В основу нашего текста легли воспоминания краеведа из с. Кизляр Моздокского района Республики Северная Осетия Сайди Хамурзаева (1958-2018), сведения гелинского краеведа Хосара Хосарова и знатока кяхулайской старины Алава Алиева, а также материалы о старинных играх детей турецких кумыков, изданные Империят Халипаевой в книге «Мифологическая проза кумыков». Традиционные детские игры содержали в себе большой воспитательный потенциал, вырабатывая в детях чувство локтя, смекалку и укрепляя их физически. К сожалению, до сих пор нет специальных работ по детским играм кумыков,и наше исследование носит характер небольшого этюда, публикуя который мы надеемся, что он вдохновит наших читателей на воспоминания об играх из детства. Возможно, кто-то напишет статью о каких-нибудь замечательных и малоизвестных играх своей малой родины.
Среди проживающих в Северной Осетии терских кумыков прежде были популярны игры «Гургуч» и «Гьарай молла». Две команды (состав почти всегда постоянный и обычно из одного аула-квартала) в возрасте от 10 до 15-16 лет. Игра начиналась вечером на пустыре. Каждый игрок должен был иметь старую верхнюю одежду типа куртки или пиджака. По жребию одна команда ложится на траву, застилая свои куртки-пиджаки, и игроки укрываются сверху заранее взятыми старыми тулупами. Из этой команды выбирается самый сильный и ловкий, он остается в карауле. Вторая команда прячется. Обязанность караульного отыскать спрятавшихся и одновременно стараться никого не подпускать к укрывшимся. Задача спрятавшихся, наблюдая за караульным, убедиться, что он ищет в другой стороне, и быстро подбежать к укрывшимся и лупить их пиджаками-куртками, пока на их шум и крик «гьарай молла» караульный не прибежит и не начнет их отгонять. Команды меняются, как только караульный дотронется до одного из нападающих.
Игра «Гургуч». Количество игроков не ограничено. Допустим, играют 5 человек. В круге диаметром 5-6 метров на равных расстояниях делаются в земле 4 лунки. У каждого игрока в руках длинные палки, изогнутые на конце наподобие хоккейных клюшек. По жребию выбирается центровой игрок, задача которого не дать выбить из центра круга шайбу, которую раньше часто заменяла консервная банка. Другие четыре игрока должны были концы клюшек держать в лунках и, отвлекая центрового, делать молниеносные удары по шайбе и сразу же занимать свою лунку. Задачей центрового была не только защита шайбы (за ней приходилось бегать далеко), но и наказание зазевавшегося при ударе по шайбе игрока. Зазевавшийся и не защитивший свою лунку игрок менялся с центровым.
Любопытно, что в селении Атакёй в Токате кумыкские дети раньше играли в игру «Моллахар», очень похожую на игру «Гьарай молла». Дети делятся на две группы. Одна команда бросает в условленном месте монету или спичечный коробок, затем возвращается. Ожидавшие их дети бегут к монете или коробку с криками «Моллахар! Моллахар!». Бросившие коробок или монету также бегут к ней. Та группа, которая пришла второй и проиграла, возит победителей – «всадников». Если всадник скажет: «Иди в дом!», то проигравший должен отвезти победителя. Всадник спрашивает у хозяина дома: «Пеший или всадник?» Если хозяин скажет «всадник», то его опять несут на спине. Если скажет «пеший», то они вдвоём идут пешком обратно.
Хотя между этими играми заметны определённые различия, но есть и совпадения, а удивительное сходство названий свидетельствует об их единых корнях.
Бытование другой игры турецких кумыков «Калантар» на их исторической родине – Северном Кавказе нам неизвестно. Согласно этой игре, дети берут какую-нибудь птицу, прячут её за спину и заходят в чей-нибудь двор и спрашивают у хозяев: «Что у меня за птица?» Если хозяева угадывают, то птицу оставляют у них. Если нет, то у них забирают петуха или курицу.
Самая известная кумыкская детская игра — это «Ашыкълар». Альчики (ашыкълар) расставляются в ряд. Игрок бросает с расстояния нескольких метров альчик-биток, которым нужно выбить другие альчики из круга. Также необходимо, чтобы биток стал в определённую позицию. Игра в альчики развивает глазомер ребёнка, вырабатывается ловкость.
В 2015 году автор этих строк совместно с турецким этнографом профессором Ялчыном Баем посетил селение Гели. Здесь местный краевед Хосар Хосаров собрал местных детей, которые с большим азартом играли в старинные кумыкские игры. Благодаря этому удалось собрать ценный материал, описанный и позднее опубликованный Ялчын Баем на турецком языке в книге, посвященной играм тюркских народов.
В игру «Эшек мююш» играли следующим образом. Разделившись на две команды, ребята выбирали командиров, которые в свою очередь тянули жребий. В качестве жребия использовали камень, спрятанный в руке ведущего. Необходимо было угадать, в какой именно он руке. Проигравшие, нагнувшись, становились друг за другом. Впереди них стоял игрок, которого называли «ястукъ», чья спина служила как бы стенкой. Таких склонившихся ребят называли «эшеклер» («ослы»). Игроки другой команды должны были запрыгивать на спины «эшеклер». При этом первый должен был запрыгнуть вплоть до «ястукъа», чтобы места хватило всем его товарищам. Если им это удавалось, то они прыгали на них повторно, но если хотя бы одному не удавалось запрыгнуть на спину игрока из команды «эшеклер», то вся команда считалась проигравшей и сама становилась на их место.
Одной из самых популярных детских игр в селении Кяхулай была игра «Уьйден уьй». Ребята делились на две группы, и каждая из групп выбирала для себя какое-то заветное слово. К примеру, если одни назывались «Акъ» (Белые), то другие называли себя «Къара» («Чёрные»). И всей гурьбой направлялись к крайнему дому села. Стучались в дверь и вышедшему хозяину называли эти два слова. Если он говорил «Къара», то «къаралар» садились на спину «акъларов» и их несли до очара (площади в центра села). Потом выбирали другое слово и опять шли к крайним домам села.
Некоторое сходство с играми «Уьйден уьй», «Эшек мююш» имела крымско-татарская игра «Эшек-мешек, сени сурур насыл, эшек?»1.
У терских кумыков, живущих в Северной Осетии, бытовала обрядовая игра под названием «Оссай». С наступлением весны в марте группа детей 5-12 лет вечером обходят каждый двор в своем квартале или ауле. Входя во двор один громко возносит хвалу и пожелания самому младшему ребенку мужского пола этого дома, остальные громко говорят: «Оссай». Допустим, если ребёнка звали Арслан, то кричали:
«Арслан батыр уьйдеми, Оссай!
Уьйдемисе кишнесин, Оссай!
Явур ягъын тишнесин, Оссай»
Явур ягъын якъмагъа, Оссай.
Агъач чыракъ ярашсын, Оссай !
Агъач чыракъ салмагъа, Оссай!
Сари уьйлер ярашсын, Оссай!
Сари уьйни ичинде, Оссай!
Сари сандыкъ ярашсын, Оссай.
Аранынгъа ай тувсун, Оссай!
Гюренинге гюн тувсун, Оссай!
Алда гелген хан-къонакъ,
Оссай! Аты шунда байлансын,
Оссай! Аты бичен ашасын,
Оссай! Арслан узакъ яшасын Аааамиииин!
И детей одаривают, вынося деньги или сладости. За вечер могли прийти три и более групп, и каждого участника надо было чем-то одарить. Если принимали плохо, то таким хозяевам могли отомстить, громко сказав: «Бергенге беш яш — бермегенге хораз баш», и убежать. И редко кто не давал подарки.
Фотографии предоставлены
Хосаром Хосаровым (с. Гели)