ЛЮБОВЬ НЕИЗБЫВНАЯ – БУРЛИЯТ

                          

В истории дагестанской куль туры нет другого такого фе­номена, да и вряд ли когда-либо будет, как род Мурадовых! Это истинные дея­тели культуры-актеры и певцы, хоре­ографы и ваятели, организаторы куль­туры гениальные Татам и Барият Мурадовы, Акашим Ибрагимов, Инесса Курумова, Бэлла Мурадова, блистав­шие перед петербургским царским двором певицы сестры Балаханум и Ниярханум и внучка Инессы Курумовой семилетняя Барият, уже поражающая окружающих своей артистической ода­ренностью! Всенародного признания и высоких государственных наград и зва­ний у тухума Мурадовых, пожалуй, не меньше, чем у иного народа.


            Одна из плодоносных ветвей это­го могучего артистического древа — на­родная артистка России, певица Бур­лият Акашимовна Ибрагимова, более полувека радующая нас своим непов­торимым талантом. Звание народной артистки России она оправдывает все­общей любовью публики.


            Ее исполнительская деятель­ность богата и разностороння. Бурли­ят — сама энциклопедия народной му­зыкальной культуры кумыков. Она хранит в памяти сотни старинных сказании-йыров и распевных са-рынов, древних обрядовых на­певов и причитаний, детских прибауток. Виртуозно владея не только голосом, но и раз­личными инструментами, Бурлият солирует на гармо­нике, гитаре и фортепиано. Талант певицы блистает во всех этих жанрах. Но самую большую любовь и признание Бурлият снискала как лири­ческая певица: она — царица да­гестанской песенной эстрады! Здесь и народные, и авторские, и песни собственного сочинения. Ис­полнение ею под свой аккомпанемент кумыкских и других мелодий столь бе­зупречно, что доставляет высокое ху­дожественное наслаждение и неиску­шенному в искусстве слушателю, и об­разованному музыканту. Природный артистизм и высокая культура испол­нителя выделяют Ибрагимову на даге­станском песенном Олимпе.


            Когда голос Бурлият появляется в эфире или звучит с экрана, он бук­вально захватывает слушателей свои­ми тончайшими переливами, легкой и изящной манерой интонирования. Не раз бывала свидетелем того, как, отло­жив в сторону дела, люди с наслажде­нием внимали чудесным звукам ее при­родного вокала. Недаром народ одарил ее высшим на Востоке певческим эпи­тетом «бюлбюл» — соловей! А выступле­ния певицы в концертах с другими мастерами сцены всегда срывали самые бурные овации.


           
Творческие вечера  и авторские концерты Бурлият Ибра­гимовой становятся событиями музы­кально-культурной жизни республики и непременно проходят при аншлагах, которым может позавидовать любая мировая знаменитость.


            Занимаясь переложением авторс­ких песен Бурлият на ноты, я пришла к одному немаловажному для ее испол­нительского почерка наблюдению. Многие сочиненные ею мелодии «пошли в народ» – их распевают, забыв про авторство, как народные. И вот здесь-то, сопоставляя расхожие варианты быто­вания песен с исполнительским стилем самой Ибрагимовой, отчетливо понима­ешь ее сильные стороны как певицы. Она выпевает не просто мелодический каркас, как другие, но привносит в него дополнительные к основному рисунку интонации, так называемые опивающие звуки, уходя тем самым от однообразия и простоватости песенной мелодии. Та­ким же образом преодолевается схема­тизм ритмики. Ритм — это своего рода легкие в теме мелодии, он тоже свобод­но варьируется певицей, придавая ее ис­полнению свободу и тираду дыхания. Каждый новый возврат куплета или от­дельного небольшого момента внутри мелодии не повторяет в точности пре­дыдущий, а образует новый вариант. Избегая точных повторов, исполнитель­ница наполняет музыкальное развитие непринужденностью, что всегда так приводит в восторг слушателей. Мно­гие композиторы, как профессиональ­ные, так и самодеятельные, доверяют ей свои песенные премьеры, многие песни ей же и посвящены.

               Золотой порой дагестанской культуры стали 60-70-е. Именно в эти бурные годы культурного развития расцветает талант нашей певицы. На дагестанской песенной эстраде той поры блистают имена лезгинки Рагимат Гаджиевой и аварки  Муи Гасановой, даргинки Аминат Ибрагимовой и лачки Марьям Дандамаевой, татки Марии Щербатовой, дагестанской гру­зинки Рэт Гуриелашвили и многих дру­гих замечательных исполнительниц. Легко ли было сохранить самобыт­ность, свое незаменимое лицо в таком творческом ряду? Звезда Бурлият взош­ла и сияла, нисколько не затмеваясь и не тесня ничего, на фоне этой яркой плеяды исполнительниц. Разносторон­ность, универсальность ее певческого облика обеспечивал и непреходящий успех у публики на многие и многие годы. И сегодня, спустя пять десятков лет, имя Бурлият Ибрагимовой гаран­тирует полные сборы в самых больших аудиториях.


 

 

 

Предание гласит: «Если поет соловей, сад полнится». Сердце человека также полнится волнением музыки, когда поет Бурлият. Ее нельзя слушать равнодушно. Недаром Бурлият на­рекли в народе соловьем.

Я думаю, Бурлият больше, чем соловей. Ведь она поет не только в весеннюю пору, она радует нас всегда: и летом, и зи­мой, и осенью, и весной.

Многие и многие стихи наших поэтов, окрыленные музы­кальным талантом и профессионализмом Бурлият, долетели до людских сердец».

                                                                                                                 Анвар Аджиев. 1960 г.

 

 

            многие из полюбившихся песен тех лет вошли в жизнь, сойдя с театральных подмо­стков. Музыку для дагестанских те­атров тогда писали именитые композиторы Готфрид Гасанов, Наби Дагиров. Сергей Агабабов. Бурлият, сама в юные годы работавшая в Кумык­ском театре, не боясь театральной спе­цифики, подхватывала популярные ме­лодии из спектаклей. Она давала им но­вую жизнь на песенной эстраде, в радиоэфире и на телеэкране. Так зазву­чали песни и арии из музыки Дагирова к спектаклю Ю. Даниялова «Черные розы», Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрек сюйсе». Прививая дагестанцам вкус к но­вой театральной музыкальной интона­ции, певица вносила свою лепту в му­зыкальное воспитание публики. Труд этот оказался ненапрасным. Сегодня в Дагестанском театре оперы и балета наше общество с большим понимани­ем слушает оперы дагестанских ком­позиторов.


           
В традиционной культуре дагестанских народов театра не было, но элементы театральности про­низывают народное искусство. Таковы исторические сказания и баллады ку­мыков, йыры. В них исполнитель, по-актерски перевоплощаясь, в лицах ве­дет рассказ о герое или событии. Это наш театр одного актера, высший жанр национального исполнительства, под­властный не каждому певцу. В йыре сказатель обязательно сам сопровож­дает пение игрой на гармонике или комузе, выполняющем еще одну актерс­кую роль — комментатора событий, роль «от автора». Театрализацию пес­ни Бурлият проводит с таким тонким артистизмом, что она признана одним из мастеров исполнения йыра. В опере Н. Дагирова «Йырчы Казак», постав­ленной недавно Дагестанским театром оперы и балета, певица исполняет йыр, некогда сложенный народом в честь прославленного поэта.


            История этого вставного номера показательна. Ибрагимову в числе дру­гих знатоков кумыкской культуры при­гласили на просмотр готовящейся пре­мьеры оперы. Здесь и возникла идея кого-то из гостей украсить постановку в подходящий сюжетный момент ее уча­стием — предложение, свидетельству­ющее о безмерном уважении таланта великой певицы. Номер этот стал изю­минкой постановки и неизменно вызы­вает бурную реакцию оперной публи­ки. Отточенностью интерпретации йыра. профессиональным владением голоса, вьшевающим тончайшие нюан­сы мелодии, Бурлият Акашимовна по­казывает бывалым солистам оперы на­стоящий исполнительский класс!


            Истинно творческая натура, Иб­рагимова всегда смело осваивала но­вые художественные горизонты. В благословенные 60-70-е она стала од­ной из первых исполнительниц кумык­ских песен в эстрадном стиле. Как со­листка радио и телевидения она пела в сопровождении эстрадно-симфоничес­кого оркестра своего ведомства. Народ­ная мелодика, преломленная в ритмах и тембрах джаз-банда, звучала особен­но свежо и необычно для националь­ного слуха.


            Еще одна грань богатой творчес­кой деятельности Бурлият Ибрагимовой связана с хором Дагестанского ра­дио и телевидения. Один из заслужен­ных музыкальных коллективов респуб­лики, он много делает для воспитания музыкального вкуса народа. Есть в этом благородном деле и заслуга ведущей солистки хора, нашей Бурлият. Хор радио и телевидения вместе со своей звонкоголосой солисткой был первым и долгие годы единственным интерпре­татором хоровой музыки дагестанских авторов — Кажлаева, Агабабова, Даги­рова, Чалаева, Шамасова, Джафаровой, Гусейнова. Вместе с коллективом она выступала в городах и аулах род­ного Дагестана, Северного Кавказа, на музыкальных фестивалях и пленумах Союза композиторов в Нальчике и Вла­дикавказе, Грозном и Майкопе, Ерева­не и Краснодаре, в столице страны Москве и Ленинграде. В 195 Гм, придя на радио, она была одной из немногих образованных исполнительниц, чита­ющих нотный текст. Планку професси­онализма во всем и всегда она держит и по сей день.


           
БУРЛИЯТ Акашимовна всегда с готовностью отзывается на новые творческие предложения, она в вечном поиске художественных впечат­лений, всегда готовая к самоотдаче. Бывая на гастролях с Бурлият, я удив­ляюсь ее творческой собранности, не­устанной потребности завоевывать новые аудитории. Уже отыграны все запланированные выступления, время клонится к вечеру, но она, не зная устали, ищет любой повод петь еще и еще — и для многотысячной толпы на городском майдане, и для взыскатель­ного ценителя, и в узком дружеском кругу. Но при этом никогда не разме­нивала свое высокое искусство на звон­кую монету или дешевую свадебную популярность. Вот почему Бурлият Иб­рагимова подлинно народная артистка’ Как всякая звезда, Бурлият хранит и оберегает от посторонних глаз свою частную жизнь. Но друзья и особо на­стойчивые поклонники таланта певицы знают ее как радушную хозяйку. У Бур­лият в доме всегда тепло и уютно, свет­ло и изысканно красиво. Подтверждая талант во всем, она вкусно стряпает. А главное — ее душа, как и очаг, всегда открыта для нас, а значит, поет… Поет Бурлият Ибрагимова!

 

Маймусат КОРКМАСОВА,

музыковед.