Истоки нашего хамства

 Справедливости ради отметим, что «отдельные дагестанцы» невеждами и хамами не родились, а стали такими, живя среди нас. Хамство и безобразное поведение этих людей объясняется не национальной принадлежностью, а кризисом нравственности, их моральным разложением. Можно было бы сказать, что, мол, в семье не без урода, но сцены хамства для нас становятся повседневностью. Нас уже не удивляет, когда по встречной несется, вопреки всем правилам, отпрыск представителя элиты. Мы как норму воспринимаем раздачу денег в период предвыборной кампании. Причина такого поведения этих людей – во вседозволенности. Профессор Тартуского университета Ю. М. Лотман природу хамства объяснял отсутствием контроля над действиями человека. Ученый считал, что отсутствие внешних (законы) и внутренних (традиции, обычаи, мораль) ограничителей над человеком приводит к хамству. И то, что произошло с нашим обществом, как нельзя лучше доказывает правоту высказанной точки зрения. Разложение нашего общества началось не сегодня, а в годы «перестройки». Дело в том, что «отцы-реформаторы» Горбачев – Ельцин не только страну (СССР) развалили, в этот период происходило разрушение устоев общества. Так было проще грабить свой народ. Непродуманные, а иногда и преступные действия наших «вождей» привели к духовному кризису общества. Наблюдая за тем, как из танков стреляют по депутатам Верховного Совета, человек освобождался от внешнего ограничителя, т.е. веры в закон, веры в неотвратимость наказания за содеянное. Он понимает, законы писаны не для всех.

Дальше десятилетиями шел процесс растления человеческих душ, который в итоге привел к освобождению от внутреннего ограничителя, человек перестал считаться с моралью, обычаями и традициями. Таковы истоки нашего хамства. Нас, дагестанцев, живущих в общест­ве, где взаимоотношения во многом регулируются моралью, обычаями и традициями, освобождение от внутреннего ограничителя привело к катастрофическим последствиям. Мы потеряли чувство ответственности за свои действия.

У кумыков всегда контролирующим, сдерживающим фактором выступал айып (стыд). Поступки мы сверяли с тем, что скажут люди, было важно общественное мнение. Но за эти годы нам сумели вбить в головы, что единственной ценностью является богатство, а обычаи, традиции и мораль для современного человека – «ненужная роскошь».

Нужно отметить также, что бескультурье, невежество и хамство процветают во многом благодаря разрушению системы образования, начатому в горбачево-ельцинский период, продолжающийся и поныне. Надо понимать, что если ЕГЭ «сдают» родители, как это у нас происходит почти повсеместно, если преподаватели вузов за деньги пишут дипломные для студентов, а экзамен можно купить, то ожидать, что появятся знающие врачи, учителя и толковые руководители, повысится уровень культуры и образования, по меньшей мере, наивно.

В заключение хочется сказать, возрождение нравственности и духовности (обязательное условие для возрождения нашего общества) – длительный процесс, который напрямую связан с образованием (в том числе и с религиозным просвещением). Вследствие этого наведение порядка в системе образования для Дагестана является первоочередной задачей, от решения которой зависит будущее республики.



Камал КАМАЛОВ,

кандидат исторических наук.


Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Согласны с условиями сайта?
Генерация пароля