Отличие этого саммита, проходившего под председательством Азербайджана, – в непосредственном участии в нем президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, который ранее предпочитал оставаться в качестве наблюдателя. Этот факт может свидетельствовать об усилении позиций молодого объединения, за которым все более внимательно следят в мировом сообществе. Однако пока не определена и позиция Узбекистана, который не заявил о прямом участии в организации. Как бы там ни было, как заявил президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, совет является весьма удобным форматом взаимоотношений между родственными по языку и культуре странами.
Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) является международной организацией, в которой наряду с фундаментальными предпосылками для тесного взаимодействия, как общность истории, культуры, языка, одним из главных побудительных мотивов является экономическое сотрудничество в качестве основной движущей силы региональной интеграции между государствами – членами Тюркского совета.
«Великий Шелковый путь»
Тематикой четвертого саммита, завершившего свою работу в турецком Бодруме, стал туризм на Великом Шелковом пути. Укрепление культурных и экономических связей, уз дружбы на основе общих ценностей и традиций, гуманитарное сотрудничество и многие другие актуальные вопросы свидетельствовали о том, что страны не намерены ограничиваться только обсуждением туристического потенциала тюркского мира.
Открывая работу форума, президент Турции Абдулла Гюль выразил уверенность, что IV саммит ССТГ придаст новый импульс дальнейшему сотрудничеству стран – членов Тюркского совета. В планах альянса – расширение экономического и торгового сотрудничества, создание единого культурного пространства, а также решение вопросов, связанных с добычей и экспортом каспийских энергоносителей в Европу через территорию Турции. Пока же главы пяти государств сосредоточились на сотрудничестве в сферах культуры, туризма и развития инфраструктурных проектов. «Для активизации деятельности организации важно поддерживать работу секретариата совета в Стамбуле. Мы также формируем механизмы многостороннего сотрудничества. К примеру, в Астане создана Тюркская академия, в Баку – Фонд тюркской культуры и наследия. Обе структуры очень важны для нас, потому что они внесут свой вклад в укрепление национального самосознания тюркских народов и помогут информировать молодое поколение о нашем общем наследии», – заявил Абдулла Гюль.
Союз Баку-Анкара – «локомотив» тюркского единства
Вне всякого сомнения, ведущим на тюркоязычном пространстве является стратегический союз Азербайджана и Турции. Туркменистан примкнул только сейчас, Кыргызстан по экономическому потенциалу пока уступает остальным странам, Узбекистан пока вообще не участвует в данном формате, хотя и не отказывается от этого. Богатый энергоресурсами Азербайджан и в связи с Турцией являются основной движущей объединительной силой. Очень важным фактором в этом контексте является Казахстан, который не обделен энергоресурсами и в то же время использует свое геополитическое влияние весьма активно.
Нурсултан Назарбаев не раз доказывал свою приверженность общетюркским идеям интеграции. А в вопросе приема Армении в члены Евразийского экономического союза президент Казахстана своей категоричностью доказал, насколько ценны отношения с Азербайджаном. Он заявил, что Армения если и войдет в ЕАЭС, то только в рамках своих законно признанных границ, без оккупированных территорий Азербайджана – Нагорного Карабаха и районов вокруг него. Этот жест нехотя вынуждена была принять Москва, но зато по достоинству оценили в Баку. Президент Ильхам Алиев выразил Нурсултану Назарбаеву благодарность от всего азербайджанского народа.
Стоит отметить, что в рамках ССТГ проблема Нагорного Карабаха остается одной из самых чувствительных. Например, еще на предыдущем саммите в Габале Ильхам Алиев заметил, что «Азербайджан долгое время страдает от армянской оккупации. 20% азербайджанских земель находятся под оккупацией, нарушена признаваемая международным сообществом территориальная целостность страны. В отношении азербайджанского народа проведена этническая чистка, грубо нарушены все нормы международного права». Не менее категорично высказывался и президент Турции Абдулла Гюль, который вообще заявил, что во главе всех значимых вопросов тюркского мира стоит проблема Нагорного Карабаха. Положение, сложившееся с оккупацией земель Азербайджана, неприемлемо.
Вернемся к линии Казахстана. Напомним, что именно казахстанский лидер является активным сторонником привлечения Турции к ЕАЭС, и его предложение находят достаточно интересным в новом интеграционном объединении. Кстати, доказательством того, что тюркские страны не собираются ограничиваться лишь туризмом, является факт встречи на высшем уровне глав Туркменистана, Азербайджана и Турции, в ходе которой обсуждалась возможность транспортировки каспийских углеводородов в Европу.
Бодрумская декларация «Тюркский совет – современный Шелковый путь»
Помимо мероприятий, запланированных на следующий год председательства Турции, были выработаны конкретные направления углубления сотрудничества. Первое – укрепление экономических связей. Было отмечено, что общий объем ВВП шести независимых государств превышает 1 триллион 200 миллиардов долларов, а экономические контакты между самими странами не отвечают потенциалу. Президентом Азербайджана было предложено создание совместного инвестиционного фонда тюркоязычных государств. Второй блок вопросов – транспортные возможности. В Казахстане завершается строительство местного участка автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай». В конце этого года завершится строительство железной дороги в Туркменистан и Иран, которая обеспечит выход к Персидскому заливу. В следующем году предусмотрено окончание строительства железной дороги, которая пройдет из Китая до Каспийского моря по территории Казахстана. Важно развивать сотрудничество между портами Актау, Баку и Самсун. Третье направление – туризм под брендом «Шелковый путь», активизация гуманитарного сотрудничества в рамках таких организаций, как ТЮРКСОЙ, Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия. Четвертый блок – информационное сотрудничество. Было предложено открыть телеканал, который бы представлял международному сообществу тюркский мир, историю, культуру, традиции народов тюркоязычного пространства.
Именно так заместитель руководителя Администрации Президента Азербайджанской Республики, заведующий отделом внешних связей Новруз Мамедов охарактеризовал результаты форума: «Проведение саммитов Совета сотрудничества тюркоязычных государств приобрело традиционный характер. В 2009 году в древнем азербайджанском городе Нахчыван было принято решение об учреждении Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Пройдя за минувший период значительный этап развития, организация сумела определить свои точные цели. На состоявшемся в Бодруме IV Саммите были приняты решения об изучении возможностей налаживания связей между тюркоязычными странами, охватывающих политическую, экономическую, культурную, научную и другие сферы. Стороны высоко оценили деятельность организации за минувший период под председательством Азербайджана.
Включение в принятую на саммите декларацию пункта о Нагорном Карабахе – важный для Азербайджана вопрос. С другой стороны, в соответствии с принятым решением пост генерального секретаря Совета сотрудничества тюркоязычных государств занял представитель азербайджанской стороны – Рамиль Гасанов. Председательство в организации перешло турецкой стороне. Была достигнута договоренность о проведении V Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Казахстане».
А закончить было бы логично словами президента Турции, с которых он начал свое выступление на саммите: «Наша цель – укреплять дух регионального сотрудничества, создавать новую энергию на основе географии и ресурсов, чтобы вести борьбу с вызовами. Для этого необходимы единство и сплоченность. Мы и далее намерены только укреплять наши связи».
Роман Агаев,
шеф российского бюро ИА SalamNews