Утверждают, что людей, создающих высокие смыслы, задающих ценностные ориентиры, вручающих посох путнику, выходящему в дорогу, чтобы он не сошёл с тропинки жизни, больше нет. Ошибаются. Они – «янтарные руны» – у человечества есть. Одна из таких янтарных крупинок осела на святой кумыкской дагестанской земле. И вот она уже более 75 лет излучает свет – яркий, тёплый, нежный. И это Мурад Аджи.
То ли мир клонится к закату, то ли промозглая осень поджидает человечество у ворот истории, но не уходит ощущение, что оно «мельчает» умом, «запинается» о порог интеллекта, теряет мощь витальной энергии. Точно не софийное время. На склоны берегов бытия приливная волна всё реже выносит янтарное руно, больше катит бисер, а там – гальку и песок.
Обычная картина, присущая эпохе транзита, смены веков и тысячелетий. Но именно она из глубин времени возвращает нам образы – фигуры, обладавшие способностью расчищать одичавшую землю от бурьяна, засеивать её семенами человеколюбия, веры, добра, надежды и собирать благодатный урожай.
Мурад Эскендерович Аджиев – один из них. Фанат с горячим сердцем, пламенной душой и светлым умом. Великий сын великого народа. «Янтарное руно» тюркского мира. Подарок небес. Посланник Всевышнего.
Но при этом он не возомнил себя «Богом на Олимпе», а оставался человеком, простым в общении, соблюдавшим все нормы и традиции аульной этики. Был влюблён в свои горы, реки и поля. Поэтому и остался неисправимым лириком, романтиком, мечтателем, идеалистом, «правополушарным», обладателем редкой группы крови. У Мурада Аджи – больше, чем у других, элементов железа, поэтому его кровь сильнее.
Вот истоки его интеллектуальной, профессиональной и гражданско-нравственной плодовитости. Многогранности, букетной мозаичности натуры. Волшебности действий. Неувядающего флёра привлекательности, магии метафизики ума.
Но неразгаданность того, из чего и из какого материала скроен Мурад Аджи, остаётся и после такого водопада эмоциональных эпитетов. Главный вопрос в том: какую же глыбу таланта Всевышний метнул в природу этого человека, который, подобно могучему Тереку, дробился на многие русла, во всём блистая красотой, полнотой, яркостью, завершённостью? Ведь на всём том, к чему он прикасался и с кем общался, на всём этом – печать сердечной теплоты, душевной заботы, искренней солидарности.
Нам, обычным землянам, трудно, даже невозможно соединить в одном лице множество разнозаряженных начал: суровость личной судьбы с нежной заботой не только о ближних – семье, детях, родичах, но и о дальних духовных собратьях, расселённых в круге Вселенной; горячий патриотизм и беззаветную любовь к своему исходному очагу – Дагестану – с интернационализмом и тревожной мыслью-думой о будущем всего человечества; будучи частицей вихрящейся реки времени, суметь проторить в ней своё собственное русло; в многоголосии глобализирующегося мира не потерять, сохранить свою неповторимость, свою самоценность.
Совершенно энергозатратный образ жизни, утопический склад мышления, альтруистский стиль действия, выходящий «за берега» обыденности и не укладывающийся в рамки господствовавшей тогда (да и сейчас) рационалистской практики. Не знавший предела в своём устремлении ввысь, нет, не на вершину, к власти или «звёздности», а к новым мегапроектам. Даже не думавший о снижении скорости – темпа движения и температуры кипения, а вынашивавший в своих мыслесхемах планы очередного рывка, прорыва к далёким горизонтам.
В своих раздумьях о феномене тюркского Конфуция – Мурада Аджи – часто задаюсь вопросом: почему он, как и все «нормальные» люди той – советской – эпохи не встал на проторённую дорожку, а шёл по эпическо-драматической стезе судьбы, через завалы-препоны продираясь к своей сокровенной метацели, ни разу не помыслив о схождении с неё. Что заставляло его нести тяжкий крест неистового подвижничества, не задаваясь вопросом, кому и зачем это нужно, просто продолжая выполнять предначертанную миссию?
В сумерках нашего времени, когда кажется, что планета сдвигается не только с геологической, но и исторической оси, начинаешь понимать значимость, ценность и необходимость Мурада Аджи, проложившего первопутку по целине тюркской истории, позвавшего нас в Древний Алтай, туда, где наступает рассвет, приходит утро, рождается новый исторический день.
Утверждают, что людей, создающих высокие смыслы, задающих ценностные ориентиры, вручающих посох путнику, выходящему в дорогу, чтобы он не сошёл с тропинки жизни, больше нет. Ошибаются. Они – «янтарные руны» – у человечества есть. Одна из таких янтарных крупинок осела на святой кумыкской дагестанской земле. И вот она уже более 75 лет излучает свет – яркий, тёплый, нежный.
Эти горячие строки о нём не эпитафия, а стремление именно здесь и сейчас успеть сказать: спасибо тебе, Мурад Аджи, за образец умения «собирать камни» тюркской мудрости, неведомо кем и когда разбросанные по свету. Ты и сегодня собираешь нас вокруг своего неостывающего очага – твоего духовного наследия. Низкий поклон тебе, наш Учитель.
Энгель ТАГИРОВ,
Директор Института культуры
мира (ЮНЕСКО), доктор исторических наук (г. Казань).