В течение последних 20-25 лет, когда мы, взрослые, были вплотную заняты волчьим делением государственного имущества, самовольным захватом, продажей и перепродажей народного достояния, земель, принадлежащих жамаату, стреляли друг в друга, брат шел на брата, сами же похищали людей, чтобы своим же их продать, выросло поколение, которое оказалось перед глухой стеной, над крутым обрывом, не ведающее, как дальше им быть.
Даже самый отчаянный всадник рискует слететь с седла, если круто повернет коня на полном скаку… Так случилось с нами с распадом Советского Союза. Честной народ был ошеломлен этим событием, а отдельные личности, оказалось, ждали этого, готовились, подготовили почву…
Слава Всевышнему – нас не сбросило с седла.
Общественная атмосфера, прежде всего, как на лакмусовой бумаге, отражается на ребенке, в детской душе. В те переходные, переворошенные годы наши дети были обижены трижды: дома, в школе, на улице. Коллектив формирует личность. Нормальное воспитание в советское время дети получали в детском саду, в пионерской и комсомольской организациях, которые потом были распущены.
Исчезли из программ государственного телевидения слова: идеология, трудовое воспитание, коллектив… Закрылись и приватизировались новоявленными хапугами дворцы пионеров, пионерские лагеря, детские сады, молодежные клубы, но зато выросли роскошные развлекательные центры на любой вкус – от дискотек до круглосуточных ночных клубов.
Куда же исчезли те живые источники, подпитывающие детские души? Кто уничтожил единую государственную программу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в Дагестане и в целом в стране? Порою мир может стать коварнее войны, если оскудела душа, если она не занята доброй идеей.
Стремление ограничить существование родных языков – первая заявка на ликвидацию государственности народов России, в том числе и Дагестана. Эта тенденция началась с того дня, когда вдруг из паспортов исчезла графа «национальность». И поразительно то, что все с этим согласились. Молча. Да, я россиянин, дагестанец, но, прежде всего, я – кумык по национальности и представляю свой народ. Нет такой национальности – «дагестанец». Тот, кто хочет оспаривать это, зовет нас к манкуртизму. Если козырем себе он берет ненавистное мне понятие «глобализация», кстати, тоже придуманное безродными людьми, я ему отвечу: «Нам нечего смотреть на Запад. Конституция Европы нанизана искусственно, а у нас она зарождалась духовно, с древнейших времён. Мы должны исходить из своих традиций, обычаев, оттачивавшихся веками».
«Дагестанский народ». Нет такого народа, он придуман чиновниками, далекими от интересов коренных народов, чтобы легче было мутить и урвать от общего котла. Есть «народы Дагестана».
Каждый народ, каким бы малочисленным он ни был, должен сохранить жемчужину своей души и алмазные грани своего самосознания. Гордиться своими корнями, неповторимостью своего языка, на котором говорили их предки. Только тогда восстановится гармония между народами. «Соединённые штаты Дагестана» (или всего Кавказа), как хотят некоторые так называемые «глобалисты», у нас не получатся.
Общедагестанское не должно поглощать самостоятельность и достоинство каждого этноса в отдельности – и малого, и большого.
Где и под воздействием каких аспектов формируется детская душа? Их много, основные из них: семья, улица, букварь, книга, театр, телевидение… Только разумным использованием этих объектов можно изменить культуру обитания молодёжи.
В республике есть ответственные люди, обязанные по своей должности решать эти государственные задачи.
Я пожелал бы дожить до того дня, когда в Дагестане, где на каждый цветок найдётся одно наречие, на каждую вершину – один язык, где каждый родник имеет своё неповторимое журчание на родном языке, кто-нибудь из государственных мужей сказал бы: «Другого Дагестана в мире нет. Столько языков, сколько у нас, ни в одной республике тоже нет. Сделаем всё, чтобы каждый язык жил, как достояние наших будущих поколений, как гордость и суть каждого народа».
Нет объединяющей идеи, государство забыло идеологические рычаги, которые в лучшие времена автоматически поддерживало. Мы забыли о самом древнем и святом богатстве – о душе, которую нельзя украсть, отрицать, продавать. А это на руку нашим новым врагам.
Иногда думается, что «народные избранники» с презрением относятся к собственному народу. Глава республики Р. Абдулатипов очень точно по этому поводу сказал: «Наши чиновники из депутатского корпуса озабочены мыслями только о своем приоритете. И чтобы добиваться этого, идут на всё».
К сожалению, они забывают важнейший урок – урок последовательного служения долгу.
Талант – это государственное достояние. И потому, наверное, на страже этого божьего дара со дня основания Дагестанского государственного книжного издательства стоят незаурядные люди, талантливые редакторы, посвятившие всю свою жизнь любимой профессии. Только здесь выпускаются книги государственного образца. Именно здесь выросли все знаменитости республики в области литературы и науки. Коллектив «Дагкнигоиздата» издает фольклор, литературное наследие, книги молодых талантов на всех языках народов Дагестана.
В последнее время в республике открылись частные издательства и типографии. Разумеется, их интересуют только деньги. В то же время «Дагкнигоиздат» из-за отсутствия возможностей вынужден уменьшить тиражи книг до 300 экз., нарушена сложившаяся в советское время схема: «писатель – книга – читатель». Не выходят книги на национальных языках в том объеме, как раньше.
В результате книга на родном языке не доходит до библиотеки, т.е. до читателя. Выход из этого положения есть, но только при поддержке государства. Можно было бы издавать не только художественную книгу, но и учебные пособия для школ, учебники и литературу для детей и молодежи.
Издательское дело, если это касается школы, вузов и детей, сугубо не частное дело. Особенно в наше время, когда духовные ценности переплелись с преступными элементами, где позабыто слово «идеология», с которого начиналась вся программа государства по духовному воспитанию подрастающего поколения.
С потерей утвердившихся устоев морального кодекса мы оказались в оковах духовного рабства, откуда можем освободить себя только сами. А какими путями? Это проблема государственного масштаба. Кажется, этим вопросом у нас в республике конкретно еще никто не занимается. А надо бы.
И отсюда результаты: нет хорошей школы; нет хорошего вуза, и молодые люди не находят себе применения. Очень слабые выпускники в школах. У нас все говорят о падении нравственности, но ничего не могут или не хотят противопоставить этому.
А некоторые родители опустились до того, что просят избавить своих детей от изучения родного языка! Мне жалко их. Они не понимают или не хотят понимать, что если ребенок владеет родным языком в совершенстве, ему будет легче освоить другой язык.
Недавно в республике был объявлен Год русского языка. С русским языком у нас нет никаких проблем. Нужно бы позаботиться о родных языках! Вношу предложение издать указ «Об обязательном изучении родного языка в школах Дагестана наряду с русским языком и другими основными предметами». Допустим, чтобы получить аттестат в школе, необходимо сдавать ЕГЭ по математике и русскому языку. Но выпускник хочет поступить в вуз по специальности «родной язык и литература». Как ему быть?!
Да что тут говорить, если в Дагестане до сих пор нет «Закона о языке»…
За недолгий исторический период – от Октябрьской революции до наших дней – мы, дагестанцы, перенесли несколько покушений на свои родные языки, пусть не в открытой форме: от аджама – к латинице, от неё – к русской графике…
Язык народа – это его суть, свобода и самостоятельное выражение души. Любое ущемление языка – это вызов истории и культуре данного народа. Язык любого народа – это его общее достояние. И нельзя допускать, чтобы это сокровище оказалось в сфере влияния частных лиц, да ещё невежественных, далеких от тончайших духовных струн, ибо оборванная струна теряет своё исконное звучание, как бы её ни настраивали повторно.
Несколько слов о музыкальной культуре. Эстрада – во власти так называемых «звёзд», которые выпускаются из «фабрик», выходят из «парадов». Их песни дольше одного исполнения не живут, потому что они – не духовны, их народ не споёт, не запомнят дети. Министерство культуры могло бы запланировать проекты, которые подняли бы художественное слово до уровня классической музыки: музыкально-поэтический театр; театр поэзии и др., как это было в 60-е годы ХХ века. Соединить мелодию с высоким словом.
Дагестан – это песенный край, калейдоскоп языков и мелодий, но каждый из них высоко ценится в том случае, когда не смешивается с другими, не теряет свою первозданность.
В советское время работали худсоветы, редсоветы, конкурсы, где отбирались слова, музыка и даже исполнители по достоинству. А сегодня?
Всё перемешалось. Никто не знает, да и знать не хочет, чья мелодия, музыка какого народа, кто написал слова. За всем этим безобразием стоит черный рынок. И тот, кто выходит на сцену, опускается до уровня обывательского зрителя, которого сам же породил. А какая же она песня, если – не впереди, а плетется под ногами?! Если её не ищут, не могут спеть вместе с друзьями…
Молодые таланты, не имеющие денег или «спины», остаются неизвестными, все остальные выходят на сцену.
В 1929 году состоялся Вседагестанский съезд народов Дагестана, где на повестке дня был только один вопрос – «О лошади». Думаю, мудрый дагестанский народ однажды образумится, поймёт важность проблемы и соберется на свой чрезвычайный съезд, где на повестке будет также один вопрос – «О душе». Ибо в оскудевшую душу вселяется зло.
От эпохи великих гуннов и до наших дней совет льстецов не приносил пользы ни одному повелителю мира.
Хочется верить, что новое руководство Дагестана будет опираться на людей, одаренных здравым разумом, правдивым сердцем и искренней любовью к истории, языку и культуре своего народа.
Бадрутдин МАГОМЕДОВ,
поэт, лауреат Госпремии РД,
редактор ГАУ «Дагестанское
книжное издательство».