершил цепь шейх Шихмирза, сын Султана Али Хаджи. В современном обществе поразному относятся к религии, для одних ее догмы – основа мира и себя, для других – часть истории и культуры. На наш взгляд, тарикат Халватия в период позднего средневековья имел большое влияние на духовную жизнь коренного населения (кумыков) современного Каякентского района и дальнейшее исследование вышеназванных силсил поможет лучшему пониманию истории и культуры нашего народа. А ведь еще в XIX веке В. Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем». В заключение хотелось бы выразить слова благодарности за ценные советы и консультации научному сотруднику ИИАЭ ДФИЦ РАН И. И. Ханмурзаеву, научному сотруднику ИИАЭ ДФИЦ РАН, к.и.н. Ш. Ш. Шихалиеву, заместителю директора по ИКТ МБОУ «Гелинская СОШ имени Х. А. Загирова» Х. Ш. Хосарову.