Если бы я только знал…

    


К 80-летию со дня рождения Зубаила Хиясова



Трагедия безвинного человека



В августе 2006 года Дагестан был потрясен страшной трагедией: в собственном доме в ходе обстрела засевших в нем нескольких исламских боевиков заживо сгорел режиссер Кумыкского театра Зубаил Хиясов. МВД объявило, что он был связан с мусульманским бандподпольем и, находясь в момент ликвидации радикалов в подвальном помещении дома, пал жертвой атаки силовиков… Не уточнялось – случайной или он заслужил наряду с боевиками насильственную смерть. Но контекст заявлений, в том числе и тогдашнего главы ведомства, подводил к первому…



Вот как повествуют об этом сами силовики: «Как рассказали в Кировском РОВД Махачкалы, к ним поступила информация о том, что Меликов и несколько его подельников скрываются в частном доме на Харьковской улице, 37». «Хозяин дома, где прятались бандиты, – уважаемый всеми человек, – сообщил один из руководителей РОВД. Зубаил Хиясов – заслуженный деятель искусств Дагестана, некогда был замминистра культуры Дагестана, работал режиссером Кумыкского драматического театра, а в последнее время являлся редактором Кумыкского радио. Однако его дочери являлись фанатичными последовательницами ваххабизма, были замужем за террористами. Убедившись, что бандиты находятся дома, мы решили их задержать». Остальное вам известно.



Реакция кумыкской общественности на такую трактовку гибели известного режиссера была очень резкой: прошли собрания и митинги, на которых жители республики, в особенности односельчане, выражали несогласие с утверждением МВД, требовали более честной информации о ходе и результатах операции, приведшей к гибели крупнейшего деятеля культуры Дагестана.



И МВД позже, учтя общественный резонанс события, признало поспешность своих заявлений, осознало ошибочность своих предположений о прямой причастности Зубаила Хиясова к исламскому бандподполью. Да, он был верующим мусульманином, как и все дагестанцы, но подозревать его в том, что он втайне поддерживал связи с людьми, совершавшими теракты, – просто безумие! Это вам скажет любой, кто хоть однажды общался с ним, не говоря уже о тех, кто знал его глубоко и давно. Трагизм его положения состоял в том, что он упустил момент, когда с ними связались его дочери…


И этой вины он с себя никогда не снимал. Каялся, что увлеченный творчеством, работой, делами, не сумел разглядеть в естественном стремлении дочерей к умеренной религиозности зерен будущего отхода, отказа от светского образа жизни и поведения. Повторюсь, что Зубаил и сам не был атеистом, он тоже был верующим человеком, но его вера не отрицала, не отвергала радостей жизни, искусства, общения и красоты… Размышляя над тем, что произошло с его дочерьми, он часто задавался вопросом: «Как же такое происходит, что самые близкие, самые дорогие люди вдруг становятся чужими?!» Этот вопрос мучил его постоянно. Мне кажется, что, если бы не внуки, которых он безумно любил, его поведение в отношении дочерей было бы совершенно иным…



Об этом уже было много сказано и написано. Знали ли об этой странице его жизни те, кто в тот страшный день решился уничтожить вместе с бандитами и невиновного?! Мы этого не знаем. Но мы знаем, что в их силах было принять меры для спасения такой личности, как Зубаил Хиясов.



Уверен, что история еще вернется к этому эпизоду и расставит все по своим местам…



«Уход Зубаила Хиясова, – написал в своем воспоминании о нем народный писатель РД Камал Абуков, — невосполнимая утрата для родных и близких, для земляков и театрального искусства Дагестана, и для нас, его друзей. Он навсегда останется в нашей памяти как человек чести и достоинства, как неповторимая личность…».



«Зубаил очень любил жизнь, был добрым, светлым человеком, — говорит его односельчанин, ведущий драматург и поэт Атав Атаев. — Его смерть, преждевременная, омраченная подозрениями в связях с бандподпольем, – это огромная трагедия для Дагестана, глубокая душевная травма для художественной интеллигенции и народа…».



Кумыкская общественность едина во мнении, что З. Хиясов был по величине, значимости и вкладу «народным» человеком и народным творцом для кумыков, одним из крупнейших деятелей Дагестана. Вот что сказал о нем известный в республике театральный деятель, директор Аварского театра Хабиб Абдуллаев: «Актеры нашего театра с удовольствием работали с Зубаилом. Он был профессионалом высочайшего уровня. Меня всегда поражала его музыкальность… Постановки музыкальных спектаклей ему давались особенно хорошо. Очень жаль, что жизнь такого большого человека, такого яркого театрального деятеля закончилась так трагически. Это большая утрата для Дагестана…». 

  


Жизнь и театр



Зубаил Джанбекович Хиясов родился 30 декабря 1937 года в одном из живописнейших уголков равнинного Дагестана – в селении Какашура Карабудахкентского района. Это царство предгорий Дагестана, умеренного климата, спокойного пейзажа, добрых, трудолюбивых людей. И Зубаил Хиясов словно воплотил все эти качества, являя собой образец добродушия, остроумия, оптимизма и яркого художественного таланта. Еще одна его черта, которую стоит отметить, – это врожденная интеллигентность.


Отец Зубаила, Джанбек Хиясович, был первым преподавателем в Какашуринской школе, построенной в 1934 году. В семье царил культ книги, знаний, главенствовала любовь к искусству. А там, где искусство – там патриотизм, жертвенность, верность принципам и долгу. В полной мере эти качества проявились в поступке отца Зубаила Джанбека. В 1942 году он, имея на руках бронь как школьный учитель, отправился на фронт добровольцем. Вот строки его письма, которое оказалось последним. «Я нахожусь под Москвой в госпитале, – писал он жене незадолго до своего исчезновения, – тяжело ранен, может, это письмо окажется последним. Знаю, как тебе трудно воспитывать троих детей. Постарайся дать им образование…». Символично звучит завет Джанбека супруге дать детям образование. И семья свято хранила письмо Джанбека с этой просьбой.



После окончания средней школы в 1955-1957 гг. Зубаил Хиясов работал заведующим клубом в родном селении. Выбор был неслучаен: с детских лет он был увлечен литературой, искусством, особенно его привлекали театральные подмостки, с которыми он позднее навсегда связал свою судьбу. В 1957 году Министерство культуры, оценив его талант и тягу к театру, вместе с 15 сверстниками отправило его на учебу в Высшее театральное училище им. Щукина (ныне театральный институт). В Москве Зубаилу преподавали известные мастера сцены и кино Михаил Ульянов, Евгений Захава, Владимир Этуш, Лидия Мансурова и др.


В годы учебы наши студенты посещали театры столицы, впитывали атмосферу лучших спектаклей Москвы, знакомились с известными актерами, их работами. Сейчас мы можем сказать, что Зубаил Хиясов использовал все возможности, которые ему предоставили судьба и талант. Но творческая ненасытность, жажда роста никогда не покидали его. Выразилась она в том, что в то же самое время он поступил на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища, которое с отличием закончил в 1962 году. С этого времени он влился в коллектив Кумыкского театра, с которым навсегда связал свою жизнь и судьбу.   



Эта же жажда заставила его в 1964 году отправиться в Баку, где он пополнил свои знания в театральном училище на режиссерском факультете. С отличием окончив училище в Баку, в 1966 году Зубаил Хиясов вернулся в Дагестан с дипломом режиссера музыкально-драматического театра. Высокий уровень его режиссерского мастерства ярко проявился в поставленной им на сцене Кумыкского театра трагикомедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Сюжет воплотили такие яркие звезды Кумыкского театра, как Барият Мурадова, Алим Курумов, Амир Курбанов, Тажутдин Гаджиев, Юсуп Муратбеков, Халимат Татамова. Успех был огромный. Стало ясно, что в Дагестане появился режиссер, способный современными и выразительными средствами давать ответы на самые трудные вопросы бытия. И республика высоко оценила его талант и трудолюбие: в 1978 году Зубаил Хиясов получил звание заслуженного деятеля искусств Дагестана.



Затем начались театральные будни. Зубаил, не жалея сил, работал, искал, ставил. Вот лишь несколько его крупных работ: «Приходи завтра, дорогой», «Эркеч-али», «Сердце не прощает», «И так бывает», «Выдаю маму замуж» и др. Но он не только ставил чужие пьесы, но и писал свои. Среди них отметим написанную им в 1986 году легендарную «Ах, женщины, женщины!», ставшую бестселлером и переведенную на другие дагестанские языки.



Спектакли, спектакли, спектакли… Их очень много на творческом счету Зубаила Хиясова, и у каждого своя судьба, своя жизнь. Им было поставлено в Кумыкском театре 67 пьес. Более 12 пьес поставлено им в других театрах республики. Зубаилом Хиясовым написано шесть пьес и переведено на кумыкский 23. Согласитесь, это очень солидный багаж, богатейшее наследие. Это говорит о том, что он постоянно находился в работе и поиске.  

 


Зубаил Джанбекович был многосторонне одаренным человеком. Атав Атаев, ведущий драматург республики, так отметил это свойство З. Хиясова: «Зубаил в театре, в жизни был большим энтузиастом и профессионалом. Это был режиссер, соединивший в себе творческую энергию с педагогическим даром, стремлением передать свои навыки и умения подрастающим талантам…»



Он ставил спектакли, писал пьесы, сценарии, программы, сочинял стихи, великолепно проводил творческие вечера. На эти представления зрители ходили как на спектакли. Никогда не забудутся проведенные им вечера корифеев дагестанской сцены – Барият Мурадовой, Татама Мурадова, Бурлият Ибрагимовой, Темирболата Бийболатова и многих других.



Нельзя не сказать и про его песенное творчество. На его стихи музыканты с удовольствием писали музыку, а народ с таким же удовольствием их пел. Его песни «Анжи-кала», «Балкар яш», «Я иду в школу» стали популярны и в Дагестане, и в Кабардино-Балкарии.



Зубаил Хиясов внес большой вклад и в дагестанскую журналистику, много лет проработав редактором Кумыкского радио. Особо стоит отметить период, когда он с 1981 по 1987 годы работал заместителем министра культуры Дагестана. Здесь он активно занимался вопросами дагестанских театров, много сил вложил в развитие культуры и искусства республики. Посещал театры, обращая внимание на их материальную оснащенность, консультировал молодых режиссеров, помогал им советами, постоянно занимался подбором пьес для национальных театров. Руководил обсуждением спектаклей, активно участвовал в организации и проведении юбилейных торжеств. Он был блестящим ведущим, умевшим держать внимание аудитории метким словом и шуткой, глубокой оценкой и характеристикой. Зубаил не скупился и тратил свое время и на другие виды искусства: ездил в зарубежные страны с ансамблем «Лезгинка», руководил группами работников культуры в зарубежных поездках.



С 1987 по 1990 годы Зубаил Хиясов работал главным режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра. За эти годы он осуществил постановки спектаклей «Тангчолпан» А.-В. Сулейманова, «Плутни Скопена» Ж.Б. Мольера, «Выстрел на рассвете» Э. Буковчана, «Имеретинская невеста» Б. Рацера, В. Константинова и другие.



В середине 90-х Зубаил Хиясов с присущим ему азартом и страстью берется за новое дело – преподавание актерского мастерства, которому доцент кафедры ДГУ посвятил много лет своей жизни. Работая с будущими актерами, он вкладывал в них не только свои знания и мастерство, но и свою душу, талант, отношение к театру. Театр не был для него местом пустого времяпровождения, развлечения. Он считал главной задачей театра воспитание человека в духе патриотизма, доброты, честности, стремления к нравственному совершенству. Что касается практической работы, то большое внимание он уделял работе со студентами. Зубаил действительно был педагогом от бога, и в этом нет ни малейшего преувеличения. Под его руководством делали первые шаги на сцене С. Тулпаров, Р. Осаева, Дж. Гусейнов, Л. Шаибов, Зарема Якубова и др.



Вот что говорит о нем известный режиссер Скандарбек Тулпаров: «Зубаил Джанбекович… Мой первый учитель… Его заботливой и дружеской рукой впервые для меня приоткрыта та «старая тяжелая кулиса», за которой скрывался удивительный и прекрасный мир театра…». Далее Скандарбек добавляет: «Душа и сердце наши никогда не примирятся с этой страшной и невосполнимой потерей, и только тепло воспоминаний об этом удивительно светлом, по-детски открытом, красивом человеке смягчает, согревает душу…».



Я могу только присоединиться к этим проникновенным словам театрального деятеля.



Я часто вспоминаю мою последнюю, как оказалось, встречу с Зубаилом Хиясовым. В тот день, когда случилась эта трагедия, я встретился с ним в радиокомитете. Конечно, я и подумать не мог, что вижу его в последний раз. Правда, меня немного насторожило, что он под разными предлогами не хотел отпускать меня, с какой-то необычной глубиной и искренностью говорил о поэзии Казака, Анвара, Атабаева…. Сейчас я понимаю, что это было расставание, прощание со мной, с нашей культурой, с Дагестаном…




Если бы я только знал…