Одним из видных, авторитетных исследователей этого ряда является Салав Магомедсалихович Алиев, являющийся автором около десятка монографических работ. Его научные искания характеризуются новаторскими концепциями изучения дореволюционного литературного наследия, оригинальностью литературоведческих интерпретаций художественных явлений, выявлением и включением в исследовательский оборот практически забытых авторов и художественных текстов, освещением словесной культуры в контексте истории, этногенеза родного народа. Особая значимость этих аспектов деятельности С. М.-С. Алиева заключается в том, что это было осуществлено им в советский период, когда отношение к досоветской словесной культуре было далеко не благостным.
Салав Алиев родился в 1936 году в селе Кяхулай (ныне поселок Махачкалы). В 1961 году окончил Дагестанский государственный университет, затем поступил в аспирантуру Московского государственного университета. С этого времени на профессиональной, научной основе стал изучать кумыкскую литературу. Довольно скоро им была защищена кандидатская диссертация по теме «Зарождение и развитие кумыкской прозы».
По окончании аспирантуры С. М.-С. Алиев начал преподавательскую деятельность в Дагестанском университете и проработал в нем до 1989 года, когда перешел на общественную работу. Долгие годы, более 15 лет, он трудился на должности заведующего кафедрой литературы и фольклора народов Дагестана и Востока.
Научная деятельность С. М.-С. Алиева, удачно совмещавшаяся с преподаванием в вузе, берет начало с 1960-х годов. Думается, что сама эпоха, определяемая оттепелью, способствовала тому, что областью его научных исканий стала литература досоветского периода. Заметим, что дореволюционное художественное наследие кумыков в отмеченные годы становилось объектом исследований и других ученых: авторов, уже имевших исследовательский опыт (Г. Б. Мусаханова, К. Султанов), а также ступивших практически одновременно с ним на стезю науки – А.-К. Ю. Абдуллатипова, З. Н. Акавова, С.-М. Х. Акбиева. И это вполне объяснимо, так как в прежние, первые советские десятилетия оценка литературных явлений прошлого имела избирательный характер, в строгом соответствии с идеологическими критериями.
Благодаря трудам когорты молодых в то время ученых, названных выше, издавших в 1970–1980-е годы по нескольку монографий, кумыкская литература с далекой древности по начало советского периода предстала в качестве сложившейся художественной системы. Им удалось, не повторяя друг друга, следуя каждый своим концепциям, представить в целом достаточно обстоятельную картину становления и развития национальной словесности.
Роль в этом процессе С. М.-С. Алиева, без преувеличения, особенная. В некоторой мере это подтверждается и количеством научных книг (оговоримся — речь идет о монографических трудах советских лет). Его перу принадлежат монографии «Дорога в современность» (1977), «Зарождение и развитие кумыкской литературы» (1979), «Дореволюционная кумыкская литература» («Революциядан алдагъы къумукъ адабият», 1980), «История кумыкской литературы» (1986), «Кумыкская литература средневековья» («Орта асрулардагъы къумукъ адабият», 1987), «Слово, испытанное веками» («Асрулар сезе гелген асил сёз», 1989) и др.
Прежде всего в трудах С. М.-С. Алиева впечатляет основательная филологическая, литературоведческая база. Основываясь на исследованиях известных российских ученых, автор аргументированно характеризует магистральные линии развития национального искусства слова, стремится высветить глубинную суть художественных текстов, осмысливая историю культуры кумыков, всего Дагестана сквозь призму знаменательных вех историко-социального развития.
Одной из важных для С. М.-С. Алиева задач предстает проблема периодизации литературы народов Дагестана. Она находит освещение в ряде его работ, но наиболее полно представлена в «Кумыкской литературе средневековья» и «Слове, испытанном веками». Периодизация четко структурируется по этапам, будучи прослеживаемой с глубокой древности, с ранних истоков. При этом движение литературы тесно увязывается с общественной жизнью; во имя убедительности своих суждений исследователь ссылается на исторические сочинения, историографические труды.
Истоки собственно кумыкской литературы обнаруживаются в раннем для Дагестана средневековье, в хазарском периоде. В их ряду указываются общетюркские памятники, в частности, «Сказание о моем деде Кокуте», в создании которого, наряду с другими народами (азербайджанцами, карачаево-балкарцами, ногайцами), приняли участие и кумыки, а также фольклорные произведения, в том числе произведения из цикла «казак йыров». Подтверждением этому служат выразившиеся в них древние воззрения, домусульманские традиции.
В трактовке С. М.-С. Алиева непосредственно авторская литература берет начало с Умму Камала (XV в.), которая была продолжена поэтами суфийского толка А. Багдади, Абдурахманом из Какашуры и др. Качественно новым этапом предстает поэзия Йырчи Казака, заложившего основы кумыкского литературного языка, актуально высветившего проблемы человеческой личности, национальной идентичности.
В числе знаменательных явлений, символизирующих поступательное развитие словесного искусства, отмечены проза Н. Батырмурзаева, роман «Аманхор» А.-Г. Ибрагимова-Кизлярлы, творчество З. Батырмурзаева и др. Показательно и то, что исторические сочинения, к примеру «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби Акташи, включаются в научный оборот именно как явления словесной культуры, отражающие особенности художественного развития.
Можно констатировать, что С. М.-С. Алиевым изложена добротная, научно аргументированная периодизация национальной литературы. По существу история литературы преподносится как история родного народа, отражающая славные вехи ее далекого и близкого прошлого.
Творчество, произведения отдельных авторов также осмысливаются в русле эпохи, которой они принадлежат. Так, при рассмотрении повестей Нухая Батырмурзаева в монографии «Зарождение и развитие кумыкской литературы» подчеркивается значимость национальных нравственно-этических парадигм в трактовке образов. В то же время высказывается мысль о прогрессивной идейной направленности произведений в русле преодоления традиционных стереотипов мышления.
Или, к примеру, в монографии «Дорога в современность», изданной в 1977 году, С. М.-С. Алиеву удалось подчеркнуть весомую роль в генезисе кумыкской поэзии Умму Камала, суфийской литературы вообще, – сквозь призму их художественно-эстетического своеобразия, нравственного содержания. Подобные подходы, в пору доминирования социалистических критериев, были сколь новаторски и оригинальными столь и смелыми.
Своеобычность научных взглядов С. М.-С. Алиева во многом обусловливается стремлением продемонстрировать роль художественных явлений в судьбе народа. Художественные тексты, авторы, их создавшие, обретают символический смысл, свидетельствуя о достижениях, поступательном развитии национального сознания, утверждении факторов национальной идентичности. Исследователю важно подчеркнуть, что авторы литературных текстов, им рассматриваемых, являются одними из лучших представителей сынов родного этноса, звавших читателей к лучшей жизни.
Одним из характерных свойств литературоведческих исследований С. М.-С. Алиева является их эмоционально-патриотический пафос. В этой связи научный стиль изложения обретает художественное звучание, в некоторой степени роднящее его с рассматриваемой литературой. В этом сказывается особая увлеченность автора родной словесностью, его убежденность в том, что художественные произведения – это не только литература, а нечто большее. Это история народа, на языке которого создана; это страницы его славной истории, отражающие фундаментальные основы его бытия, остающиеся таковыми во все времена, призванные обеспечить его стабильную современность и будущее.
Несколько отклоняясь от темы, можно отметить, что собственно сами научные концепции С. М.-С. Алиева способствовали тому, что в пору демократических преобразований конца 80-х годов он стал одним из лидеров родного народа. Однако очевидно и то, что с его переходом на общественную работу кумыкское литературоведение, пусть и на определенное время, потеряло на тот момент одного из лучших своих представителей.
Целесообразно также подчеркнуть, что научные труды С. М.-С. Алиева, будучи созданы в пору его преподавательской деятельности в ДГУ, выполняли роль учебных пособий. Ввиду того, что на русско-дагестанском отделении филологического факультета преподавание литературы ведется на национальных языках, особую ценность имеют его книги, написанные на кумыкском языке. Его перу принадлежат три такие монографии, и в этом аспекте ему принадлежит первенство среди кумыкских исследователей. Кроме того, он является автором ряда учебных пособий для средних школ.
Наряду с литературоведческой деятельностью, весом вклад С. М.-С. Алиева в выявление и публикацию ранее неизвестных широкой публике авторов и произведений. Правомерно в этой связи ограничиться тремя примерами: им были открыты Умму Камал, «Анжи-наме» Кадырмурзы из Амирхангента, роман «Аманхор» А.-Г. Ибрагимова-Кизлярлы. Ныне без этих имен история кумыкской литературы немыслима.
С. М.-С. Алиевым выполнена добротная работа в качестве составителя. Им осуществлено несколько изданий наследия классика кумыкской поэзии Йырчи Казака. Наиболее значимым трудом этого плана является, пожалуй, антология кумыкской литературы «Слово, испытанное веками» («Асрулар сезе гелген асил сёз»; Махачкала, 2013), выполненная в соавторстве с М. Акаевым. Данное издание является наиболее полным сводом художественных текстов на кумыкском языке досоветского периода, в который впервые представлены произведения ряда национальных авторов, остававшихся ранее неизвестными.
В заключение видится правомерным вкратце сказать о С. М.-С. Алиеве как преподавателе, личности.
В пору моего студенчества его уроки, лекции были не то что диктантом с кафедры, а откровенным разговором, доверительным диалогом. Вызывали симпатии его особая одухотворенность национальной словесностью, интеллигентность, эрудиция, коммуникабельность. На его занятиях были органичны экскурсы в историю; события культуры или окололитературной жизни преподносились в такой форме, что это вдохновляло, воодушевляло нас, студентов, врезалось в память. Ему мастерски удавалось дать ощущение того, что мы причастны к выдающимся достижениям, что мы являемся наследниками сокровищницы культуры родного народа.
С. М.-С. Алиевым внесен, и вносится поныне, значительный вклад в изучение кумыкской литературы, и в этом контексте дагестанской литературы в целом. Его деятельность на поприще ученого-литературоведа, составителя многомерна и не ограничивается собственно литературой и наукой о ней. Бывает так, что научные труды, литературоведческие суждения с годами, в силу эволюции художественных критериев, знаний, эпох, утрачивают свою значимость. Думается, книгам С. М.-С. Алиева уготована своя судьба, так как они насыщены материалом, имеющим вневременную ценность, искренними чувствами выдающегося ученого.
Автор: Малик ГУСЕЙНОВ,
доктор филологических наук.