На днях на свой мобильный телефон получил сообщение от нашего земляка из Питера Арсена
(Arsène Du Caucase) о том, что он в Сети разместил оцифрованную книгу М.-Э. Османова «Кумыкские и ногайские тексты» (СПб., 1883). Открыл его, чтобы ознакомиться, и… не поверил своим глазам, увидев уникальную, ранее неизвестную фотографию кумыкского ученого и поэта XIX века М.-Э. Османова. С фотографии на нас смотрел молодой красавец в кумыкской папахе, чепкене («черкеске») и с кинжалом (очевидно, базалаем, – другие ведь кумыкские аристократы в то время не носили). Считалось, что, кроме единственной фотографии начала ХХ века, снятой в старческом возрасте, других у него не сохранилось. Тут же позвонил в Питер, поздравил и поблагодарил Арсена за сенсационную находку (он об этом и не догадывался), спросил про фотографию, оказалось, она давно размещена на университетском сайте. Попросил, чтобы скинул адрес сайта, и через пять минут он был на моей электронной почте.
И вот что сообщается в размещенной там биографической справке, сопровождаемой его же фотографией:
Османов Магомед-Эфенди
(1840 – 1904)
Место рождения
д. Ясхай, Дагестан
Образование
Высшего образования не получил
Годы работы в университете
1866 – 1878
Этапы карьеры в университете
Должность Подразделение Факультет
1866–1878 – лектор восточных языков.
В 1878 г., после летнего отпуска, из-за болезни на службу не явился, за что был уволен приказом попечителя учебного округа.
Область научных интересов, значение в науке
Во время своего пребывания в Санкт-Петербургском университете Османов вел активную научную деятельность. Османов предпринял комплексное изучение похода Тамерлана на Золотую Орду, разгрома и отступления Тохтамыша. Он также занимался сбором и изданием пословиц и поговорок на тюркских языках, совершил ряд научных экспедиций на Кавказ. В ходе своей преподавательской деятельности разработал курс по исламскому законоведению.
В наши дни Османов известен, прежде всего, благодаря своему поэтическому наследию. В своем литературном творчестве Османов продолжал традиции Йырчи Казака – известного дагестанского поэта, одного из первых, кто начал писать художественные произведения на кумыкском языке.
Основные курсы Факультет преподавания Наименование курса
1868–1878 – восточных языков (татарский язык).
1872–1877 – восточных языков (мусульманское законоведение).
Основные труды
1. Кумыкско-ногайская хрестоматия. СПб., 1883.
2. Насихат (Назидание учащемуся). Казань, 1899.
3. Сборник стихов. Буйнакск, 1926.
Основная биобиблиография
Чобанзадэ Б. В. Заметки о языке и словесности кумыков. Баку, 1926.
Акавов З. Н. Нравственные истоки. Опыт изучения творческого развития М. Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционной литературе. Махачкала, 1978.
Алибекова Д. Г. Магомед-Эфенди Османов: Евразийская концепция творчества / Автореф. Махачкала, ДГПУ, 2011. [Электронный ресурс]
Архив, личные фонды
ЦГИА СПб Ф. 14. Оп.1. Д. 6887. С представлением к производству в следующие чины Османова.
ЦГИА СПб Ф. 14. Оп. 1 Д. 7298. С представлением к производству в следующие чины: Мартена, Ламанского, Минаева, Помяловского, Барона, Розена, Смирнова, Пинто, Османова, Заваруева, Кирсанова.
Составители и редакторы: Д. А. Баринов, Е. А. Ростовцев (http://bioslovhist.history.spbu.ru/component/fabrik/details/1/216-osmanov.html).
Подготовил к публикации К. А.