Сакинат Шихамедовна Гаджиева, выдающийся ученый-этнограф, основоположник дагестанской этнографической науки, доктор исторических наук, видный деятель просвещения Дагестана, профессор, родилась 15 октября 1914 года в с. Александр-кент (Башлыкент) Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанской области (ныне Каякентский район Республики Дагестан). Отец ее Шихамед получил хорошее мусульманское образование и был известным алимом, как в Башлы, так и во всем Кайтаго-Табасаранском округе, за что, собственно, его в конце 1920-х годов репрессировали и отправили в ссылку, где он умер.
В 1928 г., после окончания сельской школы, юная Сакинат поступила в Первый Дагестанский (Буйнакский) педагогический техникум, затем перевелась в такой же техникум г. Дербента, который окончила в 1931 г. После завершения учебы работала учительницей начальных классов, затем преподавала родной язык в 5-7-х классах школ Кайтагского и Каякентского районов. В 1936 г. Сакинат Гаджиева поступает на исторический факультет Дагестанского педагогического института. В 1940 г., после окончания учебы в вузе, преподавала историю и географию, была назначена завучем, директором Капкайкентской средней школы Каякентского района, а затем — с 1944 по 1949 г. — инспектором Министерства просвещения ДАССР. В эти годы, когда государственное и партийное руководство Дагестана приняло ряд крупных мер по совершенствованию работы общеобразовательной школы, для осуществления максимально полного охвата детей учебой, повышения качества обучения и воспитания, условий жизни и деятельности учительства, в полной мере проявилось ее стремление заниматься педагогической работой. Сакинат Шихамедовне, как инспектору Управления школ Наркомпроса, приходилось часто ездить в сельские районы, знакомиться с состоянием дел в школьном образовании, работой детских домов, организацией дела повышения квалификации учителей.
В 1949 г., когда Сакинат Шихамедовна была направлена в целевую аспирантуру, наступил период, предопределивший ее дальнейший жизненный путь. Она поступила в аспирантуру при Институте этнографии им. Миклухо-Маклая (г. Москва). В период обучения в аспирантуре окончательно формируется сфера научных интересов будущего ученого. Ее научным руководителем становится известный ученый-кавказовед, зав. отделом Кавказа доктор исторических наук, профессор М. О. Косвен, которого Сакинат Шихамедовна глубоко уважала и считала своим учителем. В 1952 году, одной из первых женщин в Дагестане, успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Каякентские кумыки в XIX – начале XX в.». После защиты диссертации Сакинат Шихамедовна была принята научным сотрудником Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагфилиала АН СССР.
Однако вскоре ее снова приглашают на ниву просвещения. В 1954 г., когда Дагестанский двухгодичный женский учительский институт был преобразован в Дагестанский государственный женский педагогический институт, первый секретарь обкома КПСС А. Д. Даниялов, председатель Совета Министров ДАССР М. М. Меджидов, хорошо знавшие Сакинат Шихамедовну Гаджиеву как дипломированного ученого и высококвалифицированного педагога, рекомендовали Министерству просвещения РСФСР назначить ее директором института.
В течение четырех лет (1954 — 1958 гг.) Сакинат Шихамедовна возглавляла Дагестанский государственный женский педагогический институт. Вновь она становится деятелем просвещения Дагестана, но уже на новом уровне — республиканском — Сакинат Шихамедовна руководит подготовкой учительских кадров для всего Дагестана и других северокавказских республик. Об этом её периоде жизни красиво написал профессор Г. Ш. Каймаразов: «Самоотверженный, поистине подвижнический труд Сакинат Шихамедовны Гаджиевой в сфере просвещения отмечен государственными наградами. Особенно дорожила она «Значком отличника народного просвещения». Сакинат Шихамедовна любила говорить: «Я – просвещенка». Она действительно была видным деятелем просвещения. Всей своей жизнью, творческими делами убедительно доказала, что является достойным представителем народной интеллигенции, формировавшейся в лучших традициях отечественной, советской педагогической и научной школы».
Работая директором вуза, Сакинат Шихамедовна снискала себе репутацию справедливого и талантливого руководителя, видного деятеля просвещения ДАССР. Кстати, впоследствии, будучи на исследовательской работе в Институте ИЯЛ Дагфилиала АН СССР, во время полевых этнографических экспедиций, Сакинат Шихамедовна полушутя напоминала многим учителям, которые учились в ДГЖПИ в бытность ее директором, о необходимости помогать организации сбора полевого материала в родных для них селах.
В 1958 г. начинается новый этап в жизни Сакинат Шихамедовны, который можно охарактеризовать как научный подвиг. С этого времени она полностью окунается в науку: становится научным сотрудником Института ИЯЛ Дагфилиала АН СССР, и с этого времени, можно сказать, живет лишь наукой. Вскоре по ее инициативе в Институте был создан отдел археологии и этнографии, который она и возглавляла почти 30 лет. С 1972 г., после выделения из его структуры отдела археологии, Сакинат Шихамедовна оставалась заведующей отделом этнографии до 1986 г. За этот период под ее руководством данный отдел вырос в крупное научное подразделение, разрабатывающее актуальные проблемы этнографии Дагестана и Кавказа. С этого времени Сакинат Шихамедовна становится одним из организаторов этнографической науки в Дагестане. На ряде крупных конгрессов и конференций она выступает с докладами по актуальным вопросам дагестанской и кавказской этнографии. В 1962 г. Сакинат Шихамедовна успешно защищает докторскую диссертацию на тему «Кумыки. Историко-этнографическое исследование». Данная диссертация, посвященная родному кумыкскому народу, была прорывом в этнографическом кавказоведении, по её образцу и подобию впоследствии были написаны многие и многие докторские и кандидатские диссертации по историко-этнографическому исследованию разных народов СССР.
Профессор С. Ш. Гаджиева – автор глав капитальных академических трудов: «Очерки истории Дагестана» (Махачкала, 1957), «История Дагестана» (М., 1968. Т. II), «Кумыки» (два издания – 1961 и 2000, 2005), а также не менее академических исследований в области собственно этнографии: «Материальная культура кумыков» (Махачкала, 1969), «Материальная культура ногайцев» (М., 1976), «Очерки семьи и брака у ногайцев» (М., 1979), «Одежда народов Дагестана (XIX — нач. XX в.)» (М., 1981), «Семья и брак у народов Дагестана XIX — нач. XX в.» (М., 1985), «Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков» (Махачкала, 1989), «Дагестанские терекеменцы XIX — нач. XX в.» (М., 1990); «Дагестанские азербайджанцы XIX — нач. XX в.» (М., 1999) и др. Она автор многих статей, посвященных истории и ретроспективной этнографии народов Дагестана.
С именем С. Ш. Гаджиевой связаны становление и развитие советской этнографической и исторической науки Дагестана. Более того, именно она была у истоков создания сектора археологии и этнографии Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР.
Сакинат Шихамедовной создана дагестанская этнографическая школа. Среди ее учеников доктора и кандидаты исторических наук. Среди дагестанских этнографов вряд ли найдется ученый, на исследования которого не оказали влияние работы профессора С. Ш. Гаджиевой.
В числе таких работ в первую очередь надо назвать книгу профессора С. Ш. Гаджиевой «Кумыки. Историко-этнографическое исследование», изданную в издательстве «Наука» в Москве в 1961 г., в которой были заложены методологические основы изучения истории и этнографии дагестанских народов. Долгое время она являлась настольной книгой, своего рода образцом монографического историко-этнографического описания и анализа традиционной культуры народов Дагестана для многих поколений дагестанских и других исследователей-этнографов Кавказа и СССР в целом. Да и в последующем Сакинат Шихамедовна в течение сорока лет продолжала работать над историей и этнографией кумыкского народа, подготовила новый дополненный вариант книги «Кумыки» в двух томах (Махачкала, 2000 и 2005). Это фундаментальное исследование с превосходной источниковой и источниковедческой базой, в которой пересмотрены и уточнены ее некоторые положения по ранней этнической истории кумыкского народа, что свидетельствует о том, что она постоянно уделяла внимание этой проблематике и не останавливалась на достигнутом. Сакинат Шихамедовна, по сути, отказалась от своей старой точки зрения о наличии дагестанского субстрата в кумыкском языке, указав на наличие в кумыкском этносе более древнего дохазарского ядра. Это тюркоязычное ядро составляли более ранние, докипчакские тюрки. Тем самым она указала на необходимость дальнейшего изучения проблемы этногенеза, особенно с точки зрения антропологии. Сакинат Шихамедовна предложила новые интерпретации некоторых топонимических данных, обратив внимание на необходимость исследования огузского компонента в сложении южных кумыков.
Следует обратить внимание на то, что благодаря большому научно-исследовательскому труду профессора С. Ш. Гаджиевой, которая выявила, описала и проанализировала огромный материал, опубликовала серию монографических историко-этнографических работ, тюркские народы оказались более изученными, чем другие соседние народы.
Особо следует подчеркнуть, что основными источниками для написания работ по этнографии народов Дагестана С. Ш. Гаджиевой послужили оригинальные полевые этнографические материалы, непосредственно собранные ею в процессе экспедиционных работ в районах расселения народов Дагестана. В течение более 40 лет Сакинат Шихамедовна организовывала и возглавляла этнографические экспедиции по сбору и обработке полевого материала, служившего порой единственным источником информации. Ее всегда, как и положено по методике сбора полевого этнографического материала, сопровождали фотограф, художник. Пожалуй, нет ни одного дагестанского народа, среди которого она бы не работала за долгие подвижнические исследовательские годы.
Сакинат Шихамедовной собран огромный полевой этнографический материал по этнографии аварцев, андийцев, каратинцев, тиндалов, ахвахцев, чамалалов, багулалов, ботлихцев, годоберинов, дидойцев, бежтинцев, хваршинов, гинухцев, гунзибцев, арчинцев, даргинцев, кайтагцев, кубачинцев, лакцев, лезгинов, табасаранов, рутульцев, агулов, цахуров, чеченцев, кумыков, ногайцев, терекемейцев и азербайджанцев.
Сакинат Шихамедовна очень много работала в самых различных архивах Москвы, Махачкалы, Владикавказа, выявляя историко-архивные данные по этнографии и истории народов Дагестана и Кавказа.
Профессор С. Ш. Гаджиева без преувеличения являлась видным просвещенцем и выдающимся ученым-этнографом. Ее научные труды отличаются академичностью и основательностью. Историко-этнографические исследования профессора С. Ш. Гаджиевой, содержащиеся в них положения и обобщения отражают богатую палитру этнической культуры народов Дагестана, вносят ценный вклад в обогащение исторической памяти народа. Научные труды Сакинат Шихамедовны, написанные на богатом оригинальном материале, помогают узнавать этническую культуру Дагестана и Северного Кавказа, способствуя воспитанию молодежи в духе уважительного отношения к культуре и традициям окружающих нас народов, лояльным взаимоотношениям.
Вклад Сакинат Шихамедовны в развитие науки и образования, а также большая работа по организации научных исследований были высоко отмечены: она удостоена почетных званий «Заслуженный деятель науки РФ», «Заслуженный деятель науки Дагестана», знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», награждена орденами «Почета» и «Дружбы народов», медалями.
Профессор С. Ш. Гаджиева оставила заметный след в дагестанской этнографической и исторической науке. Ее имя широко известно не только этнографам и историкам — специалистам-кавказоведам и тюркологам, но и большому кругу читателей, интересующихся историко-этнографическими и историческими проблемами Дагестана, Кавказа и сопредельных регионов.
Магомед-Расул ИБРАГИМОВ,
Институт ИАЭ ДНЦ РАН.