Лишь мудрый талант остается



       


 Багаудин Аджиев – поэт нашего поколения, поколения поэтов XX века. 

Мы все все-таки – птицы XX века, поэтическое небо и полет нам дал ушедший век. И мы пришли к новому веку по-разному: кто-то разочаровался, кто-то спился, кто-то не выдержал все и ушел, а кто-то живет и работает в трудную эпоху, где, как в доме Облонских, перемешалось все: мужество и трусость, верность и предательство, любовь и ненависть, честь и бесчестие, высокое и низкое, добро и зло. 





Жизнь и борьба всегда сложны. Но только масштабы их в разные времена бывают разными. Впрочем, как сказал поэт, «Времена не выбирают, в них живут и умирают». А задача любого поэта не умирать во времена, а остаться их свидетелем и летописцем, выковывая свой поэтический характер, сохраняя в чистоте свое творческое и человеческое поведение. Поэтому поэт Б. Аджиев пишет:

Непрочен жизни горестный лоскут,

Мы все, наверно, созданы из праха.


Меня всегда три темы стерегут –


Смерть, время и еще глаза Аллаха.



Если сегодня среди нас имеются люди, которые думают, что величественное из слов – слово «мужество» – устарело, то они живут впустую. Поэзия и жизнь никогда не старятся, если есть мужество.


Созидание и творчество – тоже подвиг и мужество.
  


Поэзия должна жить только большими мыслями и чувствами, большими стремлениями и тревогами времени. Лишь это может делать ее значительной:

Знаю, конечно, очень трудна

Длинная жизни повесть.


Но знаю и то, что легче она,


Если с тобою совесть.



В стихах и поэмах Аджиева присутствует крепкая, несокрушимая вера в человека. Лишь мудрый талант остается. Огонь поэзии всегда и всюду остается лучшим огнем, он греет всех одинаково, хотя и разжигают его разные поэты по-разному:

Не всё, как хотелось, у меня получалось –

И радоваться, и огорчаться случалось.


Взлетая к небу, мои надежды


Разбивались о тучи, смыкая вежды,


И лето тогда казалось зимою,


И вёсны окутывались осенней тьмою.


И голову покрывали метели


И делали со мною все, что хотели.


Но ни жаловаться я не мог, ни плакать,


Ни в мороз, ни в зной, ни в жару, ни в слякоть.


Черный ящик расскажет о рухнувшем самолете,


Но разве узнает кто о человечьем полете?



Нельзя не быть благодарными поэту за такие стихи. Здесь хочу я сказать спасибо и Сергею Васильеву, переводчику.


В 1982 году Расул Гамзатов написал: «Аджиев сегодня садится на коня, собираясь в трудную и долгую дорогу, и видит свой путь – «дорогою большой, неотделимой от Отчизны милой».


Сегодня, в день его юбилея, мы можем сказать, что на этой долгой и трудной дороге Багаудин Аджиев остался достойным сыном поэзии, достойным сыном своего отца – народного поэта Дагестана Анвара Аджиева, ведь недаром писал Батырай:

Пусть у храброго отца

Не родится робкий сын.



Багаудин Аджиев своей жизнью и поэзией подтвердил, как прекрасно деятельное человеколюбие, как велики сила и красота, заключенные в таланте, в человеческом мужестве и нужности к своему народу, и поэтому он может сказать:


«Зачем живешь ты на земле?» –


меня спросили.



Чтоб человеком быть и быть поэтом.


Это очень важно быть прежде всего человеком и поэтом. Этим понятием определяется путь поэта, его судьба. Стремление быть правдивым и искренним, оставаться самим собой, белое называть белым, а черное – черным – естественное желание таланта, его прирожденное свойство. Смотрите, как правдиво звучит речь поэта:


Мы чтили павших на фронте – чужих


и близких:


Горели звезды на мраморных обелисках.


Почему же теперь мы не помним их имена?


Мы, наверное, просто забыли, что такое война.


Казино, рестораны – картина одна и та же:


Каждого каменного солдата ждет


процесс демонтажа.


И если мы не признаем перед ними вину,


Можем накликать третью мировую войну.



А третья мировая война идет. Она идет в наших душах. Теряя память, мы теряем себя и страну, поэзию и язык. Любить Родину – это мужество, а не любить ее – это позор. Во все времена лишь поэты это понимали до самой сути, и поэты старались донести это до людей.


Стихи Б. Аджиева подтверждают слова Камала Абукова о нем: «Багаудин от отца унаследовал богатство родного языка, безошибочное чувство слова, вдохновенное трудолюбие и неусыпную взыскательность. И он идет своим путем, путем собственных самостоятельных поисков. Это уже не узкая тропа, а дорога в большую и бескомпромиссную литературу, дорога испытаний на гражданственность, на самобытность дарования, на новаторство и самоутверждение».


Аджиев своим творческим поведением всю жизнь старался оправдать то, о чем говорит К. Абуков. И это ему во многом удалось.


Талант – достояние не только того, кому он дан, настоящий талант – это достояние народа. Об этом всегда надо помнить. Не всем удается быть достойным своего дарования, чувствовать ответственность перед самим собой и перед народом, который вскормил тебя, дал тебе язык – лучшее свое сокровище, вдохнул в тебя любовь и силу.

Ласточкой, песня моя, лети,

Облети все подлунные страны.


Чтобы жить на воле, не взаперти,


Чтоб не знать никакой охраны.



Чтобы свить гнездо в каждой душе,


Будь она бедна иль богата,


Чтобы рай был с милой и в шалаше,


Чтоб земля не была поката.


Пусть будет так!


Магомед АХМЕДОВ,
народный поэт Дагестана.






ТЫ КНЯЗЕМ ПЕСЕН БЫЛ, ОТЕЦ


Не праведник, не вор, не льстец –


Отдавший дань свою судьбе,


Ты князем песен был, отец,


Я так скучаю по тебе! 




Я до сих пор во всех делах


С тобой сверяюсь – рву траву


Иль коз пасу – прости, Аллах –


Я до сих пор тобой живу. 




Стихи? Я снова шел к отцу,


Чтоб обрести стихотворную стать –


Так прививается к деревцу


Почка, желающая взрослой стать. 




Ты – чародей. Так народ сказал.


А я, наверное, промолчу.


Меня тоже ждет тот страшный


вокзал,


Где вечность не каждому по плечу. 




Если я дерево, корень – ты,


Если я пашня, ты – соль земли.


Природа не терпит той пустоты,


Где жизни нет – ты ее посоли! 




Писать стихи иль пасти овец –


Какая разница, расскажи?


Ты князем песен был, отец –


Без праведности и без лжи.