Учителя знают, что стремительно развивающееся общество наполняет каждый учебный год новыми задачами, которые требуют новых знаний и умений от педагогов и управленцев. Значимые события, произошедшие в Дагестане и России, определяли направление, темпы и объемы работы в новом учебном году, вносили коррективы в намеченные планы.
Об этом мы беседуем с заместителем главы Администрации МР «Карабудахкентский район», начальником Управления образования А. Г. Гаджиевым.
– Асадулла Гайбуллаевич, только что начался новый учебный год. Говоря о реализации приоритетного проекта «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»), хотелось бы услышать, какие его направления важны в нынешнем году?
– Начнём с итогов прошлого учебного года. В 2015–2016 учебном году деятельность Управления образования Администрации МР «Карабудахкентский район» была направлена на выполнение указов Президента РФ, реализацию федеральных и республиканских программ и проектов, обеспечивающих государственные гарантии доступности всех ступеней общего и дополнительного образования.
В районе функционируют 28 общеобразовательных учреждений и Дом детского творчества (ДДТ). Дневными школами охвачено 12545 детей, из них 1631 занимается в 113 кружках ДДТ.
В районе функционируют 10 детско-юношеских спортивных школ, из которых 9 – муниципальные и 1 республиканская. В спортивных школах занимаются различными видами спорта 3460 детей. Развитие физической культуры и спорта в ДЮСШ осуществляют 115 тренеров.
– Согласитесь, самая острая проблема в Дагестане, да и не только – наличие свободных мест в детских садах. Как на сегодня продвигается очередь, появятся ли новые дошкольные учреждения?
– По состоянию на 1 сентября 2016 года на территории района функционируют 22 дошкольных образовательных учреждения (ДОУ). В 19 муниципальных и трех частных ДОУ воспитываются и обучаются 2650 детей.
В районе продолжена работа по развитию новых вариативных форм дошкольного образования. Приоритетной по-прежнему является система полного дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поскольку только она полностью обеспечивает формирование базисных основ развития личности дошкольника и способствует его полноценной социальной адаптации.
В соответствии с поручением Президента России внедрена республиканская система электронной очереди на основе автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад» (АИС «ЭДС»). Все дети дошкольного возраста зачисляются в ДОУ в соответствии с данной системой. На 1 августа 2016 года численность детей от 0 до 7 лет, состоящих в очереди для получения места в учреждениях дошкольного образования, составляет 2282 ребенка. Количество детей в населенных пунктах от 0 до 7 лет – 13363, а от 2 до 7 лет – 9249.
Одним из важных показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования, является обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах, и наш показатель выше, чем республиканский: в РД – 24%, в МР «Карабудахкентский район» – 27%.
В районе делается все возможное для увеличения сети дошкольных образовательных учреждений. Намечено открытие ДОУ в селениях Параул, Новый Параул, Агачаул, Аданак, Какашура и Гурбуки.
За 2015–2016 учебный год в ДОУ было занято 635 человек, из них 230 – педагогических кадров. Профессиональную переподготовку прошли 23 педагога. Курсы повышения квалификации по ФГОС ДО прошли 193 педагога. 39 педагогов имеют первую квалификационную категорию и 3 педагога – высшую.
В 2015–2016 учебном году организованы группы по предшкольной подготовке детей 5–6 лет на базе образовательных учреждений района с целью их максимального охвата (до 90%) программой предшкольного обучения, а также обеспечения единого старта для детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс и т.д.
– Каков кадровый состав и что делается для модернизации образования?
– Одним из основных ключевых направлений модернизации образования является повышение социального статуса учителя, обновление кадрового состава.
В школах района работают 1412 педагогов, 291 имеют первую квалификационную и 191 – высшую категорию. Высшее педагогическое образование имеют 84%, среднее профессиональное педагогическое – 14% и стаж работы до 5 лет – 16 %, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 20 лет – 31%, от 20 лет – 38% учителей.
За 2015–2016 учебный год курсы повышения прошли более 250 педагогов на базе ДИРО и в других вузах РД.
– Давайте поговорим о реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и основного общего образования…
– В течение года специалистами Управления образования и Информационно-методического центра с учителями-предметниками были проведены районные семинары по изучению требований стандарта к организации уроков и внеклассных мероприятий.
Благодаря им с каждым годом увеличивается число учителей, у которых повышается интерес к самосовершенствованию и самореализации, использованию в своей работе передовых информационных технологий, достижению высоких результатов преподавания и качества знаний учащихся. На районном уровне проводились открытые уроки и мастер-классы. Все проведенные нами мероприятия ежемесячно освещались на страницах районной газеты и в эфире Карабудахкентского телевидения.
В муниципальном образовании действует программа на 2015–2017 годы – «Одаренные дети». Результатом этой работы является все более активное вовлечение обучающихся во всевозможные интеллектуальные и творческие конкурсы, олимпиады, соревнования. Олимпиады прошли по 19 предметам. По их итогам среди учащихся следующие школы показали хорошие результаты – Карабудахкентская гимназия, СОШ №2 с. Какашура, СОШ №2 с. Карабудахкент и другие.
Восемь победителей районного тура в этом году стали победителями и призерами республиканского этапа ВОШ. Это учащиеся гимназии с. Карабудахкент, СОШ №2 с. Параул, СОШ №№1 и 2 с. Какашура, СОШ №5 с. Карабудахкент.
В этом учебном году были проведены олимпиады среди учителей русского языка, математики, информатики. Хорошие показатели у следующих школ – СОШ №2 с. Какашура, гимназия с. Карабудахкент, СОШ с. Агачаул, СОШ с. Аданак, СОШ №1 с. Какашура.
– Каково общее число конкурсов и других форм учебных и творческих испытаний, в которых приняли участие школьники района?
– В целях выявления одаренных детей и воспитания их в духе патриотизма и гордости за свое Отечество, его героическое прошлое, а также поддержки талантливых детей в 2015–2016 учебном году УО были проведены муниципальные туры конкурсов творческой и исследовательской направленности…
– Можете ли назвать самые яркие?
– «Богат талантами наш Дагестан», «Первоцвет» – среди учащихся 3–4 классов, «Мы дружбой народов сильны», «Шаг в будущее», «Гордо реет флаг державный» и другие.
Таким образом, в республиканском туре конкурсов учащиеся школ района заняли 11 призовых мест, из которых три – первых места.
В рамках государственной программы «Изучение языков народов Дагестана на 2015–2017 годы» предусмотрены мероприятия, направленные на развитие творческих способностей учащихся и привитие любви к родному языку. 21 февраля провели районное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка.
– Асадулла Гайбуллаевич, как в этом году выпускники справились с Единым государственным экзаменом?
– В 2015–2016 учебном году по району были зарегистрированы для сдачи ЕГЭ 365 выпускников текущего года, 43 выпускника 2015 года без аттестата, 64 выпускника прошлых лет с аттестатами, для улучшения результатов. Не получили допуска к сдаче ЕГЭ по результатам итогового сочинения 5 выпускников образовательных учреждений. ЕГЭ проводились в двух школах: ППЭ №191 «Карабудахкентская гимназия», руководитель – А. Мусаев, директор Параульской СОШ №3; ППЭ №193 «Манаскентская СОШ», руководитель – М. Исмаилов, директор Губденской СОШ.
По району в 2016 году было заявлено 1006 выпускников, сдающих ОГЭ. Из них 5 выпускников сдали в форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен), по упрощенной форме сдали – 4, один не явился. Выпускники 9-х классов в этом году впервые, помимо основных – русского языка и математики, сдавали обязательно еще два экзамена по выбору.
В рамках подготовки сдачи ЕГЭ и ОГЭ Управлением образования МР «Карабудахкентский район» были выполнены все требования Рособрнадзора. Все наши начинания были поддержаны главой района.
По результатам основных экзаменов получили аттестаты в 2016 году 84% выпускников очного обучения. В 2015 году процент получивших аттестат составлял 75.
– У каких школ хорошие показатели?
– У школ, где 100% выпускников получили аттестаты. Это Гурбукинская СОШ №1 – 19, Манаскентская СОШ – 17, Какашуринская СОШ №2 –16, Манасская СОШ – 16 и другие.
Итогом нашей работы является и то, что по всем выборным предметам результаты ЕГЭ в 2016 году выше, чем показатели прошлых лет.
В текущем учебном году ЕГЭ прошли организованно, честно и прозрачно.
Наши успехи достигаются работой всех директоров школ, педагогов, учащихся и их родителей.
Оценивается работа образовательного учреждения за учебный год не только по итогам ЕГЭ, но и по другим критериям. Их у нас 8. По рейтинговой таблице первые позиции занимают Карабудахкентская гимназия, СОШ №2 с. Какашура, СОШ №1 с. Какашура.
Все 28 школ имеют лицензию.
– Проблемы имеются всегда, и, анализируя итоги прошлого учебного года, чему будете уделять основное внимание?
– Нам необходимо решить проблему с охватом детей дошкольного возраста. Сегодня предъявляются высокие требования, и для их успешного выполнения необходимо создавать в каждом учреждении соответствующие условия, в том числе для реализации программ «Развитие образования», «Одаренные дети», «Развитие сети дошкольных учреждений».
Только при ответственном подходе к делу и требовательности к каждому из нас мы решим серьезные задачи, стоящие перед образованием района в текущем учебном году.
– Спасибо! С Днём учителя! Новых успехов вам и всем вашим коллегам. Новых высот!
– И вам спасибо!