Странное время

В обществе насаждается мысль о том, что если человек богат, значит, он умен, достоин уважения, восхищения и подражания. Но это не так, богатство не является критерием, по которому можно судить о человеке. Отношение же народа к богатству выразилось в афоризме: «Всех денег не соберешь». Стремление разбогатеть во что бы то ни стало приводит к печальным последствиям. В этом стремлении – начало всех наших бед и несчастий: коррупции и предательства, жестокости и обмана.

Человек, для которого основной ценностью является богатство, деньги, становится игрушкой в чужих руках, теряет свое достоинство, он продается и покупается. Сейчас никого не удивляет (особенно в Дагестане), когда при поступлении на работу требуют взятку, при поступлении в вуз – взятку, нарушил правила – взятку ГАИ и т.д. Все это происходит потому, что мерилом ценности наших поступков становятся деньги, материальные блага. Мы забываем древнюю истину – не хлебом единым жив человек.

Как удивились бы наши предки, наблюдая за жаждой обогащения, охватившей наше общество. Но такое поведение вполне объяснимо с точки зрения западной культуры, ценности которой активно внедряются в наше сознание. Для западной культуры (а теперь и для нашего общества) приоритетной жизненной ценностью является материальное благополучие. Жизненный успех связывается с предприимчивостью, умением заработать деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием.

Ненасытная жажда к обогащению нашей «элиты» – одна из причин сложившейся ситуации в нашем обществе, которую можно охарактеризовать как духовный и нравственный кризис.

Вместо заключения – несколько строк на родном языке:

Аламат заман гелген,

Дюньяны башы гетген.

Сахарада къар явгъан,

Европаны сув алгъан.

Заман заман тюгюл деп,

Къарсалай кёп адамлар,

Ахыр заман геле деп,

Хабарлайлар уллулар.

Яш атасын алдата,

Къурдаш къурдашын сата,

Етимни малын ашай,

Халкъыбыз шолай яшай.

Гертиден заман гьайран,

Бузлар ирий северде.

Тоймай адам акъчадан,

Тамагъына етсе де.

К. Камалов.