Проблема этногенеза и этнической истории кумыков в значительной мере исследована. Проблему их происхождения и существующие на этот счет теории и гипотезы автор подробно рассмотрел в своей статье «Проблема происхождения кумыков в советской идеологии и историографии» (КНКО: Вести. Вып. №5, 2001, Махачкала. С. 4-19).
Совершенно очевидно, что она должна решаться с учетом всех тех племен и этнических групп, которые могли принять участие в образовании кумыкской народности и путем комплексного исследования вопросов, связанных с этногенетическими процессами на Кавказе и в Восточной Европе на протяжении более чем трехтысячелетнего периода.
Совокупность этнографических материалов, рассматриваемых с учетом имеющихся антропологических, лингвистических и исторических данных, позволяет высказать нам в концептуальном плане следующие положения о направлении и характере имевших место этнических процессов, оказавших влияние на сложение кумыкской раннефеодальной народности.
Первое. Местом возникновения и развития древнекумыкского этноса правомерно считать обширный регион северо-западной части Прикаспийских степей от низовий Волги на севере до Аланских ворот (Дарьял) на юге-западе и Гуннских (Каспийских) ворот (Таргу, Дербент) — на юге-востоке, представлявший издревле особую историко-этнографическую область, подразделяющуюся на оседло-земледельческую ареальную зону и кочевую. Для региона был характерен специфический хозяйственно-культурный тип — поливное оседло-земледельческое хозяйство, особенно в междуречьях Терека и Сулака, Сулака и Уллучая.
Основанием для такого утверждения является тюрко-монгольская гипотеза венгерского тюрколога Ю. Немета. Эту гипотезу он выдвинул в 1912-1914 гг. после детального изучения языка и истории венгров, балкарцев, карачаевцев, кумыков, башкир, татар и др. народов, населяющих Восточную Европу с древнейших времен. Обосновывая эту гипотезу, ученый указывал, что «согласно языковым данным, древнейшие предположительные территории заселения тюрков следует искать в Западной Азии. Тюркские племена, видимо, не следует отрывать от уральских и нет оснований относить первоначальные территории уральских племен к Средней Азии или Восточной Азии.
Впоследствии концепцию поддержали и другие авторитетные ученые (тюрколог А. Зайончковский, историк и лингвист 3. М. Ямпольский, антрополог В. П. Алексеев, лингвисты Ш. Ширалиев, М. Закиев, ученый и писатель О. Сулейменов, балкаро-карачаевские историки К. Лайпанов, И. Мизиев и др.).
К. Менгес, разбирая раздельно алтайскую и индоевропейскую группы — с одной стороны, и индо-европейско-алтайскую — с другой, также приходит к выводу, что все группы языков одного происхождения и выходцы из каспийской и понтийской степей (с юга России) до второй половины четвертого тысячелетия до н.э.»
Таким образом, можно утверждать, что процесс формирования племен, из которых сложилась кумыкская раннефеодальная народность, происходил преимущественно на территории Северо-Восточного и Центрального Кавказа, северо-западного Прикаспия, известной в армянских, сирийских источниках с IV в. как Кавказская Гунния (“Царство гуннов”, “Гуннуг-ундрия”, “Хонистан”). И соответственно, с этого времени (V в.) обширный район северо-западной части Прикаспийских степей от низовий Волги на севере до Аланских ворот (Дарьял) на юге-западе и Гуннских ворот (Таргу) — на юге-востоке стал известен как “страна гуннов» («Гуннуг-ундрия») — Кавказская Гунния.
Второе. Основу раннефеодальной кумыкской народности, складывавшейся во II-IX вв., составили:
А — местные, издавна (с III в. до н.э.) обитавшие в названной этноареальной зоне “каспийско-скифско-кумыкские племена”, и прежде всего упоминаемые в 79 г. н.э. Плиниусом на Северном Кавказе племена ком, или камак, оран, по своему происхождению связанные с тюркоязычными группами киммерийско-скифско-сарматского мира и отождествляемые учеными с кумыками (С. Броневский, А. Бакиханов, З. В. Тоган, Ф. Кырзыоглу, С. Токарев, Л. Лавров, Г. Гейбуллаев, Р. М. Магомедов, С. Ш. Гаджиева, С. М. Алиев, А. Кандауров и др.).
Важно в этой связи заметить, что, согласно новейшим исследованиям, древние кумыки под собственным этнонимом упомянуты в китайских источниках уже в III–IV вв. среди гуннских племен западного крыла.
Б — гуннуг-ундуры, составлявшие ядро булгар, и близкие им группы (савиры, барсилы и т. д.), входившие в IV-V вв. в племенной союз “гуннского круга” (13 тюркских племен), упомянутый Захарием Ритором в VI в. “за Каспийскими воротами”, т. е. в Кавказской Гуннии.
Этот пласт, наряду с первым, является главным цементообразующим элементом в сложном их этногенезе. Это отразилось не только в этнонимике, но и в самоназвании кумыкской народности — къумукъ.
Генетически данный этноним восходит к самоназванию гуннов (мнение К. Кадыраджиева). Впервые кумыкский этноним на Кавказе в форме «гуннуг-ундур» (М. И. Артамонов) и с исходным значением «племя гуннуг» в искаженной транскрипции встречается у армянского историка V в. Егише.
Выделение гуннского (гуннуг-ундурского) племенного союза, отделение его от кочевнической полосы Северо-Западного Прикаспия утвердили разделение европейских гуннов («гуннов Аттилы») на две ветви: кавказско-понтийскую — оседлую (предки кумыков, балкарцев, карачаевцев, караимов, крымских и части волжских татар) и прикаспийскую — кочевую, из последней и выкристализовались впоследствии кипчакские племена (ногайцы, казахи, киргизы).
В — ирано-тюркоязычные этнические группы, по своему происхождению восходящие к скифо-сарматскому миру Евразийских степей, сыгравшие важную роль в истории народов Евразии, Кавказа. К ним, очевидно, относятся гелы, утии, аорсы.
Г — кавказоязычные этнические группы (раннесредневековые их этнонимы науке не известны), история которых своими корнями уходит в седую древность Кавказа.
Из всего вышеизложенного вытекает наш главный вывод: кумыки — многосубстратный тюркский народ, образовавшийся в результате синтеза нескольких этнических компонентов при ведущей, цементирующей роли древнетюркского компонента. Отметим, новейшими исследованиями наших ученых аргументированно была опровергнута некоторое время существовавшая среди дагестановедов гипотеза об «иберийско-кавказском субстрате» в кумыкском языке (см. Ольмесов Н. Х. К вопросу об «иберийско-кавказском субстрате» в кумыкском языке// КНКО: Вести. 2001. №1(5). С. 21-26).
Третье. Известно, что для образования любой народности требовалось наличие совокупности этнообразовательных, этноконститирующих (условия возникновения, существования и развития) факторов. Остановимся на их конкретно-историческом значении применительно к этногенезу кумыков.
Относительно устойчивая этническая территория. Как было отмечено выше, у племен, образовавших кумыкскую народность, уже в раннем средневековье (IV-IX вв.) была общая территория — она в различных источниках именовалась «Царство гуннов» («Хунистан»), или «Гуннуг-ундрия».
Именно в пределах Кавказской Гуннии в первой половине первого тысячелетия н. э. было положено начало процессам этнической концентрации и консолидации предков кумыков на пути образования раннефеодальной народности. Процесс этот продолжился в рамках Хазарского каганата (558-1064), царства Семендер (IX-XI вв.), образовавшегося в период ослабления и распада первого. С возникновением именно этих царств, государств появились этнические наименования древних кумыков, как правило, в двух значениях:
а) конкретный этноним, восходящий к самоназванию главенствующего племени (таковыми здесь были — “гуннуг-ундуры” (кумуки);
б) собирательное значение, употребляемое как для этого же главенствующего племени, так и для других племен, входящих в данное государственное образование (Кавказская Гунния) и имевших
свои конкретные самоназвания (3. Ритор).
Господствующий
общий язык
Тюркизмы, сохранившиеся в «Истории агван», письменном памятнике VI — нач. VII в., зафиксированные и в других закавказских письменных источниках V-XI вв., позволили ученым в новейших исследованиях установить, что языки савиро-хазарского союза, представленные на северо-восточном Кавказе и в северной зоне Азербайджана, были кипчакского типа.
Установлено, что гунны-кангары, савиры, хазары, акациры, а также гуннуг-ундуры, составившие этнический базис Кавказской Гуннии, были кипчакоязычны (см.: В. Гукасян, Н. З. Гаджиева, А. И. Алиев, Д. Шейх-Али, К. Кадыраджиев, 3. Закиев, Т. Ахмедов, Ю. Немет, А. Зайончковский, Т. Ковальски, Д. Хангишиев, Н. Ольмесов). Американский тюрколог П. Гольден на основе фронтального анализа всего имеющегося фактического и теоретического материала в своей двухтомной работе о хазарах (1980) также неопровержимо доказывает обычно тюркоязычность хазар.
Таким образом, можно считать установленным, что господствующим языком для всех племен, составивших этническую основу кумыков, был «древнекумыкский», «гуннский» язык (с племенными диалектами) смешанного кипчакско-огузского типа, на котором была создана и развивалась руническая письменность («гуннское тюркское письмо») и на который, как известно, еще в начале VI в. было переведено христианское Писание.
Создание алфавита и письменности в VI веке говорит о том, что уже в этот период существовал единый общеразговорный тюркский язык.
Из племенных эпосов на этом языке формировался общетюркский героический эпос, дошедший до нас в разных формах (Аджиев А. М. Кумыкский фольклор в контексте проблем этногенеза и развития кумыков // КНКО: Вести. 2001. №1(5). С. 27-32; Алиев К. М. Великий князь Алп-Илитвер. К эпической биографии правителя кавказских гуннов (гуннуг-ундуров) // газета «Ёлдаш/Времена», 22 июля 2011 г.).
Государственно-политический фактор
Очевидно, что в пространстве, где шли процессы формирования этнических компонентов, социокультурных и иных традиций кумыкского народа, существовали различные государства. Например, государство Хунну, Западно-тюркский каганат, возникший в VI в., включавший часть нынешнего Дагестана, о чем свидетельствуют источники и многочисленные археологические находки. Тюркский каганат, бесспорно, повлиял на формирование кумыкского народа. Одновременно он являлся в той или иной степени прародиной других тюркских народов (балкарцев, карачаевцев, крымских татар).
Отдельные компоненты кумыкского народа формировались и в империи Хунну (III в. до н.э. — 98 г. н.э.), и в возникшем в IV в. “первом известном нам на юге России тюркском государстве гуннов Аттилы”, а также в Тюркском каганате (VI в.), возникших после его распада, в Великой Болгарии (VII в.), Хазарском каганате (VI-ХI вв.). Эти государства внесли свою лепту в формирование традиций, культурных и этнических компонентов Кавказской Гуннии.
Конечно, более тщательный анализ периода до IV в. может выявить какие-то государственные образования, влиявшие на формирование предков кумыков, но все же более правильным нам представляется считать первым известным на Северо-Восточном Кавказе кумыкским (гунно-булгарским) государством на их этнической территории — Кавказскую Гуннию. Это государство, в различные исторические периоды носившее разные названия — Гуннуг-Ундрия, Хонистан, Семендерское царство — Джиндан и Хазария, сыграло роль важнейшего этнообразовательного фактора.
Период его существования (более 500 лет) был наиболее эффективным в плане кумыкского этногенеза. Здесь, в пределах Кавказской Гуннии, произошла этническая концентрация, стабилизация и интеграция предков кумыков.
Здесь «гунны, тюрки по языку, как правильно заметил А. В. Гадло, выступают в качестве катализатора, способствующего консолидации. Они составляют господствующую группу, но она неоднородна. Ее формирование, насколько позволяют судить источники, шло в течение длительного времени и включало, помимо тюркского, также иранский этнический компонент и, видимо, местный, представленный горской аристократией».
Этногенетический процесс здесь по существу шел по двум путям:
1. Консолидация близких по языку и культуре тюркских (гунно-булгарских) племен вокруг племенной общности гуннов (кумыков) и образование тюркоязычной народности со своим языком.
2. Естественная ассимиляция части ираноязычных и кавказоязычных племен тюркоязычными племенами в силу их господствующего здесь положения в течение относительно длительного исторического периода: с первых веков нашей эры до VII—IХ вв.
После распада Хазарского каганата на его территориальном базисе образовались три государственных образования: Крымская, Итильская и Кавказская Хазарии (Джиндан)
Формирование Джиндана (Семендерcкого царства) как самостоятельного государственного образования кумыков и наследника “Царства гуннов” произошло лишь после 40-х годов X в. Этнический процесс имел здесь особую интенсивность и конкретную направленность — шел процесс формирования раннефеодальной кумыкской народности со своим единым языком, культурой и территорией.
Особенно интенсивно этническая интеграция древнекумыкских племен в раннефеодальную народность шла вокруг тюркских (гуннских) городов (Варачан, Семендер, Анжи, Таргу, Беленджер), где в новых условиях прежние племенные различия теряли значение. Они становились носителями городской культуры, городской цивилизации, характерной для гуннских племен
Особо следует отметить тут роль столицы джинданских царей Анжи-Таргу-Семендера как единого административного, торгового и культурного центра, ставшего цивилизационным очагом кумыкского мусульманства. Первые мусульманские мечети, как правильно указывает акад. В. В. Бартольд, были построены царями здесь.
Этнополитическое самосознание кумыков в этот период включало такие элементы, как принадлежность к мусульманской умме, подданство правителю своего государства — селифанам (шаухалам), представления о происхождении своего народа и языка. Неслучайно именно к этому периоду – Х-ХI вв. – относится появление устойчивого этнонима кумыков в форме “кумук” (“комук”, “гумик”), генетически связанного с “гун”/”кун” и “гуннуг”. И именно к данному периоду относится, очевидно, время зарождения сказаний об Анжи (“Анжи-наме”).
Основу формировавшегося кумыкского (“жинданского”) самосознания составляло, по-видимому, чувство совместной принадлежности к единому централизованному территориально-политическому организму — царству семендерских царей — селифанов (шаухалов), но и Хазарской империи, конфедератом которого являлся Джиндан. Неслучайно и то, что именно на рубеже IХ-Х вв. оформляются и этногенетические предания (генеалогии), возводящие кумыков к библейскому Камару, Камаку, сыну Яфета.
Религиозный фактор (тенгризм, христианство, иудаизм, ислам). Все четыре религии оказали соответствующее влияние на этнообразовательные процессы в Кавказской Гуннии и, следовательно, на этноцивилизационный облик кумыкской народности. Монотеистический тенгризм, определивший облик всей Евразии на многие столетия, вплоть до исламской «революции» Узбек-хана в Золотой Орде, остался на полпути между язычеством и мировой религией, не сумев создать самостоятельную сферу влияния в средние века. А потому он у кумыков и их предков, как и у ряда других тюркских народов, был вытеснен мировыми религиями: вначале христианством при Алп-Илитвере (VII в.), иудаизмом при хазарском царе Булане (VII в.) и, наконец, исламом при семендерском царе Селифане (Сары-кане, IX в.), очевидно, под влиянием сельджукидов.
Следует, однако, заметить, что кумыки столкнулись с исламом еще в 734 г. Неслучайно во многих источниках этот год указывается как дата первоначального принятия кумыками ислама. Воистину, именно ислам стал для кумыков «конституирующим элементом» и «рассадником цивилизаторства». Принятие ислама, естественно, ускорило и завершило консолидацию кумыкского этноса.
Благодаря принятию ислама предки кумыков оказались вовлеченными в исламский мир, что определило будущее народа и его цивилизационные признаки. Более того, сама исламская религия благодаря кумыкам окончательно утвердилась на всем Северном Кавказе.
В итоге все эти факторы обусловили формирование к IX в. у кумыков народностного самосознания, т.е. сознания принадлежности к новому, более высшему социально-политическому организму — народности.
Названные выше факторы (условия), хотя каждый и в различной степени, в итоге обеспечили образование раннесредневековой кумыкской народности.
Четвертое. Процесс складывания кумыкского народа и его языка охватывает период, длившийся со II в. до н.э. до IХ-ХI вв. н. э. Несомненно, этот длительный этногенетический процесс проходил через ряд этапов.
По вопросу отправной точки кумыкского этногенеза учеными высказываются самые различные точки зрения, порой противоречащие друг другу. Разработанной же периодизации кумыкского этногенеза в науке на сегодня не имеется.
Этнограф С. А. Токарев, допуская наличие у кумыков “древнего дотюркского пласта (очевидно, скифо-сарматского), связывал их этногенез с первой половиной первого тысячелетия и именно с народом кам или камак, упоминаемым Плиниусом в 1 в. Акад. В. В. Бартольд и его коллега А. Кермани считали, что начальная стадия этногенеза кумыков приходится на вторую половину первого тысячелетия н.э., а самих кумыков рассматривали как многосубстратный народ (булгары, хазары, куманы), утвердившийся в степях Северного Кавказа и Дагестана в период с V в. по XII в. Авторы фундаментального труда “Народы Кавказа” также указывают: “Формирование кумыкского народа началось во второй половине первого тысячелетия нашей эры”. Кумыков, наряду с балкарцами, карачаевцами и осетинами, считают потомками тюркоязычных киммеро-скифо-аланских племен и создателями нартского эпоса и современные исследователи.
Попытаемся дать свою периодизацию кумыкского этногенеза.
Первый этап. Приходится на нижний рубеж этногенеза кумыков и его можно назвать периодом эмбрионального развития, или «хуннской» эпохой. Он охватывает III—I вв. до н.э. В этот период происходит первичная дифференциация древнетюркских племен по языковому принципу на две обширные группы. Господствующим племенем в этот период выступает царский род хюен (гюен), из которого происходит вся правящая династия хуннов и к которой восходит род правителей европейских гуннов (“гунны Аттилы”).
Второй этап. Охватывает 1-й в. до н.э. — III в. н.э. Намечается непосредственный этногенетический процесс образования кумыкского этноса на основе первоначального племенного ядра, известного у Плиниуса под именем кам или камак, в 1 в. н. э. на Северном Кавказе и в Дагестане. Кумыки (камаки) — это гуннское племя, которому, согласно “Огуз-наме”, было вменено в обязанность быть стражами каспийских ворот еще в период царствования Огуз-хана, справедливо отождествляемого с Модэ-каганом китайских источников. Это косвенно подтверждается и сведениями самого Плиниуса, согласно которым Каспийские ворота уже в его время назывались “воротами куман”, т.е. камаков (кумыков). Значением и ролью камаков среди других племен юга России в то время, очевидно, объясняется наличие указанного Плиниусом на Кавказе кумыкского топонима.
Третий этап. Охватывает период IV—VII вв. н.э. В этот период происходит объединение многочисленных тюркских племен в первое известное нам на юге России тюркское государство гуннов Аттилы, концентрация 13 гуннских (тюркских) племен на землях севернее Дербента. Возникает первое на Кавказе тюркское государство предков кумыков, балкарцев, карачаевцев, известное в армянских источниках как Хонистан (“Царство гуннов”), которое для простоты принято называть Кавказской Гуннией. Происходит этническая стабилиация предков кумыков при ведущей цементирующей роли гуннуг-ундурского племени, положено начало формированию раннефеодальной кумыкской народности, вступившей в тесное соприкосновение с ираноязычными и кавказоязычными племенами.
Четвертый этап. Охватывает VII—X вв., сопряженные с хазарским владычеством на Кавказе и Восточной Европе и первичным проникновением и распространением среди кумыков мировых религий — христианства, иудаизма и ислама. Это — этап первоначального геополитического обособления, образования основного ядра, сложения раннесредневековой кумыкской народности. Именно к концу этого периода относится частое упоминание устойчивого кумыкского этнонима в форме «кумук» вместо хазар. Исчезновение названия хазар и «появление вместо него названия «кумык» связано с принятием магометанства» и образованием «хазаро-кумыкской народности».
Пятое. Этногенез, как известно, предполагает решение проблемы языковой преемственности, т.е. непрерывности процесса этноглоттогенеза, образования языка.
В настоящее время большинство тюркологов единодушно в том, что «все языки тюркских народов, живших в Восточной Европе и на Кавказе, в разной степени содержат элементы гуннского (т.е. хазарского, булгарского), огузского и кипчакского языков (Хангишиев Дж. М. Этногенез кумыков в свете лингвистических данных //КНКО: Вести. № 1(5). С. 19-20), и что кипчакская группа тюркских языков относится к западно-хуннской ветви этой семьи языков». В настоящее время также доказано, что в «Царстве гуннов» говорили «на одном из тюркских языков савиро-хазарского союза» и, как было показано выше, язык этот был кипчакского типа. Между «гуннским» и кумыкским языками прослеживается преемственность и непрерывность. Н. А. Баскаков, например, справедливо указывает на наличие в основе кумыкского языка «общих исторически отложившихся болгарских, хазарских… черт». Другой наш тюрколог — М. А. Хабичев — на основе сравнительного изучения языков также приходит к вполне определенному выводу: «Представлять историю и язык этих народов (речь о кумыках, балкарцах и т.д. – К. А.) как продолжение истории и языка только куманов нет никаких оснований, ибо многие лингвистические факты карачаево-балкарского, кумыкского и крымско-татарского языков древнее языка куманского словаря». Более определенно высказывается на этот счет проф. Дж. Хангишиев. Согласно его хронологии, ядро кумыкского языка сформировалось в VII—X вв. в недрах Хазарского государства и сложилось на хазаро-булгарском субстрате путем последующего напластования на это ядро в дальнейшем огузо-кипчакского суперстрата».
С учетом всего вышеизложенного в истории кумыкского глоттогенеза, т.е. образования языка, на наш взгляд, можно выделить следующие 4 периода:
Первые века н.э. — IV вв. Существование отдельных племенных языков (диалектов) гуннов (камаков, гуннуг-ундуров, хазар, булгар и т.д.) на территории Северного Кавказа.
V — VI вв. Формирование, функционирование наддиалектного «древнетюркского языка», древнетюркской литературы.
VI—IХ вв. Формирование на основе древнетюркского регионального древнекумыкского (“гуннского”) языка в рамках Кавказской Гуннии (“Царство гуннов», «Джиндан»), создание письменности («гуннского тюркского письма») на рунической основе, перевод христианского Писания (Библии) на этот язык.
IX—XIII вв. Функционирование общеразговорного языка раннефеодальной кумыкской народности. Принятие вместе с исламом арабского алфавита, развитие литературы.
ХIII—XV вв. Формирование старокумыкского литературного языка («тюрки» Северного Кавказа) феодальной кумыкской народности.
* * *
Как показал наш анализ, ко времени проникновения на Северный Кавказ поздних кипчаков (XI в.), прихода татаро-монголов в XIII-ХIV вв., этнический процесс здесь уже имел свой почти однозначный результат: процесс кумыкского этногенеза был завершен — сформировалась раннефеодальная кумыкская народность с единым общеразговорным языком, письменностью, общей территорией (государством), народностным самосознанием и устойчивым самоназванием къумукъ. Поэтому кумыкам удалось сохранить свою этническую самобытность (этносубъектность) и все последующее время, в период образования и существования великой державы своего времени – Золотой Орды, а в эпоху ее распада в 1443/1444 г. возродить и укрепить свою самостоятельную государственность в лице «Шевкальского царства» — «Devlet Ali Şawhaliyan». Но это уже тема другого специального исследования.
A закончим мы словами профессора Ахмеда Джафероглу:
«Кумыки являются исконно тюркским народом, формирование которого началось еще в VII в. в результате смешения племен двух могучих ветвей огузо-кипчакского тюркского этноса на территории Хазарии. Вследствие этого они сложились в кипчакско-огузскую народность еще задолго до монгольского завоевания Кавказа. Образ жизни кумыков, их культурно-хозяйственные типы, язык и его диалекты, на котором они сегодня говорят, несут в себе все черты и следы такого их происхождения и развития. Существующая же в советской науке гипотеза об их иноэтническом происхождении научно и исторически не обоснована».
Камиль АЛИЕВ