Проблема духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества, для нашего государства, так и для подрастающего поколения, молодежи.
Подрастающее поколение особенно подвержено влиянию различного рода негативных тенденций в обществе и нередко вовлекаемое в различные экстремистские формирования, зачастую не имеет представления об идеологической основе экстремистских явлений.
Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму должно стать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества, школы и семьи.
В Дагестане работа по профилактике экстремизма и терроризма проводится очень активно, как на уровне руководства республики, так и в образовательном пространстве.
«Тема духовно-нравственных ценностей, моральных норм и этикета обеспечивают профилактику деструктивных мыслей и действий. Работа должна быть не фрагментарной, а целостной и системной. Необходимо больше часов выделять на дисциплины Этика, Эстетика, Культурология для того, чтобы молодежь увлекалась искусством, творчеством, наукой — эта самые главные формы конструктивной мысли и деятельности, соответственно- профилактика от деструктивных идей. Самое большое внимание надо уделять образованию, особенно, гуманитарному образованию«, — делится профессор ДГУ, культуролог, лектор Российского общества «Знание» Райганат Абакарова.
Духовно-нравственное развитие, осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Конечным результатом такой работы должны стать психологические новообразования в сознании личности, которые могут трансформироваться в стабильные компоненты общественного сознания.