КУМЫКИ В КАЙТАГСКОМ УЦМИЙСТВЕ

Статьи Ёлдаш
31 августа 2022 в 22:21 43
КУМЫКИ В КАЙТАГСКОМ УЦМИЙСТВЕ

Фото: Справа Рашид Усуми (1921 г.)


10 сентября в Кайтагском районе планируется провести праздник, посвященный 1500-летию Кайтагского уцмийства. Приветствуя большой интерес жителей Кайтагского района к прошлому родного региона, мы хотели бы рассказать о месте и роли Кайтага в истории кумыков.

О том, что Кайтаг (кумык: Гьайдакъ) сыграл большую роль в истории кумыков, свидетельствует уже обозначение одного из диалектов нашего языка как кайтагского. Будущие равнинные территории Кайтагского государства входили в состав древнего Царства гуннов (VI-VII века), а о тюркских корнях значительной массы населения Кайтага писали Н. Я. Мерперт и С. Т. Еремян. По замечанию этнолога А.В. Гадло, Кайтаг эпохи Тамерлана представлял собой союз равнинных тюркских племен (в том числе дербентских кипчаков), а также горцев, говоривших на наречиях, близких к даргинскому (Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир)/Исторические записки. 1963. Т. 73. C. 249-266; А. В. Гадло.

Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994. С.183). В 1726 г., по сведениям источника подскарбия (казначея) полковника Якова Марковича, уцмий мог собрать до 16 тысяч ополченцев: «своих 2000, татар 8000 и тавлинцев 6000 человек» (Маркович Я. Дневные записки малороссийского подскарбия. В 2 ч. Ч. 1. М., 1859. С. 171), из чего следует, что татары, то есть кумыки, составляли как минимум половину армии уцмия. Впрочем, могли они быть и среди «своих 2000».

Отметим также, что этническая идентификация кай­тагской социально-политической верхушки с кумыками письменно фиксируется как минимум с рубежа XVI-XVII веков. В некоторых документах дипломатической переписки послы уцмия Рустем-хана называют свои владения «Кумыцкой землей», что неудивительно, учитывая нахождение уцмийских резиденций в южнокумыкских селениях Маджалис и Башлы. Посланцы одного из русских посольств в Персии во главе с М. Н. Тихоновым увидели за шахским столом усминских князей, которых он называет кумыкскими («да кумык-усминских князей и мурз, которые пришли с кумыцким князем Гиреем») (История посольств и дипломатических отношений Русского и Иранского государств в 1613-1621 гг. Под редакцией П. П. Бушева. М., 1987. С.56).

Более того, и шах Аббас, обращаясь к ним, употребил словосочетание «кумыцкие люди». В своей присяге на Коране о службе царю Михаилу Романову от 7 декабря 1634 г. всё тот же уцмий Рустем упоминает среди своих подданных «служилых кумычан». Историк Р. Магомедов отождествляет их лишь с дружинниками уцмия из Башлы (Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. II. С. 23). Мы же смотрим на этот вопрос проще и склонны видеть в слове «кумычане» вообще кумыкское население равнинной части Кайтага, из которого формировался класс служилых людей - дружинников уцмия. Подчеркнём, что селение Башлы действительно играло выдающуюся роль в истории Кайтага. Именно здесь, согласно источникам и устным преданиям, проводили коронацию его правителей.

В своём подробном описании Дагестана Г. Гербер в 1720-е гг. писал о том, что языком знатнейших людей Кайтага является «турецкий с татарским помешанный», что позволило исследователям прийти к выводу о том, что обыденным языком уцмиев являлся кумыкский язык.
Семья жившего в XIX – начале XX века сына последнего правителя Кайтага Джамав-бека Амир-Чопана Уцмиева также считалась кумыкской (Гусейнов Г.-Б. Генерал Амир-Чопан Уцмиев//Дагправда, 18.09.2015). Вдова Амир-Чопана Жежей вышла замуж за двоюродного брата покойного мужа Абдул-Меджида Уцмиева и переехала с ним в Турцию. Здесь они поселились среди кумыкских мухаджиров в округе Чанаккале и влились в состав осевших прежде них в стране представителей рода Уцмиевых. Отметим, что после эмиграции их фамилия в соответствии с правилами турецкого языка стала звучать как Усуми. Из этого рода вышло несколько известных в Турции политиков. Рашид Усуми проявил себя смелым и энергичным борцом с греческими интервентами в 1920 гг., а в 1930-1940-е гг. работал мэром города Бига. Продолжили политическую династию его сыновья Фетхи и Саадула. Фетхи более десяти лет (1968-1977 гг.) возглавлял родной город Бига, а Саадула был председателем профсоюза газетчиков Турции и в 1970-е гг. являлся депутатом турецкого парламента. Память о Рашиде и Фетхи Усуми увековечена в городе Бига в названиях центральных улиц (Алиев К.М. Усуми: история рода и семьи//29 марта 2019).

К сожалению, в дагестанской историографии сложилась тенденция: говоря о Кайтаге, забывать о кумыках, а говоря о кумыках, забывать о Кайтаге, ограничиваясь лишь историей Тарковского шамхальства.Но наша история богата событиями, а потому сложна и многогранна.