Действительно, в IX–XII веках мусульманское средневековье переживало духовный и культурный расцвет. В последующие века этот расцвет хотя и наблюдался в трудах отдельных мусульманских мыслителей и в отдельном регионе мусульманского мира – Кордовском халифате (мусульманской Испании), но в общем все уже шло к упадку.
Зато в христианской Европе мусульманская мысль и философия, порожденные высокоразвитой арабо-мусульманской культурой, дали мощный толчок распространению передовых идей. Через Толедо (Испания) и Сицилию – два главных центра передачи на Запад в переводе на латынь арабо-мусульманского философского наследия – в университеты западноевропейских государств, начиная с XII в., стали проникать (часто через посредство еврейских мыслителей) естественно-научные и философские теории, предварившие становление нового мировоззрения, свободного от опеки теологии.
Затем, уже с начала XVI в., Европа начинает стремительно обгонять мусульманский Восток (и не только мусульманский) в сфере науки, технических открытий, экономики, материального производства, в военной сфере и т. д.
Есть несколько наиболее распространенных версий объяснения рывка Европы и отставания Востока. Рассмотрим некоторые из них.
1. Исламскую цивилизацию погубили нашествия монголов и крестоносцев, а в Европу монголы не прошли. Здесь можно возразить, что в Европе бушевали Столетняя и Тридцатилетняя войны, но там это не привело к застою.
2. Великие географические открытия (открытие Америки и Индии) позволили европейцам обогатиться, и на этом капитале они развили свою науку и технику. Это, на мой взгляд, – не аргумент, так как в период расцвета Арабского Халифата арабские мореплаватели и торговцы плавали не только в Индию, но и в Китай, Индонезию и даже на Филиппины и Мадагаскар, но это не дало какого-то толчка мусульманам.
3. К определенному периоду ислам как религия потерял свою динамичность, общественную гибкость, превратился в набор схоластических догм, а в Европе, наоборот, христианство в форме протестантской этики (по М. Веберу) с его религиозно-этическим комплексом, развивавшим такие качества в человеке, как трудолюбие, бережливость, честность и расчетливость, способствовал появлению капитализма.
Здесь я могу возразить, что духовный посыл в становлении духа торгашества вряд ли мог стать основным фактором. Капитализм возник и развивался все-таки больше на материальных факторах, а протестантская этика была нужна лишь для того, чтобы господа капиталисты в ярости конкуренции не делали друг другу контрольных выстрелов в затылок, как это происходит сейчас в некоторых странах, где нет протестантской этики. С другой стороны, Коран так же, как и любое религиозное учение, полон сентенций о трудолюбии, честности и бережливости. В Коране даже есть принцип, который звучит как «Исраф ал-харам», то есть «Расточительство – запретно!».
4. Очень распространено и такое объяснение, особенно среди мусульман (его придерживался выдающийся татарский богослов и мыслитель Муса Бигиев): мусульманский мир отстал от Европы не потому, что исламское вероучение не соответствовало эпохе, а потому что многие люди перестали следовать предписаниям истинного ислама.
То есть сыграл роль субъективный фактор, ухудшилось качество самих мусульман. Это мне напомнило мою давнишнюю встречу с турецким студентом на одной из улиц Стамбула. Он призывал прохожих покупать у него одну из левацких газет, издававшихся в то время в Турции. Я подошел к нему, мы разговорились. Я сказал, что коммунизм не выдержал испытания историей, его выбросили на свалку. А там, где он еще существует (Куба, Северная Корея), народ бедствует. На что он мне ответил, что сама по себе коммунистическая система прекрасна, просто русские коммунисты не сумели правильно ее претворить в жизнь. Если же мы, турецкие левые, придем к власти, то сможем создать цивилизованный социализм.
5. В геополитике есть теория талассократических (связанных с морем) и теллурократических (связанных с континентальной сушей) цивилизаций. Считается, что первому типу цивилизаций присущи занятие торговлей, предприимчивость, динамизм, тяга к техническому прогрессу, либерализм, демократия. В них человек является высшей ценностью.
Второму же типу цивилизаций свойственны отсутствие динамизма, консерватизм, жесткость моральных и социальных норм поведения людей, деспотия, коллективизм, иерархическая вертикаль власти, авторитаризм или тоталитаризм.
Согласно этой теории, Европа омывается океаном и многими морями, в ней много заливов и удобных путей для морской торговли, и этот фактор позволил ей сделать рывок в развитии и обогнать Восток. В качестве примера современной талласократической цивилизации приводится самая мощная в современном мире англо?саксонская цивилизация (США и Великобритания).
Здесь, мне думается, произошла абсолютизация географического фактора. Я бы, например, не связывал демократию и деспотию напрямую лишь с географическим (морским и континентальным) принципом, делая его универсальным. Теория талассократии и теллурократии, на мой взгляд, в принципе не верна, она слишком умозрительна и во многом искусственна. Зададимся простым вопросом: «Почему в других местах земного шара, которые тоже омываются морями и океанами, и где тоже были развиты торговые связи, не возникли цивилизации, подобные европейской, с ее демократией и либерализмом? Почему именно Европа вырвалась вперед, а Восток (и не только континентальный Восток) остался в застое?» Ответа я нигде не нашел. Я долго размышлял над этой проблемой и, наконец, кажется, подобрал к ней ключи. Ход моей мысли заключается в следующем.
Очевидно, что дело не только в воде и суше, а в совершенно конкретных специфических условиях, в которых развивалась Европа и которые не существовали в других частях земного шара в определенный исторический период.
Эти условия – следующие:
1. Оптимальный умеренный климат с равномерно выпадающими осадками, который позволял заниматься сельским хозяйством маленьким индивидуальным коллективом, типа отдельной семьи, что развивало индивидуализм (в отличие от азиатского способа производства, требующего усилий больших коллективов для создания ирригационных систем на засушливом Востоке).
2. Обилие и тесные контакты различных государств и культур на одном небольшом по территории континенте (обмен культурными ценностями – двигатель прогресса).
3. Отличие характера европейского города от восточного в средневековую эпоху. (В начальной стадии европейские города испытывали недостаток рабочей силы, а отсюда и недостаток капиталов, в силу того, что феодалы владели землями и крестьянами вокруг своих замков. Они не отпускали своих крестьян с земли в города. Горожане притеснялись феодалами. Вот этот недостаток рабочей силы и заставил зарождающееся третье сословие в городах делать технические изобретения и внедрять в жизнь изобретения, сделанные на Востоке: компас, порох, бумагу и т. д.
Ведь, например, бумага была изобретена в Китае, она была известна и арабо-мусульманской цивилизации, но книгопечатание было изобретено в Германии в XVI веке. Почему этого не сделали арабы? Да потому что характер восточных городов был совершенно другим. Феодалы сами жили в городах, а не в отдельных замках, как в Европе. Все городские ремесленники и окрестные крестьяне подчинялись им. Производство росло не за счет технических новшеств, а за счет увеличения количества ремесленников. Феодал мог нагнать в город 10000 крестьян и превратить их в ремесленников, которые могли создать ему миллион кувшинов или написать тысячи рукописных книг. Не было дефицита рабочей силы.
То есть Европа пошла по интенсивному пути развития, а Восток продолжал экстенсивный путь. В этом главная социально-экономическая причина цивилизационного отставания Востока от Европы. Дело совсем не в характере религий этих двух миров. Религии – это следствия, а не причины).
4. Наличие евреев в Европе. Это был народ, не включенный ни в одно сколько-нибудь значимое социальное сословие коренного населения. Это были своего рода свободные рабочие руки, дрожжи и материал для появления третьего сословия и возникновения буржуазных отношений на континенте. (После разгрома Иудеи Римской империей основная масса евреев была переселена или эмигрировала в города Европы, а не в Азию и не в регионы Ближнего Востока). Очень показательным был следующий факт. 30 марта 1492 года король Испании Фердинанд издал указ об изгнании евреев из Испании. Большая их часть со своими капиталами переселилась тогда в Голландию, бывшую тогда испанской колонией. Евреи со своими капиталами послужили тогда хорошим катализатором для начала войны голландцев за независимость и для возникновения в Голландии буржуазных отношений и первой в Европе буржуазной революции.
Но как и все в мире имеет свое начало и свой конец, так и западная цивилизация не вечна. Ее ждет та же участь, которая постигла в свое время Римскую империю. Новые «варвары» XXI века в лице арабов, турок, пакистанцев заполонят страны Западной Европы, а Россию – азербайджанцы и северокавказцы. Как от смешения римлян с готтами и гуннами получились новые народы: немцы, французы и итальянцы, так и от смешения современных французов с арабами получится новая нация франкоарабов, а от смешения немцев с турками – нация турконемцев. Но с включением Турции в Евросоюз роль арабского элемента в Европе будет уменьшаться, а турецкого расти. В России, соответственно, тюрки сольются с русскими и получится нация русотюрков. (Кстати, татары при создании этого русотюркского коктейля могут осуществить свою историческую миссию с тем, чтобы коктейль получился правильным). В будущем фактически создастся некая турано-европейская цивилизация. Это произойдет оттого, что Европа дряхлеет, не размножается, распространяется гомосексуализм, алкоголизм, наркомания, генофонд теряет качество, а восточные народы готовы размножаться. Например, сейчас в каждой таджикской семье от 5 до 7 человек детей.
По некоторым сведениям, за последние 12 лет число коренных русских в России сократилось со 130,4 до 104,1 млн человек. По данным последней переписи, на 10 млн населения Москвы приходится 1,5 млн азербайджанцев, 600 000 армян, 350 000 грузин, 300 000 цыган, 300 000 молдаван, 200 000 таджиков, 150 000 узбеков, 240 000 вьетнамцев, 200 000 китайцев, 100 000 афганцев, 160 000 татар (по неофициальным данным, татар – 600 000 человек). Таким образом, сейчас в Москве на 5 млн 460 тыс. русских приходится 4 млн 540 тыс. нерусских жителей. Азербайджанцы даже в шутку называют Москву своей второй столицей.
Таким образом в Европе создадутся новые нации, которые будут сочетать в себе рационализм прежней западной цивилизации и природное естество и душевность Востока, то есть возникнет совершенно новая цивилизация. Но превалировать в ней будет тюркский элемент. То есть, если выразиться точнее, это будет тюрко-европейская цивилизация.
США захлестнут волны латиноамериканцев с юга и китайцев с запада, но будут превалировать латинос. Народным разговорным языком будет испанский, английский останется лишь языком правящей элиты. Затем и правящая элита, чтобы не отрываться от народа, перейдет на испанский язык.
Глядя на теперешнюю мощь США и английского языка в мире, кто-то может снисходительно улыбнуться моим футурологическим этюдам. Но кто мог сказать, даже в 1987 году, что через несколько лет СССР развалится?
Цивилизация – это как эстафетная палочка, видоизменяясь, она переходит от одних народов к другим. Таков неумолимый закон истории.
Рафаэль Мухаметдинов,
Казань.