Земля не только место жизни человека, но, по выражению выдающегося деятеля Российского географического общества Н. И. Надеждина, она является «книгой, где история человечества записывается в географических именах». Наука о географических названиях называется топонимикой. Надеюсь, читателям будут интересны мои наблюдения и размышления о кумыкской топонимике.
Кумыки смотрели на природу как на живой организм и наделяли природные объекты соответствующими именами. Вершину горы они сравнивали с головой, её склон казался им лицом – бет, в долине они видели къол, а в теснине им виделся рот (авзу), возвышенность они именовали словом «аркъа» (аркъалыкъ), тропу зовут словом – «боюн», залив моря или реки они именовали словом «къолтукъ», то есть буквально – «подмышка». И подобные термины используют все кумыки от Маджалиса до селения Предгорное (Борасув-Отар) в Моздокском районе. Это свидетельствует и об определенном единстве мировосприятия наших предков.
Начнём свой анализ с самых больших географических названий Кумыкии. Саму Кумыкию в преданиях и песнях называют Къумукъ. Хорошо известен и топоним Къумукъ тюз – Кумыкская равнина. Обратимся к истории. Шамхальство сами кумыки называли словом Шамхал-улу, а его уделы Баммат-улу и Махти-улу, русские авторы исказили эти названия в Бамматулу и Мехтулу.
По-кумыкски знаменитое селение Брагуны в Чечне называется Борогоном (Борогъан). В Хасавюртовском районе есть селение Борогангечув, а в составе Эндирея известен квартал Бороганавул. Есть вершина Бороганбаш между Карабудахкентом и Аданаком, гора с тем же названием есть и близ Казанища, здесь же протекает река Бороган-оьзен. Бороган – это один из древних и широко распространённых кумыкских топонимов, связывающих наш народ с его прошлым и в единое целое. Подобные топонимы принято называть этнотопонимами. В Кумыкии известны ещё подобные этнотопонимы: Караман авлак (к северу от Махачкалы), Тюмен (название кварталов в Эндирее, Яхсае, Султан-Янги-Юрте), Тюменлер (село в Кайтагском районе), Гюен сызак, Гюен-аул, Кангалы и др.
Топонимика раскрывает перед нами далёкое прошлое. В некоторых названиях зашифрована память о ярком историческом событии. Например, в Кумыкии сохранилось много названий, связанных с именем Аксак Темира (Тамерлана). Это Темир-Кую, Аксак-Темир-Ори и местности Темир-Олтурган близ Тарков и Эндирея, где Тимур делал свои стоянки. Наш народ очень пострадал от Аксак Темира. Память о борьбе с ним запечатлелась в преданиях и, как видим, в топонимах. К такого рода «событийным» названиям можно также отнести местность Бийлер кырган (буквально: «князей убили») в Бабаюртовском районе. Она получила это название после того, как во время поземельного спора князья Эльдаровы убили здесь князей Уцмиевых. Здесь же, на территории Бабаюртовского района, расположен топоним «Яхсай булан Эндирейни дазусу». Речь, конечно, не о границах поселений Яхсай и Эдирей, а княжеств-бийликов, столицами которых они были.
Происхождение некоторых названий довольно прозрачно. Оттирменавул – «аул огненной мельницы», в действительности мельница была электрической, но это слово в конце XIX века было для кумыкского уха в новинку, да и нарушает дорогой кумыкскому сердцу закон сингармонизма. Арба-Боюн-Тёбе – аробная дорога («арба ёл») – так называется гора, на которой расположены Атлыбоюнский (Буйнакский) перевал, а ныне и знаменитый серпантин.
Много сёл получили свои названия по имени основателей. Это Хасавюрт, Албёрюгент, Бабаюрт, Карабудахкент, Муслимавул (ныне Атланаул), Халимбекавул, Усемигент, Параул, Алходжакент, Муцалаул, Солтан-Янгиюрт, Чонтаул, Байрамавул, Ботаюрт, Хамаматюрт, Умаротар и др. Вообще такие топонимы – одни из самых распространённых в Кумыкии. Это показывает уважение к памяти че-ловека, его подвигу, труду, иным его положительным качествам.
Хасавюрт получил имя в честь костековского князя Хасава Хамзаева, основавшего небольшое село на территории Эндиреевского княжества. Дело в том, что Костековский бийлик, в котором правили Хамзаевы, был по сути лишь уделом в составе Эндиреевского княжества, правда, самым большим и почти самостоятельным его уделом. Порой Хамзаевых избирали уллубиями всего Эндиреевского владения. Известна попытка связать название Хасавюрт с именем аксаевца Хасая Уцмиева, но к моменту основания селения он был слишком молод и находился вне Дагестана на учёбе, да и не дали бы эндиреевские владетели сыну ненавистного им Мусыбия (в архиве полно их жалоб на Мусу Уцмиева, часть из них опубликовал Баммат Атаев) основать село на их территории.
Гьюсемигент (по-русски: Усемикент), по преданию, основан отемишским князем Гьюсенбеком. Ещё в конце XVIII века это село в русских документах и на картах именовалось как Гусейн-Бек-Кент. Но со временем это название показалось кумыкам громоздким и неблагозвучным, и они его переименовали в Усемикент (Гьюсемигент).
Хамамматюрт назван в честь князя Ханмагьамата Уцмиева, который после одного из разливов Терека перенёс старое село на новое более удобное место.
Не всегда, впрочем, топоним, который считают образованным от имени, имеет именно такое происхождение. Так, нет никаких оснований считать, что за селением Костек закрепилось имя некоего казака Костьки, как о том писали дореволюционные авторы. Слово «кёстек» в тюркских языках означает преграду на пути. Но если даже и связывать это название с каким-либо именем, то зачем для этого искажать громоздкое греческое имя Константин, когда имя Костек хорошо известно кумыкам в старину, да и в древнерусских летописях мелькает половецкий предводитель по имени Костек?
Название Алхаджакент местные предания связывают с именем некоего Алкожака. Отметим, что имя Кожак хорошо известно кумыкским преданиям (нарт Къарт-Къожакъ), также зовут нарта в карачаевских и чеченских сказаниях.
Существуют топонимы, образованные от титулов. Среди них Шамхал, Шамхал-Термен, Шамхал-Янгиюрт – населённые пункты, основанные шамхалами. С титулом, возможно, связан и топоним Авуз-Тархан к северо-востоку от Чонтаула. Тархан – это широко распространённый среди тюрков в VII-X веках титул феодала, примерно равный беку XVII-XIX веков.
Изучение топонимики помогает углубить знание родного языка, обогатить свой словарный запас редкими словами. Тема кумыкской топонимики, конечно, не исчерпывается приведёнными нами названиями. Это благодатная тема для многих статей и книг.
Ю. ДЖАНАТЛИЕВ