Очевидно, что в нашем обществе на нынешнем этапе его развития немало проблем почти во всех сферах экономики, являющейся основой роста благосостояния граждан и могущества государства. Нынче вся сознательная часть общества, за исключением олигархов и казнокрадов, на себе испытывает тяготы развала отечественного производства.
Сегодня мне хотелось бы поговорить о земле: о состоянии пахотных земель, о возрождении культуры земледелия.
Когда речь заходит об использовании земли по назначению, о подъеме сельского хозяйства, о необходимости принятия мер по наращиванию объемов производства собственных продуктов питания, многие скептики, говорят, не до этого сейчас, уйма других «жгучих» проблем. Согласен! Но никак не могу согласиться с тем, что земля – пашня и другие сельхозугодья, благодаря которым создаются при умелой организации производства продовольственная и экономическая безопасность страны, должна пустовать.
В связи с этим я решил побеседовать с начальником отдела сельского хозяйства Буйнакского района Магомедом Гаджимурзаевым. Он кандидат сельскохозяйственных наук, человек, за плечами которого большой опыт научной и практической работы.
– Надо признать, проблем в любой сфере жизни нашего общества много. А начинать «лечение» следует с основного. Я здесь имею в виду сельское хозяйство. В так называемое советское время его не без основания считали «ударным трудовым фронтом». Первым долгом мы как можно скорее должны повернуться лицом к специалистам, истинным труженикам полей. Их работа должна быть приравнена к категории работы в горячем цехе. Не только у нас в районе, но и в целом в регионе крайне слабая материальная база сёл. Повсеместно отсутствует надежная высокопроизводительная современная техника. Общая культура земледелия у нас, к сожалению, очень низка. На мой взгляд, пришла пора говорить о самой большой беде – потерях пашни, площадей многолетних насаждений, допускаемых из-за нарушений земельного законодательства, – сказал мой собеседник.
После развала хозяйств пашня и другие сельхозугодья были розданы населению отдельными паями. В большинстве своем они заброшены, т.е. не используются по назначению. Тем не менее есть люди, которые несмотря на все трудности занимаются обработкой почвы. Но многие селяне сами не могут или не хотят пахать, сеять и другим не уступают свои доли.
– Мировой опыт показывает, что возделывать сельскохозяйственные культуры на небольших по размеру площадях – дело бесперспективное. Необходимо объединить участки и усилия для того, чтобы получить выгоду от занятия сельхозпроизводством. Особенно в условиях наложенных масштабных санкций земля не должна, как прежде, пустовать, а должна работать. В нашем районе прилагаются усилия для расширения посевных площадей, для поддержания тех, кто действительно использует землю, выделенную ему, строго по назначению. И совсем другим должно быть отношение к тем, кто и сам ничего не делает и другим не дает. Все должны наконец-то понять, что в селе неиспользуемых сельхозземель не должно быть вовсе. По-моему, необходимо во всех властных структурах задуматься над тем, чтобы усилить акценты в сторону сельского хозяйства, поскольку мы республика аграрная. С горечью отмечаю: у нас количество земли ограничено. Учитывая это, к решению вопроса раздачи земель в «частную» собственность надо было подходить очень взвешенно, – отметил М. Гаджимурзаев.
Допущенные в свое время перекосы в этом важном деле сейчас лишили возможности тех, кто на самом деле имеет желание работать на земле. Плохо то, что граждане, имея свои наделы, ничего там не производят и ставят порой нереальные условия для так называемой субаренды. Органы власти должны выработать механизм изъятия паев у тех, кто не использует землю по назначению, поддержать и помочь настоящим земледельцам путем выделения на льготных условиях средств для возделывания сельско-хозяйственных культур на больших площадях.
Этого требует время!
Абдулла ЗАЛИМХАНОВ,
журналист, заместитель председателя общественной палаты Буйнакского района