Гаджи Саидович прошел достойный жизненный путь — от рано осиротевшего мальчика из известного кумыкского села Карабудахкент до студента Московского государственного университета и профессора Даггосуниверситета.
Село Карабудахкент, расположенное в живописной долине реки Манас-озень, — один из наиболее красивых уголков Дагестана, резиденция Карабудахкентского бийликства (княжества) — было и остается одним из самых крупных населенных пунктов Дагестана и Северного Кавказа. Село имеет богатую и малоисследованную историю. Первые поселенцы в окрестностях села, судя по карабудахкентским могильникам, исследованным археологом К. Ф. Смирновым в 1950-х годах, появились около 4000 лет тому назад. Кстати, в одной из своих книг «История Карабудахкента» (1997) Гаджи Саидович достаточно подробно излагает богатую археологическими памятниками и письменными свидетельствами историю родного села — от верхнего палеолита до начала XX века. В этой же книге можно найти интересные биографические сведения о его родителях, родственниках, историю знакомства с семьей Я. А. Федорова, о роде Федоровых и многое другое.
Гаджи Саидович родился 12 января 1937 г. в селе Карабудахкент в семье Саида Гусейнова. Мама Гаджи умерла, когда ему было 4 года; вскоре, из-за ранений, полученных на фронте, умер и отец. Так Гаджи стал круглым сиротой в семилетнем возрасте. Несколько лет спустя, в 1948 г., в Карабудахкент приехала московская научная этнографическая экспедиция, с целью создания фильмов по этнографии народов Дагестана, которую возглавлял Я. А. Федоров, снимавший научно-популярное и учебное кино. Яков Александрович познакомился с родственниками Гаджи, а затем усыновил осиротевшего мальчика и стал для него отцом, дав ему свою фамилию. В новой семье для Гаджи открылись огромные возможности для учебы и познания. Здесь он получил хорошие знания по художественной литературе, поэзии и живописи. Часть картин он привез в Дагестан, и они украшали его квартиру. Благородная и интеллигентная семья потомственных военных офицеров Я. А. Федорова стала для Гаджи новым родным домом, в котором он был сыном для Якова Александровича и внуком для его мамы Анны Петровны. Гаджи переезжает в Москву и учится в одной из московских школ. В 1957 г. Гаджи поступает на исторический факультет ДГУ, а вскоре переводится на исторический факультет МГУ, который оканчивает в 1963 г. по специальности «археология». Среди преподавателей МГУ ему особенно запомнились лекции выдающихся советских археологов А. В. Арциховского, В. Н. Гракова, Б. А. Рыбакова и др. Гаджи Саидович был первым из числа кумыков, ставшим профессиональным археологом, защитившим кандидатскую и докторскую диссертации по археологии.
Между тем, Я. А. Федоров и сам продолжал обучение, поступив на заочное отделение исторического факультета МГУ, который закончил в 1958 г. Защитив успешно диссертацию (1962 г.), он начал работать на кафедре этнографии МГУ. Скромность его органически сочеталась с высокой культурой и личным обаянием. Я. А. Федоров постоянно вел большую научную работу по истории и этнографии народов Северного Кавказа, регулярно публикуя ее результаты.
В 1978 г. вышла его книга «Ранние тюрки на Северном Кавказе», в соавторстве с Гаджи Саидовичем. Более известной является книга А. Я. Федорова «Историческая этнография Северного Кавказа» (1983), представляющая собой учебное пособие для студентов исторических факультетов университетов по этнографии, археологии, антропологии и лингвистике, ранней этнической истории, особенностям хозяйственной деятельности региона, в которой содержались данные о происхождении современных народов Северного Кавказа, соответствовавшие уровню изучения проблем этногенеза того периода.
Ежегодно Я. А. Федоров возглавлял археологические и этнографические экспедиции, в которых принимали участие не только студенты МГУ, но и учащиеся северокавказских вузов, для многих из которых эти экспедиции стали первой ступенькой в науку. Для молодежи Я. А. Федоров был старшим другом, наставником, строгим и требовательным, но всегда благожелательным. Ученики Я. А. Федорова – представители разных народов Северного Кавказа; они стали учеными благодаря бескорыстной помощи Якова Александровича.
В 1963 г., после завершения учебы в МГУ, Гаджи Саидович возвращается в Махачкалу и поступает на работу в Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. К этому времени в Институте, по инициативе выдающегося ученого-этнографа, основоположника дагестанской этнографической науки, доктора исторических наук, видного деятеля просвещения Дагестана С. Ш. Гаджиевой был создан отдел археологии и этнографии. В этом отделе (секторе) в должности младшего научного сотрудника Гаджи Саидович проработал до 1970 г., когда им была подготовлена и защищена кандидатская диссертацию на тему «Северный Дагестан в раннем средневековье. (Историко-археологические очерки)».
С этого времени до последних дней своей жизни Гаджи Саидович преподавал в Дагестанском государственном университете на историческом и практически всех других факультетах этого вуза. Гаджи Саидович был из тех немногих преподавателей ДГУ, которого студенты буквально всех факультетов, где он читал лекции и вел занятия, обожали, считали лучшим преподавателем. Сам он относился к каждому студенту с отеческой заботой, всегда интересовался проблемами, максимально благоволил и заботился о них как о своих детях, порой ему приходилось защищать их от нерадивых преподавателей и деканов, иногда даже отстаивать их интересы у ректора или проректора.
Знаковым событием в жизни Гаджи Саидовича стал 1995 год, когда он представил и защитил докторскую диссертацию на тему «Этническая история Северо-Восточного Дагестана (проблема происхождения кумыков)». Год спустя дочь Гаджи Саидовича, Анаханум Федорова, защитила диссертацию «Проблема происхождения дагестанских народностей» на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Эти диссертации, а также книги Гаджи Саидовича «Кумыки – из рода дагестанского» (2001), «Все мы из рода дагестанского» вновь подняли волну дискуссий по проблемам этногенеза и этнической истории Дагестана. Более того, две последние книги Г. С. Федорова были своего рода реакцией на популярные историко-беллетристические книги Мурада Аджи «Полынь Половецкого поля», «Мы из рода Половецкого», «Европа. Тюрки. Великая Степь», которые, в свою очередь, были вызваны к жизни явным игнорированием тюркского вклада в историю Дагестана, России, Европы.
Научно-исследовательская работа Г. С. Федорова была направлена на изучение и освещение древней и средневековой истории Дагестана и Северо-Восточного Кавказа. При этом он сосредоточил свои усилия на проблемах этнической истории народов Дагестана, в том числе и кумыков, которых он считал автохтонным народом, принявшим тюркский язык преимущественно в XI–XIII вв. По указанным выше проблемам Гаджи Саидович издал более 120 работ, в том числе 7 монографий: «Ранние тюрки на Северном Кавказе» (М., 1978); «История происхождения кумыков» (Махачкала, 1996); «История Карабудахкента» (Махачкала, 1997); «Исторические корни единства Дагестана. К вопросу о происхождении дагестанских народностей» (Махачкала, 2000) и др. (Подробнее о нем и его трудах см.: Раджабов А. Р. Добрый джинн (1980); Ученый, педагог, патриот. Некоторые страницы жизни и научной деятельности профессора Г. С. Федорова (1997).
Г. С. Федоров известен как наиболее последовательный защитник концепции «дагестанского» происхождения кумыков, изложенной в монографии «История происхождения кумыков» (1996). Среди различных концепций по проблеме происхождения кумыков (местные тюркоязычные жители, испокон веков занимающие современную территорию их расселения; пришельцы азиатских степей; «тюркизированные» дагестанцы) Гаджи Саидович в силу мощного прессинга со стороны его учителя Я. А. Федорова и в целом школы того времени, считавшей, что право на полноценную историю и, более того, право на существование имеют только местные автохтонные народы. Остальные народы, которые якобы или реально не имеют местных корней, априори (не имея доказательств и не опираясь на факты) имеют меньше прав. Такая концепция была характерна для советской исторической школы 1950-1980-х годов. Одной из жертв этого подхода стала этническая история кумыков. Профессор С. Ш. Гаджиева, также находясь под влиянием этого подхода, в известной работе «Кумыки» (1961) пыталась найти «местные» корни кумыков в виде слов, заимствованных якобы из языка соседнего даргинского этноса. Более тщательное изучение этих сохранившихся в кумыкском языке якобы заимствованных из даргинского языка слов показало, что все они являются булгарскими (древнетюркскими) заимствованиями в языке даргинцев, а не собственно даргинскими лексемами. Более того, лингвистам не удалось обнаружить не только даргинские, но и аварские, лакские или другие субстратные дагестанизмы, дагестаноязычные элементы в языке кумыков. Если бы кумыки являлись тюркизированными дагестанцами, то это должно было обязательно оставить свой след, отразиться в их языке. Этого нет, и именно поэтому в новом переработанном издании книги «Кумыки» в двух томах (Махачкала, 2000 и 2005) проф. С. Ш. Гаджиева пересмотрела свою прежнюю концепцию происхождения кумыков. Она, по сути, отказалась от своей старой точки зрения о наличии дагестанского субстрата в кумыкском языке, указав на наличие в кумыкском этносе более древнего дохазарского ядра. Это тюркоязычное ядро составляли более ранние, докипчакские тюрки. Тем самым она указала на необходимость дальнейшего изучения проблемы этногенеза с точки зрения не только лингвистики, но и особенно антропологии. Кроме того, она предложила новые интерпретации некоторых топонимических данных, обратив внимание на необходимость исследования огузского компонента в сложении южных кумыков.
Однако Г. С. Федоров оказался более привязанным к старой группе исследователей, которые считают, что основу этногенеза кумыков составляет местное дагестанское население, с глубокой древности занимавшее предгорные и равнинные районы северной части Дагестана. Он полагал, что местные племена (легов, гелов, каспиев) на протяжении всего раннего и развитого средневековья подвергались этнокультурному влиянию тюркоязычных степных кочевников – на первом этапе гуннов, булгар, савир, барсил и др., на втором – хазар, на третьем – половцев-кипчаков. Гаджи Саидович утверждал, что с начала «Великого переселения народов» на территории Прикаспийского Дагестана формируется этнополитическое объединение «Джидан», являющееся крупнейшим самостоятельным образованием, в рамках которого возникло этническое ядро, трансформировавшееся впоследствии в кумыкский народ. Таким образом, по мнению Гаджи Саидовича, кумыки являются местным населением, принявшим тюркский язык и отдельные элементы культуры тюркоязычных прошлых племен. Этногенез кумыков Гаджи Саидович представляет как сложный и длительный процесс культурно-исторического и этнического взаимодействия оседлого местного дагестанского населения и пришлых тюркоязычных племен. Среди аргументов в пользу такой точки зрения Гаджи Саидович утверждал, что «пришлые тюркоязычные племена обладали монголоидными признаками, тогда как кумыки вместе с лезгинами и даргинцами-кайтагами относятся к каспийскому типу. Причем этот тип в Дагестане представлен в смешанном виде с кавкасионским. Монголоидная примесь у кумыков весьма слабая и не больше, чем у любого из народов Дагестана. Это свидетельствует о весьма слабом этнокультурном компоненте пришлых тюркоязычных монголоидных элементов у кумыкского этноса». Во-первых, далеко не все тюркские народы монголоидны, во-вторых, даргинцы и другие горцы по антропологическому типу относятся к кавкасионскому типу, а не к каспийскому, как кумыки. Так что, если бы основу кумыков составляли дагестаноязычные племена, то и у кумыков был бы такой же кавкасионский тип. Поэтому и этот аргумент не выдерживает критики. Критику взглядов Г. С. Фёдорова см. в работах Г.-Р. Гусейнова, К. Алиева, А. Аджиева и других.
Завершая краткий очерк о научном вкладе Гаджи Саидовича, укажем, что он многократно принимал участие в международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных сессиях и конференциях. Он был активным сторонником пропагандистской работы по патриотическому и интернациональному воспитанию студенческой молодежи и учащихся школ, часто выступал в периодической печати и по телевидению, вел большую общественную работу, руководил научно-студенческими кружками. Гаджи Саидович руководил аспирантами, консультировал докторантов. Он являлся членом совета по защите докторских диссертаций Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук и совета по защите кандидатских диссертаций на историческом факультете Даггосуниверситета.
Г. С. Федоров был ученым, преподавателем, пользующимся заслуженным уважением среди студенческой молодежи и профессорско-преподавательского коллектива Даггосуниверситета.
Вклад Гаджи Саидовича Федорова в развитие науки и образования был высоко отмечен на республиканском и российском уровнях: он удостоен почетных званий: «Заслуженный деятель науки РФ», «Заслуженный деятель науки Дагестана», знаком «Отличник народного образования РД», «Заслуженный работник высшей школы РФ».
Память о Гаджи Саидовиче Федорове как о прекрасном, внимательном друге и хорошем специалисте будет жить в сердцах сотен студентов, всех тех, кого он обучал, кто его знал, кто с ним работал.
Автор: Магомед-Расул ИБРАГИМОВ.