Начну рассказ с детства Х. Акбиева. Родился будущий поэт в
1944-м году, перед самой депортацией чеченцев и ингушей, в селе Майртуп
Шалинского района ЧИ АССР. Детство всё, можно сказать, прошло в больницах,
санаториях и интернатах Киргизии, где лечился от последствий полиомиелита и
учился в них. «Мы лежали в гипсе и фиксаторах, не знали, как шагают счастливые
ноги. Все в «скорлупах», читали, считали, писали на специальных постельных
партах. Пели, устраивали самодеятельность, я солировал. О моих стихах, рисунках
и лепке шла слава по санаторию. В 1956-м году, после 3,5 лет заточения в гипсе
и стольких же лет учебы в лежачем положении, произошло событие: я встал на
ноги. Сначала учился стоять, держась за кровать, затем без опоры. Потом в
синтетическом корсете научился ходить с костылями. Только в 11-м классе заменил
костыли на тросточку», – пишет счастливый Хавас.
Даже если мозоли и
беды,
И от тяжести ломит
плечо, —
Вы счастливы!
Вы знаете это!
Улыбнитесь! Шагните
еще…
И прошел долгой дорогой, узнал, как в дороге устают.
Продолжал петь, в своем понимании, не хуже, чем Робертино Лоретти… Однажды, в
1961 году, выступая в Шалинском Доме культуры, без музыкального сопровождения
спел песню «Орлёнок» («Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца!..»). «После
выступления на сцену поднялся молодой человек и заключил меня в объятия. Это
был Муслим Магомаев. Когда в Грозном, пройдя республиканский смотр, вышел на
всероссийский, на радостях, втайне от сопровождающего, съел 9 мороженых разных
сортов и застудил голосовые связки. Голос с трудом восстановился, но уже был не
тот. И песня отошла на задний план, как
и фортепьяно, игре на котором обучался в музыкальной школе в Шалях. Позабылась
и гитара, с которой не расставался в юности. А стихи остались, навеянные ещё в
детстве», – пишет Хавас Акбиев.
X.
Акбиев, живя долгое время в санаториях, больницах и интернатах, совсем забывает
родной язык, хотя потом и наверстает, но в совершенстве овладел русским.
Писатель Машар Айдамирова, которая пишет на русском и чеченском языках, о языке
Х. Акбиева пишет:
– Я не знаю в чеченской литературе поэта, равного Хавасу
Акбиеву, пишущего на русском языке так совершенно и вдохновенно. Более того, не
зная национальной принадлежности автора, русский читатель ни за что не
догадается, что на их родном языке пишет чеченец.
– Хавас Акмерзоевич, что вы начали писать с 8 лет, мне
известно, расскажите коротко о начале трудовой деятельности, – попросил я его.
– Началась она с должности старшего вожатого. Работал
учителем начальных классов и комендантом общежития. А когда пригласили на должность старшего литсотрудника в газету, с
радостью согласился. Так началась дружба с газетой, которая превратилась в
любовь и продолжается до сих пор. Люблю романтику этой работы, всё время в гуще
масс, с людьми. В газете открылась широкая дорога моим стихам… В 70-е годы,
работая здесь, поступил учиться заочно на юрфак Орджоникидзевского
университета, – говорит он.
Там X.
Акбиев слушал курс лекций по философии, который вел народный поэт Осетии
Георгий Харитонович Кайтуков.
– Увлекшись лекцией, он часто переходил на стихи Пушкина,
Лермонтова, читая их наизусть с вдохновением, – рассказывает Хавас Акбиев.
На одной из таких лекций студенты похвалились, что среди них
тоже есть поэт, и довольно талантливый. И указали на Хаваса Акбиева.
– Ну что ж, – сказал Георгий Харитонович, – удиви-ка ты
меня, как когда-то Пушкин Державина.
Когда Хавас начал читать свои стихи, неожиданно в аудиторию
вошел народный писатель Чечено-Ингушетии Идрис Базоркин, друг Кайтукова. Они
одобрили стихи молодого поэта. А Кайтуков через некоторое время подарил Х.
Акбиеву сборник своих стихов с надписью «Другу Хавасу с большой любовью».
Встреча эта вдохнула в поэта уверенность в свои творческие возможности, что в
свою очередь возбудило в нем неиссякаемую творческую энергию. В эти годы в
газете «Красное знамя» часто появляются его лирические стихи. Почти каждый день
можно было услышать в эфире красивые лирические песни. Гудермесцы и жители
района приняли их с большой радостью, они почувствовали появление талантливого
поэта-песенника. Акбиев и сам это понял и знал, он получал и отзывы о своих
стихах.
«Наступила весна. Потепление вызывает прилив новых сил,
бодрости и надежд. Конечно, это относится в основном к людям такого цветущего
возраста, в каком вы находитесь. Однако рядом с вами становится теплее и нам…
Творчество ваше бьёт через край, чуть ли не в каждом номере газеты новые
стихи…» – пишет ему поэт Ал. Петрушко.
Всё это подняло в молодом поэте неуемную деятельность:
успешно продолжая заочное обучение, активно работает в газете: «Очерков,
путевых заметок, фельетонов, зарисовок… – ворох. Целый том наберется, потяну
на несколько сборников стихов… Дважды лауреат республиканских журналистских
конкурсов. С зав. отделом вырос до редактора газеты», – говорит Акбиев.
В годы перестройки работал во многих республиканских газетах
на разных должностях, но всегда оставался преданным газете «Гумс», где и в настоящее
время работает заместителем главного
редактора.
Хавас Акбиев – член Союза журналистов СССР, член Союза
писателей России, автор 10 книг поэзии и прозы: «Встреча в пути», «Стихи,
рожденные войной», «Остаюсь всё тем же…» (лирические стихи), «Песня спящей
девочке « (стихи и проза), «Русскому другу» (стихи и проза), «Сосна, которая
смеялась…» (эссе), «Ах, война, что ты сделала, подлая…» (стихи и проза),
«Просто стихи», «Избранные произведения» (стихи и проза), «Я из огненной Чечни
« (проза). И это не все.
— Хотя имею материал еще на несколько сборников стихов, не
берусь сказать то, что перо всегда остро. Его надо каждый раз оттачивать.
Моё кредо? Пожалуйста:
Жизнь ничто, коль
живешь для себя,
Без печали, душевных
тревог.
В этой жизни, где
счастье – борьба,
Есть немало хороших
дорог.
Только надо свою
угадать,
И карабкаться, сил не
жалеть,
Стиснув зубы, шагать и
шагать,
Человеком простым
умереть! – заявляет поэт.
Какая требовательность к творчеству! Какая высокая ответственность
и благородная цель, требующая воли, терпения и труда ради людей в ущерб личной
жизни! Еще конкретнее и в красивом образе эту идею он подал нам в стихотворении
«Рябина у дороги».
В дорожном непокое, в
асфальтовом дыму,
Изведав всё с лихвою,
наперекор всему
Цветёт. В плоды
вобрала и золото, и медь…
Вот так и нам пристало
огнём всегда гореть.
Хавас Акбиев в книге «Спящей девочке» пишет: «Люблю лирику
Пушкина, героизм Лермонтова, нежность Есенина». Данное признание само свидетельствует о наличии этих
качеств в таланте самого автора. Нисколько не умаляя двух других, я выделил бы
героизм в его творчестве и смелость в самом авторе, для которого честь,
совесть, справедливость – не простые
слова, а качества, часть его достоинства. В стихотворении «Очнись, Чечня!» он,
смело критикуя клевещущих на Чечню, заявляет:
Чеченец Я! В лихие дни
и сроки
Не ставший на колени
ни за что!
Не смейте мне
приписывать пороки
Владык слепых,
отступников-святош.
Я не пойду покорно к
покаянью
За всё, в чём не был в
жизни виноват!
Дудаевский период он называет сатанинским, ведущим народ к
заблуждению, самоуничтожению.
– Я хаял, изобличал дудаевщину. Многие удивлялись тому, что
я ещё на свободе, – говорит X.
Акбиев.
Так было, пока властные структуры подчинялись Дудаеву. Как
только они отказались подчиняться, началось гонение, их кредо было: кто не с
нами, тот против нас. Дудаевцы обвиняли весь коллектив газеты «Гумс» в
предательстве интересов народа, угрожали всячески. Х. Акбиев и X. Борхаджиев были
подвергнуты заточению на определенный срок. Но неуёмная газета «Гумс»
продолжала смело критиковать предательский курс дудаевской клики.
Рассвирепевшие радуевцы обстреляли из пушек здание газеты «Гумс» и типографии,
превратив его в развалины. Но смелые журналисты нашли выход: они газету стали
выпускать в Махачкале, в издательстве «Дагестан», и доставляли ее читателям
района, подвергая себя опасности.
Самыми трудными для населения Чечни были 1994–1996 гг.,
когда под лозунгами антитеррористической и потом контртеррористической кампаний
федеральные войска начали военные действия против дудаевских бандформирований.
Оставаясь в эпицентре боев противоборствующих сторон, погибало много безвинных
людей. Эту ужасную обстановку Хавас Акбиев смело и беспощадно критикует в
стихотворениях «Блокпост», «Люди в ropы уходили”, “С именем твоим», «Баллада о Легионе в косынках»,
«Брагунский хребет», «Всё так же» и др. В стихотворении «Ночная летучая
смерть» Акбиев пишет о летчике, ночном
разбойнике СУ-27, который безнаказанно расстреливал безвинных женщин и детей.
Оскорбленный и возмущенный поэт пишет:
…Летит, сатанея,
стервец,
Сжимая в комочки
сердца…
Уж лучше ужасный
конец,
Чем ужас такой без
конца.
Жить в гуще народа делящим радость и горе, защищать удел его
в своих произведениях могут настоящие творцы народа. И наши поэты Хавас Акбиев,
Хожбауди Борхаджиев, Руслан Юсупов без всякой натяжки давно заслужили признания
их народными поэтами Чеченской Республики.
В своём красивом,
глубокомысленном стихотворении «Очнись, Чечня!» призывает народ включиться в
созидательную деятельность.
Очнись от боли
распроклятых дней!
Без рук твоих
заплесневели воды,
И грустен взгляд
непаханых полей,
А сколько нас в краю
осиротело?!
… Чеченец я,
рожденный до упаду
Творить добро,
молиться на зарю…
… Чеченец я, зовущий
к созиданию!
Я – боль, я – гнев, я
– выстрел, я – набат!!!
Сто и тысячу раз прав поэт, зовущий к созиданию, этому
волшебству, которое делает людей умными, добрыми, талантливыми… настоящими
людьми.
В заключение хочу привести высказывание о Хавасе Акбиеве
главного редактора газеты «Гумс» и собрата по перу Х. Борхаджиева, высказанное
им на вечере, посвященном 70-летию Х. Акбиева:
«Мой коллега и собрат по перу оставил самый яркий след в
чеченской поэзии в период шального лихолетья, так продуктивно и смело не творил
никто! Хавас Акмерзоевич по праву вошёл в элитарную энциклопедию лучших
журналистов России ХХ века. Руководство республики высоко оценило его
вдохновенный труд, присвоив звание «Заслуженный работник культуры ЧР». А самый
большой подарок преподнёс он сам себе и нам в виде книг, написанных им от
сердца…
В 2009-м году вышел сборник стихов Х. Акбиева «Ах, война,
что ты сделала, подлая…», куда вошли стихи военных лет. Сборник этот напомнил
цикл стихов «Моабитская тетрадь» татарского поэта, Героя Советского Союза
(посмертно, 1956 г.)
Мусы Джалиля (Джалиев), который был им написан в плену, в фашистской тюрьме, в
1942-м году. Цикл этих стихов был принят как гимн стойкости человека,
убеждённого в правоте своего дела. А в 1957-м году за цикл стихов «Моабитская
тетрадь» автору присуждена Ленинская премия (посмертно).
Оба эти подвига – и Джалиля, и Акбиева — совершены в самых
опасных для личной жизни обстоятельствах. Единственная разница в том, что
карающая рука палача, к счастью для Хаваса и нас, читателей, не дошла до поэта.
А могла дойти, потому что он не только не скрывался от них, а, наоборот, по
отношению к «блюстителям порядка» вёл себя дерзко и вызывающе. К счастью, всеми
нами уважаемый Хавас Акмерзоевич жив и, как всегда, в работе. Почему бы нам,
читателям, вместе с общественностью района не поднять вопрос о награде поэта за
упомянутый нами сборник стихов или за все творчество в целом перед Союзом
писателей ЧР и Министерством национальной политики, печати и СМИ республики в
связи с 70-летним юбилеем автора?! Ах, как важно поднять нравственный подвиг
писателей, этих инженеров человеческих душ, особенно в наши дни, когда частная
собственность породила больше, чем «надо», нуворишей! Что ведёт к
стремительному падению нравственности в обществе.
Заканчивая слово о замечательном человеке, талантливом поэте
и журналисте, хочется от души пожелать крепкого здоровья, больших успехов в
творчестве, ладу и устроенности в семье. И, конечно, день ото дня расти без
старости!
Абас МАМАЕВ.