Даидбек родился в одном из самых больших селений Темирханшуринского округа Дагестана — Нижнем Казанище, в семье гвардии поручика, по другим сведениям ротмистра в отставке Абдул-Кадыра Даидбекова от первого его брака с Сапият, дочери почетного уздена Мустафы из рода Шартилер. Отец Даидбека, после окончания военной службы работал письмопереводчиком в канцелярии Управы Темир-хан-Шуры и постарался всем своим сыновьям дать образование, а у него их было пятеро от трех его жен. В посемейной переписи 1886 года по Нижнему Казанище, семья Даидбековых указана, как имеющие свой дом, живность, собственные пахотные земли и лес, что говорит о их зажиточности. Позже вся семья переселилась в Темир-хан-Шуру, где по описаниям старожилов у них был самый большой дом, или правильней — усадьба.
В Советское время, практически мало кто знал в Дагестане о исторических личностях у которых судьба сложилась не в рядах ВКП (б). Про бывших князей, дворян, купцов, предпринимателей, ни где ничего не освещалось, просто называли их всех одним словом — контрреволюционеры. Прославляли только так называемых борцов за свободу трудового народа. Им же ставили памятники, их именами называли проспекты и улицы, площади и школы. Да и только мы знали имена тех, кто не дожил до 1937 года и не попал под маховик сталинских репрессий. О многих революционных деятелях той поры, как Коркмасов, Тахо-Годи, Астемиров, Темирханов, Далгат и других, которых репрессировали в 30-е и реабилитировали в хрущевскую оттепель, даже на них было наложено табу на умалчивание о их прошлых заслугах, при этом не забывали всегда возвеличивать только тех, кто погиб в гражданскую войну или умер своей смертью до периода кровавого террора 30-х - 40-х годов. Поэтому, и о личности Даидбека Даидбекова, мне пришлось собирать по крупицам..
Так как я и ранее озвучивал, что буду использовать только факты и обходить стороной мифы и легенды, постараюсь и на этот раз написать о нем, только то, что удалось наскрести в источниках об этой личности.
Мне стало известно, что был женат Даидбек на Юлии Яковлевне Павлоцкой, которая в выданном свидетельстве заверенном кадием на имя их сына Алескендера в год его поступления в 1907 году в Московское Императорское Техническое Училище ( ныне Баумановское) указана, как Умухани Якоб- кызы.
А теперь приведу некоторые выдержки из публикаций, где упоминают Даидбекова:
«Местные предприниматели, хотя и уступали по своему числу «персидским подданным» и русским купцам, они все же активно участвовали в общественной жизни,.— входили в городские управы, в различные областные организации и «присутствия», сотрудничали с иностранными фирмами. Это X. Гаджиев, Д. Даидбеков, Д. Агаев, Г. Нахибашев, Д. Апашев, и многие другие. После введения городового управления в Дагестане на должность городского главы избраны и представители купеческого сословия — в г. Дербенте — А, Гайдаров, а в г. Темир-Хан-Шуре -Хизри Гаджиев».
«В 1908 году Даидбек Даидбеков выиграл подряд на строительство почтовых станций и в 1907 г. получил 24 570 руб., а в 1908 г. — 33 204 руб. За организацию строительства почтовых станций, на приобретение для езды в горах пассажирских линеек большие денежные суммы получил и его младший брат Алмахсуд Даидбеков».. (об этом факте пишет историк Разият Губаханова в своем труде «Предпринимательство в Дагестане»)
«В 1915 г. была проведена железнодорожная линия, соединившая Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой, тогдашней столицей Дагестана. Большую роль в строительстве этого участка пути сыграл темирханшуринецДаидбек Даидбеков, вложивший в это дело все свои силы, энергию и собственные средства. Он имел высшее техническое образование и одной из основных целей своей жизни считал строительство железной дороги в Дагестане. Благодаря ему на карте горного края появилась железнодорожная ветка, соединившая два главных дагестанских города – Темир-Хан-Шуру и Порт-Петровск.» об этом пишут в журнале ПРОДЖИ в статье «ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ДАГЕСТАНЕ»
Один из младших братьев Даидбека, Адиль-Гирей Даидбеков в 1902 году совместно с Н. Г. Каргановым издаёт свой первый научный труд «Экономические записки по проекту Дагестанского подъездного ж/д пути Т-х-Шура-Петровск», и активно включается в освоение этого проекта с привлечением богатых помещиков и купцов в качестве инвесторов. Краевед Махмуд Гаджиев в своей книге «Казанище. Страницы истории» отметил; «Многие родственники Адиль-Гирея, как Джалав и Татам Тонаевы, Камиль Даидбеков, так же вложили свои средства на строительство железной дороги. 6 июля 1915 году из Порт-Петровска в Темир-хан-Шуру прибыл первый поезд».
Извозный промысел Даидбек вел совместно со своим младшим братом Алмаксудом, о котором также известно из одной публикации:
«Извозный промысел начала ХХ в. ассоциируется, прежде всего, с известным предпринимателем из Нижнего Казанище Алмаксудом Даидбековым, который владел срочной почтой с перекладными через 15-20 км пути. Например, у Атлы-боюна, где меняли лошадей, имелись небольшая гостиница, буфет, конюшня. Из Темир-Хан-Шуры до Петровска почта Алмксуда доставляла пассажиров за 2,5-3 часа, в то время как на линейках, принадлежащих урминцам, левашинцам и цудахарцам, пассажиры добирались за 5 часов. Стоимость проезда до Петровска равнялась 1 рублю, до Кумуха – 3 рубля.
14 апреля 1910 г. Даидбек выкупил подряд на содержание почтовых станций. Он содержал 25 лошадей и станции в Дженгутае, Кази-Юрте, Урма, Леваши, Хаджал-Махи, Купиг, Кази-Кумух, Цудахаре, Кизил-Яре. Общий оборот в год имел 76356 руб.
В дальнейшем он приобрел новых лошадей. Деньгами он получил 1913 руб. 97 коп., 272 руб. 50 коп и 186 руб. На подрядных работах Даидбеков так разбогател, что стал одним из самых состоятельных купцов в Дагестане, принимал активное участие в общественной жизни области» Гаджиев Б.И. Темир-Хан-Шура. – Буйнакск, 1992. – С. 75. С ссылками:
ЦГА РД. Ф. 71. Оп. 4. Д. 23. Л. 22.
ЦГА РД. Ф. 72. Оп. 3. Д. 2. Л. 97.
Как сообщил мне один из его потомков ссылаясь на слова бабушки — Даидбек получил грамоту на дворянства из рук императора Александра III. После революции Даидбек и другие члены его семьи обосновались в Баку, там он работал инженером на строительстве железной дороги «Персия — Аляты — Баку».
У Даидбека было три сына Алискандер, Султан-Гирей, Серажутдин. Впоследствии Султан-Гирей известный конструктор, как и старший Алискандер, подвергался репрессиям. Серажутдин, сделал карьеру по линии ЦК КПСС.
О каждом из них можно написать отдельные статьи, но мне было интересно ознакомить вас с личностью самого Даидбека Даидбекова.
Поиски сведений о нем и о других представителях этой фамилии я и дальше продолжу.
Спасибо всем за внимание.