Легенда гласит, что когда Бог раздавал людям земли, скромные агачаульцы остались в стороне. И тогда Бог выделил им благодатный участок меж двух гор, полностью покрытых лесами. На склоне они образовали село, протянули воду из горного родника, расчистили небольшие поляны для пашни – талалар – и стали жителями леса. Обосновавшись в этих местах, они всю каменно-деревянную красоту, созданную благодатной рукой Всевышнего, облачив в предания, вписали в историю.
Лес – богатство и достояние, лес – кормилец, лес – спасенье, лес – надежда – все включал в себя лес для агачаульца. И даже название селу тоже дал лес: Агачаул – Лесной аул.
С любовью они давали названия каждому участку леса, каждой роще и лесной поляне. Вот Гьайвалыкълар – айвовые рощи, а вот Чинарлар – платановая роща, рядом – Нарт тала – по преданию, древнейшее жилище великанов-нартов, недалеко – Сырхалак – покатый склон горы, покрытый лесом, на вершине горы – Язлыкълар – летние пастбища, а вот гиблое место с характерным названием Барса-гелмес – откуда нет возврата. Далеко на западной границе агачаульских земель – овеянный легендами Чачлыбий. Жил когда-то здесь богатый человек с нехарактерными для этих мест длинными волосами. Жил отчужденно, ни с кем не общался, и даже имени люди его не знали. Обладая большим богатством, но не оставив после себя наследников, умирая, тот будто бы повелел высечь его профиль на скалах. Долго трудились его покорные слуги, но так и оставили этот мир, не докончив свою работу. А скалы, в которых смутно читается профиль человека с длинными волосами, по сей день так и зовутся – Чачлыбий.
Переносясь на склон горы Тарки-тау, можно оказаться у священного камня Эмчеклиташ (буквально – камень с грудями), до сих пор почитаемый местными жителями как святое место. Согласно легенде, когда-то в далекие времена, когда еще село располагалось на склоне горы, в него вторглись враги. Они разоряли село, убивали жителей, угоняли их в плен. Спасались кто как мог. Была в селе молодая, очень красивая и богобоязненная девушка. Чтобы не попасть в руки врага, она бросилась бежать в спасительный лес. Но враги заметили ее и бросились за ней. Долго бежала она по склону на вершину горы. И когда настигающие враги злорадно бросились к ней, она воздела руки к небу и попросила, чтобы Аллах – Тенгири превратил ее в камень, чем она попадет в руки ненавистного врага. И в тот же миг, когда она споткнулась и упала, а настигшие враги протянули к ней руки, она превратилась в камень. С тех пор она, эта каменная девушка, стала местом, куда люди ходят со своими просьбами, обращенными к Богу. Как олицетворение недолгой, не испитой до конца жизни, здесь всегда есть кружка для воды, чтобы посетитель или путник помнил о скоротечности этой жизни и что честь порой бывает дороже самой жизни. Здесь также есть кусочки зеркала, в которое, по преданию, по ночам вглядывается оживающая каменная девушка.
Возможно, что этот камень был местом поклонения жителей близлежащих аулов – язычников, а окрестность являлась священной рощей – Тенгири тала, где жители с тайными желаниями привязывали платочки, кусочки материи на ближайших деревьях, как и сейчас.
Еще одной примечательностью нашего леса является уникальная скала Телефон-тау. Этот каменный исполин в народе издавна известен под названием Чютек яр – отвесная скала. Подступы к ней прикрывает плоская и скользкая каменная глыба, по которой с большим трудом можно лазить, что делает скалу малодоступной. И, тем не менее, это одно из самых излюбленных мест отдыха агачаульских школьников. Но, как показывают записи на скалах, не только агачаульцев – здесь бывают туристы со всего Дагестана.
Позднее агачаульские школьники дали новое название скале – Телефон-тау, из-за невероятного сходства с аппаратом.
Предание гласит: жили некогда в этих местах огромные великаны – нарты (кстати, недалеко расположена Нарт-тала). Сородичи их жили по всей длине Кавказских гор. Для удобства связи с ними они создали этот каменный аппарат – телефон. Давно уже нет нартов. Остались они в легендах и преданиях, но как нерукотворный памятник им стоит эта скала, издревле называемая в народе Чютек яр, теперь школьниками зовется – Телефон-тау.
Поднимаясь по агачаульскому перевалу, всяк проезжающий по федеральной автодороге «Кавказ» невольно обращает внимание на местную святыню. Это святое для всего Дагестана место связано с именем девушки Валикыз. Она была родом из селения Тарки, дочерью узденя Багдадали. Была она очень богобоязненной, истинной мусульманкой, свято исполняющей все предписания ислама. С детства она была слаба здоровьем. По преданию, по ночам она поднималась на небо, к ангелам. При этом никто не должен был это увидеть. Но однажды мать стала свидетелем ее святости. Девушка очень огорчилась, сказала, что настал конец ее земному существованию. Она завещала после смерти уложить ее тело на арбу, запряженную парой необъезженных мулов, и спустить с горы Тарки-тау. Там, где мулы остановятся, и похоронить ее. Родители исполнили завещание. Здесь устроен зиярат в ее честь. Особой популярностью это святое место пользуется у женщин. Здесь просят о благословении, исцелении у Аллаха через благочестивую Валикыз.
Здесь же похоронен и Зиявутдин из рода Баймурзаевых, который всю свою жизнь посвятил поклонению Аллаху и изучению основ ислама. В поисках истинных знаний об исламе, он обучался в Казани и Самарканде. Вернувшись в родное селение, он соорудил себе землянку и, выбрав жизнь суфия-аскета, полностью посвятил себя служению Богу. Его труды об исламе, по сохранившимся свидетельствам, имели хождение среди мусульман в рукописном виде, но были уничтожены в годы репрессий и гонений на религиозных деятелей.
В голодные годы лес был спасением. Кизил, боярышник, шиповник, алыча, тёрн, мушмула, дикая груша, дикий лук, черемша, крапива, грибы не только спасали от голода, но и были, что называется, доходной статьей в хозяйстве агачаульцев.
Благодатными дарами агачаульского леса пользовались не только сельчане, но и жители окрестных аулов, т.к. древесный уголь оставался основным видом топлива фактически вплоть до середины ХХ века. В XIX веке шли долгие споры и судебные разбирательства за лес. На агачаульский лес не просто претендовали для использования, а предъявляли права на собственность не только местные беки, но и общества близлежащих селений, которые издавна пользовались им с молчаливого согласия агачаульцев. Но лес сохранили за собой агачаульцы, т.к. суд постановил, что во всех документах этот лес именуется агачаульским, а не иначе.
В конце XIX века, характеризуя Агачаул, секретарь Дагестанского областного статистического комитета Е. И. Козубский записал: «Прежде кругом были густые леса, остатки которых еще сохранились». Невольно приходит на ум: а что же осталось от агачаульского леса теперь, после хищнического его вырубания в ХХ веке?
В годы Советской власти лес был национализирован. И в наше время он остается достоянием государства. И тем не менее: Чинарлар, Донгузаркъа, Гиччикара, Уллукара (правильнее – Экиара), Сырхалак, Гиччи яр, Хомурсгъатёбелер, Язлыкълар, Къара-сама, Язлыкъбашлар, Гертмебав, Нараттюбе, Гьайвалыкълар, Къазанбийсюйрев, Барса-Гельмес, Аранлар, Чачлыбий, Нарт тала, Къанабур, Сари яр, Узун аркъа, Хумалагъанташ и др. – эти названия близки, понятны и дороги каждому, кто называет себя агачаульцем.
С. Г. МУСТАФАЕВА,
учитель истории,
с. Агачаул.