Услышать пассажира!


С приходом в республику В.А.Васильева многое меняется к лучшему, в том числе и в сфере транспорта. Гласность на деле и конкретная работа надзорных органов в сфере пассажирских перевозок вскрыли серьёзные проблемы, требующие срочных мер по их устранению.



Делается немало, это видят все.



После того, как маршруточников обязали подсаживать пассажиров на остановках, некоторые взяли себе за правило по своему усмотрению «швартоваться» у остановок или проезжать мимо.



С введением новых правил суеты от маршруток в городе стало меньше. Но пасажирам проблем прибавило, получилось по-черномырдину, – «как всегда». Каждый пассажир, кому надо выйти, должен кричать – «Ос-та-но-ви-те!», а порой и не раз, чтобы за шумом мотора водитель услышал просьбу пассажира. Может, надо установить в маршрутках звуковые или световые приборы с кнопками?



Стою и думаю, что не так прописали чиновники, что «водилы» в принципе игнорируют инструкции. Ведь неплохо задумано: позаботились, поставили знаки, козырьки на остановках на случай дождя. Согласитесь, к этому готовились.



А как на транспорте?



По всему мы видим, что Ространснадзор, Минтранс, управление транспорта Махачкалы лучше стали решать проблемы работы транспорта на дорогах. Многое сделано для горожан, это очевидно.



Но возникает вопрос, за что пассажиры, оплачивая проезд, должны ещё кричать через весь салон? На что остановки?



Так, сомневаясь и размышляя над проблемой городского общественного транспорта, стою и вижу плавно причалившую к остановке Газель.



Всматриваюсь – маршрут 101А.



Уточняю, что мой, сажусь к водителю, намереваясь высказать ему всё, что о них передумал, пока стоял на остановке.



И вот, когда я готов был обрушиться с упреками на случайного водителя маршрутки, тот приветливо улыбается. Худой, остроносый, глаза внимательные. Подумал, ну точно, Дон Кихот. Так я его назвал про себя. Пришлось отказаться от этой идеи. Язык мой не повернулся это сделать. Выходя на своей остановке, я протягиваю ему 100 рублей. Он молча показывает на надпись: «В пятницу работаю бесплатно» и отказывается взять деньги. Понял не сразу. Он отъехал, а я со своей сторублёвкой так и остался стоять. Подумал, надо же, вроде без нужды не стал бы человек садиться в возрасте за руль маршрутки. Работа, согласитесь, не из лёгких. А такой поступок! Целый день за свой счёт работать бесплатно! И так всё время. Не слабо? Надо отдать ему должное. Вот она благотворительность чистой воды, достойная подражания. Сожалел, что тогда не познакомился…



Редко, но всё же попадаю к нему. Поблагодарив, спрашиваю, как его зовут.



Хочу, чтобы все знали этого благородного человека. Его зовут Абдулмеджид.



Сфотографировал его за рулём незаметно, позировать он бы точно не стал.



На работу не опоздал, день оказался на редкость плодотворным и светлым, несмотря на то, что целый день моросило.



Но ведь не всё благополучно, как в этом случае.



Зачастую, мы не знаем, кто за рулём, в каком техническом состоянии автотранспорт, прошёл ли медосмотр водитель и т.д.



В Махачкале легально, а значит законно, работают 8 перевозчиков-компаний, и они разные. Больше частных. Наглядно это видно на диаграммах, предоставленных городским управлением транспорта. Предлагаем посмотреть и сделать свои выводы. Документы, карты маршрутов на право по перевозке пассажиров транспортным 
компаниям и маршруточникам этих компаний выданы, опять же, по сведениям управления транспорта города, – их 2246.



Но фактически, в этом мало кто сомневается, их больше где-то на треть. Выходит маршруточников, которые на корню сводят на нет все усилия отвечающих за обеспечение нормальной работы легальных зарегистрированных маршруток, не так уж и мало. А усилия по налаживанию работы автотранспорта по обслуживанию пассажиров неэффективны. Нет налоговых поступлений от нелегалов, нет гарантий безо­пасности пассажиров, они не проходят медосмотры и много всего, что побуждает некоторых водителей к серым схемам, коррупции. Усилий по наведению порядка в сфере перевозок пассажиров города оказывается недостаточно. Опять же, те, кто работает законно, не имеют возможности улучшать свой транспорт, услуги, дающие пассажирам комфорт и удобства. Но что-то ведь они делают. Мы видим, как по городу курсируют новые автобусы, водители стали вежливее, опрятнее, оборудованы остановки, всё это хорошо. Но деньги населения всё ещё текут в руки нелегалов, они уплывают в «тень». Очевидно и то, что обслуживающих пассажиров транспортных компаний немного и, надо признать, выходит, не все работают легально. А призвать к порядку нелегалов практически невозможно. Называют даже целый маршрут – «4 С», которого официально нет.



Выходит ветер перемен коснулся не всех, есть ещё те, кто игнорирует закон, пытается жить и зарабатывать, не чувствуя своего долга перед обществом и государством. Как видите, работы у надзорных и контролирующих органов в сфере транспорта ещё много, и делать её нужно незамедлительно.



Маршруточники, состоящие на учёте и вносящие свой посильный вклад в бюджет республики и города, требуют защиты от нелегалов и тех, кто их «крышует». В противном случае страдают все участники сферы перевозок пассажиров.



Доходы будут скрываться, налоги будут падать, сервис ухудшаться, водители маршруток уходить в «тень», а наживаться на этом будет кучка людей, для которых интересы общества – пустой звук.



Читатели наши пишут о том, как в других городах России транспорт оборудован кондиционерами, системами ГЛОНАСС, как оптимизировано движение на маршрутах, что пассажиры не простаивают на остановках.



Нам важно быть уверенными в своей безопасности.



Думаю, все названные проблемы будут решены. И всё же хотелось бы побыстрее.



А это возможно, повторимся, только при условии выхода из «тени», создания благоприятных условий для развития конкурентной экономики, поддержки тех, кто хочет и готов работать честно.





М. МАГОМЕДОВ