Министр цифрового развития РД Юрий Гамзатов рассказал, как в республике реализуется поэтапное внедрение программы «Цифровая экономика» в дорожно-транспортной сфере.
– Юрий Валериевич, расскажите, пожалуйста, как в Дагестане реализуется программа и какова ее основная цель?
– Цель программы «Цифровая экономика-2024» – цифровая трансформация экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Дагестан. Работа идет по плану, мы реализуем 5 проектов: «Цифровые технологии», «Государственное управление», «Безопасность», «Инфраструктура» и «Кадры для цифровой экономики».
Обеспечена возможность получения в электронном виде 77 социально значимых услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, я имею в виду именно региональные виды помощи. Все социально значимые объекты подключены к интернету – их более 3 тысяч.
Кроме того, создается IT-инфраструктура цифровой образовательной среды для более чем 1,4 тысячи учебных учреждений – Wi-Fi, безопасный интернет, системы видеонаблюдения. Этот проект рассчитан на ближайшие 2 года.
Также в прошлом году обеспечена цифровизация судебной системы – на 131 судебном участке внедрены электронные средства, позволяющие подключаться к общей базе и передавать на исполнение нормативные документы в электронном виде.
В 2021 году разработана и утверждена Стратегия цифровой трансформации Республики Дагестан, куда было включено 9 основных отраслей экономики, в том числе транспортная отрасль.
– Хотелось бы узнать об этом в деталях.
– Для нас очень важно, чтобы жители быстро почувствовали на себе положительные изменения в транспортной отрасли.
Все граждане – как планирующие свои поездки, так и ожидающие транспорта на остановках – должны знать, где находится то или иное средство передвижения и сколько его ждать, для этого мы планируем внедрение информационных табло. Кроме того, мы собираемся ввести безналичную оплату проезда – региональный Минтранс уже проводит соответствующую работу.
Также уделяется особое внимание безопасности дорожного движения: это и оснащение общественного транспорта системами видеонаблюдения, и внедрение систем фото-, видеофиксации и интеллектуальной транспортной системы (ИТС) для управления дорожно-транспортной инфраструктурой, и реконструкция дорог в рамках программы «Безопасные качественные дороги».
– Вы могли бы подробнее проинформировать о внедрении ИТС в Махачкале?
– Цель внедрения ИТС – улучшение работы транспортной системы, которое станет заметно всем участникам дорожного движения. Здесь важно понимать, что ИТС – это особый вид информационной системы со сложной архитектурой, в такие системы входит множество комплексных и инструментальных подсистем.
В Махачкалинской агломерации строится ИТС, уже созданы Центр обработки данных (ЦОД) и Центр управления дорожным движением (ЦУДД), благодаря чему администрация города получила возможность в режиме реального времени контролировать дорожный трафик, настраивать режимы работы светофоров с учетом загруженности улиц и круглосуточно получать данные о ситуации на дорогах.
В этом году планируется частично внедрить сценарные планы управления движением и администрирования транспортных правонаруше-ний. Это коснется всех, включая личный, общественный и бизнес-транспорт, в том числе крупногабаритный, который сможет въезжать в город только в определенное время суток и только по определенным дорогам.
Интересно, что, хотя сейчас ИТС только на полпути внедрения, уже поступают отзывы от жителей, которые почувствовали перемены к лучшему. Например, на двух центральных проспектах Махачкалы уже действует так называемый режим «зеленой волны» светофоров, то есть поочередное включение разрешающих сигналов в соответствии с направлением движения из окраины в центр и обратно: с утра «зеленая волна» позволяет водителям быстрее проехать в центр, а вечером – в обратном направлении.
Для этого устанавливаются «умные» светофоры, к примеру, на проспектах Петра I и Расула Гамзатова. На проспекте Петра I по утрам идет очень плотный автомобильный трафик из соседнего Каспийска. Теперь пропускная способность этих магистралей увеличилась на 14 % и 12 %, соответственно. Людям нравится «зеленая волна».
– Этим занимаются операторы ЦУДД?
– Да, ЦУДД – это центр компетенций по развитию ИТС в Махачкалинской агломерации. Здесь операторы отслеживают данные об изменениях дорожной обстановки и оперативно реагируют на инциденты на улично-дорожной сети согласно одному из заранее разработанных сценариев.
– Расскажите, пожалуйста, о реконструкции дорог.
– От качества дорог зависит уровень безопасности дорожного движения, количество дорожно-транспортных происшествий, загруженность дорожной сети и в целом удовлетворенность граждан дорожной ситуацией. С вопросами и просьбами о реконструкции дорог махачкалинцы обращаются, пожалуй, чаще всего. Работы по реконструкции дорог ведутся.
– Если вернуться к проекту внедрения ИТС, повышает ли она дорожную безопасность?
– Да, разумеется, ведь одна из самых больших проблем безопасности на дорогах – это превышение скоростного режима. ИТС как комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения включает в себя установку камер фото-, видеофиксации, предназначенных для контроля скорости транспортных средств. Эффективность таких систем доказана, они действительно уменьшают количество ДТП на дорогах и, соответственно, снижают количество раненых и погибших в ДТП.
Кроме того, в рамках ИТС в Махачкале планируется внедрить «умные» пешеходные переходы, которые будут обеспечивать дополнительную защиту пешеходов в темное время суток, подключая дополнительное освещение и активируя электронные табло.
– Хотелось бы больше узнать об инфраструктурной части цифровизации транспортной системы.
– Давайте я расскажу о нескольких проектах, над которыми мы работаем уже сейчас.
Во-первых, «умные» остановки. Я уже сказал о том, что на остановках будет доступна информация о передвижении транспорта и маршрутах, также там можно будет подключиться к бесплатному общественному Wi-Fi.
Во-вторых, датчики загрязнения и температуры на светофорных объектах. Проблема в том, что на загруженных участках дорог повышается загазованность, это может вредить здоровью людей. Движение будет перераспределяться с таких участков дорог на другие проезды.
В-третьих, создание цифровых двойников дорожно-транспортной инфраструктуры (ДТИ) – это очень перспективное решение для контроля ее состояния. Автомобиль со специальным оборудованием собирает данные с объектов ДТИ, далее нейросеть распознает, классифицирует и размечает эти объекты на панорамных снимках в каждой точке траектории. Это дает возможность оперативно узнавать о возникающих проблемах, следить за проведением работ, а в целом сделать дороги безопаснее, оптимизировать транспортное планирование и повысить удовлетворенность населения.
– Как в этом сегменте реализуется ваш проект «Кадры для цифровой экономики»?
– Министерство координирует проведение курсов обучения компетенциям в сфере цифровой трансформации государственных и муниципальных служащих Республики Дагестан по программам повышения квалификации в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
Нашими задачами являются: обеспечение республики компетентными кадрами в сфере IT, организация доступного обучения по программам дополнительного образования для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций.
В школах республики мы регулярно проводим «Уроки цифры» на различные темы, такие, как «Разработка программного обеспечения», «Беспилотный транспорт», «Информационная безопасность» и другие. Участие наших школьников в таких уроках – это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: «Яндекса», «Лаборатории Касперского», госкорпорации «Росатом» и «VK».
19 марта в ДГУ прошел хакатон «Транспортная ситуация в Махачкале: пути решения». Команды из дагестанских студентов совместно с экспертами Национального автомобильного союза обсудили проблемы дорожно-транспортной инфраструктуры Махачкалы и выработали возможные пути их решения. Привлечение студентов к решению проблем города – это правильный подход. Молодежь – двигатель любого прогресса.
Анна ПИВНЕВА,
РИА «Дагестан»