Биологическая и творческая среда для поэта Закавова начинается с исторически проторенной поколениями его родства ойкумены – национально обжитой земли, и мил тот кусочек земли, на котором жили твои предки и представители нынешнего поколения. В философской науке уже бытует понятие «национальная земля», а в наших генах оно существует с первичного человеческого рода. Поэт Жават Закавов будет чувствовать свое генетическое родство с нацией до тех пор, пока есть народная память – кладовая национальной принадлежности.
«Кумыки! Мой народ! Привет! –
В восторге громко восклицаю. –
Привет, Кумыкии рассвет,
В котором я живу, летаю!»
(«Дверь в рассвет»)
Жгучесть боли за национальную судьбу беспощадно пронизывает поэтический строй содержательного творчества автора. «Национальность» в понимании поэта есть молекулярная сопричастность человека к своему народу. Тот, кто не знает своей родословной линии, не может быть отнесён к народу, нации. Следовательно, такой человек и не захочет помочь своему народу в трудную минуту. От такого земляка-кумыка поэт упорно отказывается. Строки об этом разительно западают в душу и дух:
Не хочет родине помочь?
Такой земляк ли мне? Кумык ли?
Не потому ль и степь, и ночь,
Туманные, в слезах поникли?
(«Слёзы ночи»)
Поэзия Закавова ценна, прежде всего, планетарностью мышления. Автор призывает сильных мира сего к глубочайшему уважению основы жизни – детства. Поэт в роли философского героя призывно встает на защиту детского мира. Дети не знают, что в мире есть война. Всю ответственность за их счастье поэт возлагает на взрослых – чтобы они не начинали войны.
Философский герой поэта – это активный гражданин, имеющий свою конкретную позицию. Поэзия для него – это самое гармоничное бытие, где автор чувствует себя уютно, движимый мечтой и песней. Поэт тонко чувствует гражданскую ответственность перед своим народом. Поэт всегда в неоплатном долгу перед своим народом, поэтому он не имеет права на лень, безделье и покой.
Гражданская свобода – вот высший нравственный и политический концепт героя. Он согласен подчиняться лишь моральным нормам, понимая себя как частицу общества, где положено следовать правилам морали. А быть зависимым от кого-то, сильных мира сего, Жавату стыдно.
Философский герой одержим великой целью – закрепиться навсегда в памяти людской своими добрыми делами. Он не считает себя вовсе безгрешным – были, наверное, и ошибки, ведь живой человек! Однако он всегда старался хранить честь. Даже в экстремальной – при плохой погоде – ситуации герой старается оставаться добрым и порядочным.
Привлекательна и любовная лирика. Герой конкретен в своих любовных чувствах. Много красавиц встретил, но покорён был лишь одной.
Лирический герой готов преодолеть все трудности ради любви. Он вполне осознает величие и силу любовных чувств. Герой ни перед чем не устоит, чтобы завоевать сердце любимой.
В любовной лирике встречаются восхитительные изобретения – выразительные средства. Брошенный любимой, он испытывает тяжелые страдания. Не знает, куда идти. Состояние выражено жгучим метафорическим оборотом.
Не знаю, как мне быть, куда идти,
Я в бурном море – лодка без весла.
(«Ушла ты»)
Биографические ноты спровоцировали поэта на выражение любви после смерти любимой женщины (поэту пришлось похоронить страстно любимую супругу. – Г. Н.). Но она вечно жива в его благородной памяти.
На основе любовной трагедии в личной жизни поэт выходит к большому философскому обобщению. Любовь особо ценна тогда, когда память добровольно полностью вбирает её в себя.
Лирического героя иногда упрекают в том, что нельзя так долго горевать – будто на ней одной свет клином сошелся. Но он признается в своих терзаниях.
Чтение стихов Жавата Закавова доставило мне особое удовольствие.
С юбилеем, товарищ! Успехов в литературе и холодной воды – в моменты творческой усталости.
Гапиз Нурмагомедов.