Как решаются социальные проблемы жителей Бабаюртовского района?

Бабаюртовский район всегда считался одним из основных возделывателей и поставщиков сельхозпродукции в республике. Земли между реками Терек и Сулак – как в древней Месопотамии. Только  там нет зимы, как у нас, – вот единственное «отставание» от древнего центра земледелия между реками Тигр и Ефрат. Но у жителей района, которые лишились своих исконных благ, населённых пунктов, которые были переселены из своих поселений в другие, без всякой поддержки и компенсации со стороны государства, как это делалось переселенцам-горцам, до сих пор не решаются многие социальные и жизненно важные вопросы. В первую очередь, это проблема с малоземельем, газоснабжением, водоснабжением, нехваткой детских садов и состояние общеобразовательных школ в селах района. Конечно, как и по всей республике, большое количество безработных трудоспособных граждан. Наблюдается большой отток молодёжи в другие регионы РФ в поисках работы. Другая важная проблема, особенно для молодёжи – выделение участков для строительства жилья и другие виды помощи молодым семьям.

Приведу характерный пример по данной проблеме: недалеко от Бабаюрта (1-2 км) расположены кутаны отгонного животноводства. Некоторые из них давно газифицированы и полностью обеспечены питьевой водой, электроэнергией, подъездными дорогами. А окраины Бабаюрта с востока и запада до сих пор не газифицированы, нет артскважин, т.е. питьевой воды, нет типовых электролиний, улиц.

В вышеупомянутых кутанах на землях отгонного животноводства любой житель может захватить и присвоить себе сколько захочет площади, построить дом, двор, хозобъекты, и ему не нужно никакого разрешения на все это. А вот  коренной житель района годами ждёт очереди, когда ему выделят участок под строительство. Если вопрос о выделении 10-15 сотых земли решится когда-нибудь, надо платить госпошлину и др., и это на землях поселения, где можно строить. А где по закону строить нельзя – это земли сельхозназначения, земли  отгонного животноводства, там строят. И все это одобряется руководством республики. Вот такие двойные стандарты по отношению к хозяевам этих земель и пришлым. Иначе как понимать Постановление Правительства РД от 25 июня 2014 г. №288 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства, производственных построек капитального характера и закладке многолетних насаждений на землях отгонного животноводства».

И это еще не все в этом беззаконном законотворчестве: 7 ноября 2014 г. Правительство РД издает Распоряжение №357-Р «О разработке Дорожной карты мероприятий по формированию и установлению границ застроенных земельных участков, расположенных на землях отгонного животноводства, определению их правового положения». Это – опять пренебрежение российским законодательством.

Вдруг правительственные органы узнали, что в республике 199  поселений горных районов на землях других районов, которые не имеют статуса, и согласно пункту 4 данного Распоряжения дается указание: «По итогам  реализации Дорожной карты Минюсту РД и Минимуществу РД разработать и представить в установленном порядке в Правительство РД проект Закона РД  «О внесении изменений в Закон РД “О статусе и границах муниципальных образований РД”».

И в этом списке 199-ти поселений от горных районов – 116 находятся на территории административного Бабаюртовского района. После придания статуса этим незаконным поселениям на землях сельхозназначения, собираются им отвести на постоянное пользование и земли, отобранные у местного населения вместе с их сёлами, куда было переселено горское население – работники отгонного животноводства – временно. В советское время их пребывание и пользование землями периодически продлевалось.

Уму непостижимо: один Лакский район на территории Бабаюртовского района имеет в пользовании 73,7 тыс. га земли, при жителях на этой площади чуть более 2000 человек. То есть, при условном  распределении, на одного жителя Лакского района на территории Бабаюртовского района приходится 36 га земли. Такое положение сохранено и по другим горным районам в Бабаюртовской зоне.

               Но эти земли давно используются своими базовыми районами и только, отчасти туда перегоняют стада другие горные районы, тем более эти стада уже, можно сказать, частных предпринимателей. Конечно, эти земли, так или иначе, останутся в ведении тех горных районов, которым принадлежали до придания им статуса земель отгонного животноводства. В горах, если земли отводятся под государственные программы, под дороги или под курортно-туристический кластер, эти районы и жители требуют возмещения изъятых фондов. Таких примеров очень много.

 По последней переписи населения (2010 г.), численность жителей в горах сократилась более чем на 30%. Возникает вопрос: уже несколько десятилетий принимаются разные программы по развитию горной части республики и созданию условий для комфортной жизни там. Так почему же горы оголяются? Почему там заброшено около 70 тыс. га пахотных земель?

Во-первых, большая часть средств, выделяемых на развитие горной части республики, расходуется куда угодно, в том числе на строительство объектов инфраструктуры прикутанных поселений на равнине. Мы об этом сказали: одно нарушение закона рождает другое, и так бесконечно.

Во-вторых, всем известная коррупционная составляющая при распределении любых бюджетных средств.

В-третьих, незаконная легализация прописки жителей гор на равнине в незаконно образованных «сельсоветах». Таким образом ведётся и двойной учёт  населения гор. Вот так оголяются горы и уходят «в песок» средства, выделяемые на их развитие. Одним словом, любыми способами узаконивается беззаконность, десятилетиями, с советских времён и до сегодняшнего дня.

Бабаюртовский район раздроблен по земельным угодьям между горными районами, и сегодня принимаются правительством «шаги» по стиранию национального состава кумыкского и ногайского населения МО Бабаюртовский район. Такая «программа» выполняется по вышеупомянутымПостановлению и Распоряжению, а также другим решениям, которые можно ожидать в будущем. Но есть российские законы, которые не позволяют проводить такие «опыты» с народом и их землями. Есть народ, жители района, которые уже проявляют свое возмущение и негодование по поводу таких решений нынешнего руководства республики.

Мы, жители района, уверены, что все это не пройдет. Да и население района из года в год растет. За последние 12 лет численность жителей МО «Бабаюртовский район» выросло на 6000 человек, и эта тенденция продолжается за счёт возвращения жителей из других областей и естественного прироста.

Решение данной проблемы требует справедливого, правильного подхода, с учетом сегодняшних реалий и сложившейся ситуации в этих вопросах…

Подходить надо с таким расчётом, чтобы любое решение более-менее устроило бы и успокоило местное население, которое лишилось многого, начиная с военных лет 1941-1945 гг., а также сохранить «статус-кво» жителей отгонного животноводства, сложившийся на сегодня.  При этом совершенно очевидно, что само понятие «отгонное животноводство» в первоначальном смысле в современных реалиях неприемлемо.

Только решение «передача на пользование» должно быть заменено на «передачу в аренду». Принимая этот опыт прошлого времени в изменённом варианте, отвечая требованием российского земельного законодательства и местного самоуправления, для снятия социальной напряженности вокруг данной  проблемы и вопросов,  

1. Передать все земли, находящиеся на пользовании хозяйств отгонного животноводства, на баланс и в распоряжение администрации базовых районов, на территории которых находятся эти земли, с последующим объединением их с территориями муниципальных образований поселений данного административного района. Жители поселений и кутанов на землях отгонного животноводства остаются в составе соответствующих своих горных районов, что, при современных видах передачи информации и связи, не может являться препятствием и причиной для решения их социальных, бытовых и других вопросов на расстоянии.

2. Объявить мораторий на любое капитальное  строительство на этих землях, в том числе на жилье, которое запрещено строить на землях сельхозназначения.

3. Часть земель, переданных в состав муниципальных образований поселений базового района, – передать в аренду горным районам, в первую очередь имеющим поселения на этих землях, которые распределят их между своими хозяйствующими субъектами через торги, учитывая их возможности для использования этих земель. Другая часть этих земель, если имеются таковые, – остаются в распоряжении муниципального образования местного поселения как резервный фонд и инвестиционный капитал, по уменьшению дотационности бюджета поселения и района в целом и полного введения в действие Федерального закона №131 на территории данного базового (административного) района.

4. Размер арендной платы устанавливается дифференцированно, в зависимости от разработанного моратория ценности и продуктивности, а также от коммерческой привлекательности этих земель.

5. Ежегодный бюджет местного базового района, при условии пополнения его госсубсидиями, корректируется на сумму ежегодно получаемой арендной платы за земли, переданные в аренду субъектам горных районов, а бюджеты горных районов, в свою очередь, субсидируются дополнительно на такую же сумму. Таким образом, сумма арендных платежей за использование этих земель отпускается сначала горным районам-«арендаторам» как дополнительные субсидии, и через них, как арендная плата за землю, поступает в бюджет района-владельца земли – «арендодателю», которому прямые субсидии в бюджет уменьшаются на такую же сумму. Затем эти средства за аренду земли распределяются между соответствующими МО поселений района.

Такой механизм оплаты арендной платы за эти земли действует временно, на период пополнения бюджетов районов госдотациями и до перехода «субарендаторов» разных субъектов землепользователей на полное самофинансирование. Т.е. арендуемые  площади должны использоваться эффективно, с получением достаточных прибылей, в том числе и для возмещения арендной платы за землю. Тогда, со временем, бремя арендной платы за эти земли перейдет на субъекты-землепользователи, и горные районы освободятся от  уплаты арендной платы через  госдотации. При таком принципе земельных взаимоотношений горных и равнинных районов, а также в системе оплаты за аренду земель – уменьшится подпитка бюджетов районов госдотациями, и все стороны взаимоотношений будут функционировать в позициях, близких к требованиям ФЗ №131. Такое решение будет способствовать улучшению финансового климата в республике, уменьшению дотационности республики и районов соответственно.

Такой принцип и подход в решении данной проблемы, на мой взгляд, улучшит возможности и способы развития экономики и социальной инфраструктуры и горной части республики.

6. В каждом базовом административном районе в муниципальные образования поселений которых передаются земли отгонного животноводства, создаются соответствующие службы учета и отчетности, филиалы республиканских служб – госреестры и госсельхознадзоры. Такой подход к решению данной проблемы и вопросов должен устраивать все стороны земельных отношений и привести сложившуюся систему землепользования в РД в соответствие с законодательством РФ по земельным вопросам и отношениям. При этом сохраняется «статус-кво» всех сторон и субъектов землепользования на землях отгонного животноводства, которое сложилось на сегодня, принцип стимулирования и использования земельных ресурсов. Для  реализации этих идей в решении данной проблемы нужна всего лишь добрая воля всех заинтересованных сторон.  Тогда и средства по программам развития горной части республики найдут свой точный адрес – пойдут в горы, а земли «отгонного животноводства» перейдут на полную самоокупаемость в составе базовых административных районов, которые получат шанс и возможности функционировать, заниматься хозяйственной деятельностью и другими социальными вопросами в соответствии с требованиями ФЗ №131.

В решении данной проблемы необходимо, конечно, учесть добрую волю жителей равнины, в частности Бабаюртовского района, которые приняли в состав района и в свои сёла на постоянное местожительство многих горцев. Также надо учесть большие материальные и духовные лишения, которые испытало местное население района, столкнувшись один на один с произволом власти того времени, принудившей их оставить родные очаги и переселиться в другие сёла. Все это делалось ради освобождения земельных угодий.

А как всё это произошло и случилось – вопрос к властям и истории. Значит – в никуда!

 

 

Нурутдин НУРУТДИНОВ.