Восхождение на Олимп


Мало найдется людей в республике, не знающих, кто такой Салав Алиев. Его имя известно и за пределами Дагестана, особенно в тюркском мире, который сегодня переживает период подъема и открытия новых перспектив развития. В этом есть весомый вклад и Салава Алиева. Но это – слава, известность, которые не всегда дают нам полное и ясное представление о том, над чьей головой они реют, как знамя, как огромное полотнище, привлекая к нему внимание общества.



Часто слава заслоняет собой реальные вехи биографии, реальные дела и достижения, а бывает, что и делает из человека легенду, в которой растворяются все личные черты, обретая великие, богатырские масштабы… Примерно такое произошло и с Салавом Алиевым. Его известность как общественно-политического деятеля, как лидера Кумыкского национального движения так велика, что, кажется, будто он уже родился лидером и с первых шагов занимался вопросом возрождения своего народа, спасением его языка, его истории, земель и будущности!



Однако это не так. Салав Алиев, как и все люди, был ребенком, испытал поиски и сомнения в юности, вошел в становление личности, обретение профессии… Словом, прошел все этапы, которые проходят люди на этой земле, и ему, как говорится, ничто человеческое не чуждо.



Салав Алиев – уроженец селения Кяхулай. Оно находится на склоне Тарки-Тау, прямо напротив Махачкалы, между еще двумя кумыкскими селениями Тарки и Альбурикент. Все три поселения, как три богатыря, смотрят вниз, на город, вытянувшийся вдоль побережья, на Каспий, ласкающий взор горожан. Такая обстановка, конечно, не могла ни придать мировоззрению нашего героя некий поэтический окрас. Правда, сам он поэтом не стал, но в дело изыскания давно умерших, забытых поэтов, изучения и толкования творчества живых и радующих нас плодами своей музы он внес очень серьезную лепту.



Но началось все, конечно, как у всех, со школы, куда он пошел в 1943 году… Те, кто знает историю этих трех поселений, понимает, что означает эта дата: через год, 12 апреля 1944 года, жители всех трех сел были выселены. Так что во второй класс Салав Алиев пошел уже на «чужбине», в селении Османюрт Хасавюртовского района. Вы думаете, в третий класс он пошел там же, в Османюрте? Ничего подобного! В следующий учебный год Салав Алиев сел за парту уже в с. Бамматюрт того же района, где его отец работал председателем колхоза. С 5 по 7 классы ему пришлось получать знания в селении Кандаураул Хасавюртовского района. Следующим населенным пунктом, где учился Салав Алиев, стал Яхсай, где он поступил в школу-интернат, где и окончил 8-й класс. В 1952 году в возрасте 17 лет он с большим трудом добился перевода в школу-интернат селения Андрейаул, где завершил 9-й класс.



В 1953 году кочевания Салава Алиева с места на место прекратились: его родители, как и многие депортированные жители сел Тарки, Кяхулай и Альбурикент, вернулись в свои родовые аулы.



Здесь Салав Алиев для завершения школьной учебы поступил в школу №8 г. Махачкалы. Но через 2 месяца – вновь перемена места: теперь он поступает в школу-интернат №1 селения Кумторкали Буйнакского района. Там он и получил в 1954 году аттестат зрелости о среднем образовании. Оглядываясь назад на свое кочевое школьное прошлое, Салав Алиев делится: «Помимо родного языка и истории, я очень любил математику и физику. Очень хотелось получить специальность инженера по точным наукам. За знаниями, необходимыми для этого, пришлось поехать в Баку для поступления в Политехнический институт. В карманах у меня, как говорят, гулял ветер – всего с 24 рублями приехал я в огромный чужой город. Мне отказали в приеме документов из-за того, что у меня не было с собой приписного свидетельства как военнообязанного. В тот же вечер я покинул Баку и вернулся в Махачкалу…». Благо, было только 30 августа и Салав успел подать документы в Дагестанский госуниверситет на физико-математический факультет. Сдал все экзамены.



Да не совсем удачно: по русскому языку (сочинение) и химии ему поставили тройки, из-за чего не смог пройти конкурс. Три месяца пробыл в роли кандидата в студенты – была такая форма обучения. Он посещал все лекции. Но Москва отказала в обещанных для этой категории абитуриентов дополнительных местах. Пришлось идти устраиваться на работу. В 1954-1955 годах работал электромонтером Махачкалинской ТЭЦ. В 1955 году поступил на дагестанское отделение историко-филологического факультета ДГУ. В 1960 году благополучно завершил учебу в ДГУ. Годы в университете запомнились не только академическими занятиями – три года подряд, с 1956 по 1968 год, Салав Алиев в составе студенческого отряда принимал участие в освоении целинных земель в Казахстане в Кустанайской области. Эта поездка открыла ему необъятность Родины, о которой он раньше знал только из книг. И он ощутил вкус физического труда, его красоту и величие. Там он и научился трудиться на совесть, иначе в те времена не награждали медалью «За освоение целины». И перенес эту любовь на ту область, которую избрал для себя в качестве профессии – на историю, литературу, науку о литературе.



После окончания университета Салаву Алиеву предложили остаться работать на кафедре Дагестанской литературы в качестве ассистента – преподавателем кумыкской литературы. По-видимому, это произошло не без участия преподавателя родных языков Абдулгамида Нугаевича Батырмурзаева. Он наблюдал за любознательным и трудолюбивым студентом, отмечал его склонность к научному мышлению, к исследованию и анализу. Но как бы там ни было, а завкафедрой Ражитдин Гайдаров, сменивший Батырмурзаева, пригласил его к себе накануне защиты диплома и сообщил о решении оставить его на кафедре. Такого же мнения был и Александр Назаревич, известный ученый, знаток фольклора, доцент кафедры русской литературы. Такое случается нечасто, когда студент, проявивший свои способности, но еще не получивший диплом о высшем образовании, оказывается допущен в храм науки. И это является лучшим свидетельством таланта и трудолюбия Салава Алиева.



1961 год ознаменовался для него поступлением в аспирантуру Московского университета, на кафедру литературы народов СССР, которую он закончил в 1964 году. С упорством и упрямством, присущими ему во всем, осваивал Салав Алиев в стенах старейшего вуза новые пласты знаний. Три года неустанных научных трудов не прошли даром, домой в родной ДГУ он вернулся зрелым ученым, полным сил и жаждой поисков и открытий. Он был принят на ту же кафедру, продолжив преподавательскую деятельность.



В студенческие годы и в годы работы в университете Салав Алиев принимал активное участие в научно-поисковых экспедициях по сбору фольклорного и литературного наследия кумыков. Всего таких экспедиций в багаже Алиева – девять! Столько же раз прошел он во главе студенческих и аспирантских групп по всем кумыкским районам и селам предгорного и равнинного Дагестана. Одержимость? А она – всегда верный признак призвания.



В ноябре 1967 года Салав Алиев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Вопросы зарождения и развития кумыкской прозы». Уже в этой книге видны ростки тех открытий, которые им были сделаны позже, когда практически из небытия он вывел целую плеяду средневековых кумыкских поэтов и прозаиков: это и Микаил Башту (817 год), и Аль-Хазари (IX в.), Бухари Райхан (XII в.), Кобуз Абдула (XIV в.), Умму Камал (XIV в.), Тюменай Умар (XIV-XV вв.), Аманхор (1670-1706 гг.), Кадимурза (XVIII в.), Ибрагим Кизлярский (1890-1962 гг.) и другие.



Среди названных имен следует выделить замечательного поэта Умму Камала. Он был известен в тюркском мире, о нем знали в Турции и Азербайджане, Татарстане и Казахстане, в других регионах. Но в родном Дагестане он стал известен гораздо позже благодаря Салаву Алиеву. То же можно сказать и о великом поэте и литературоведе Али-Кулихан Валехе Дагестани из рода Шамхалов Тарковских. Его знали и чтили в Иране, Узбекистане, в Турции. Первым, кто наиболее полно изучил его творчество, был Салав Алиев, хотя за это брались и другие.



Особо стоит отметить вклад Салава Алиева в изучение творчества и общественной деятельности Аманхора, жившего и творившего на стыке XVII-XVIII веков. Над этим именем взволнованно размышлял еще Аткай Аджаматов, который внес определенный вклад в прояснение обстоятельств жизни и творчества Аманхора. Однако именно Салаву Алиеву, преодолев различного рода препятствия, удалось глубоко исследовать его жизнь и творчество. Он же дал оценку первому роману на Северном Кавказе «Аманхор» Абдул-Гусейна Ибрагима Кизлярского.



Важной вехой биографии Салава Алиева является период его работы в качестве заведующего кафедрой литературы народов СССР ДГУ, куда он был назначен в 1968 году. В этой должности он проработал целых 12 лет – до 1980 года! За это время он успел подготовить к защите более 10 аспирантов, выступал с научными докладами в Махачкале, Баку, Ростове, Тбилиси, Бишкеке, Ашхабаде, Алма-Ате и других городах страны. Вокруг Салава Алиева в это время формируется группа молодых поэтов и прозаиков, которые впоследствии станут звездами первой величины кумыкской литературы. Это Бадрутдин, А. Джачаев, А. Залимханов, а также ученые-литераторы, доктора наук З. Акавов, А. Аджиев и другие. Они не раз признавали, что Салав щедро делился с ними своими знаниями, секретами мастерства и творчества. И в этом тоже весь Салав Алиев: он сторицей передал молодым талантам богатство своей души и ума, которое бескорыстно вручили ему кумыкские творцы и ученые старшего поколения.



Но он и сам не сидел сложа руки как ученый: к 1977 году Салав Алиев подготовил к защите докторскую диссертацию по теме «Проблемы зарождения и развития кумыкской литературы». Она получила положительную оценку Дагестанского филиала АН, кафедры литературы народов СССР МГУ и работников сектора литературы АН СССР.



Им в то же время были подготовлены к изданию ряд учебных пособий для дагестанских школ и студентов филфака ДГУ, а также монография по теме докторской диссертации



На страницах периодической печати на русском и кумыкском языках, в сборниках изданий по итогам научных конференций, книгах по вопросам развития литературы им опубликовано огромное количество материалов, которое не поддается подсчету. Однако даже самая небольшая по объему статья Салава Алиева содержала в себе золотые зерна открытий и озарений, что, как мы отметили выше, является главным качеством во всей его научной деятельности.



Особо надо отметить вклад Салава Алиева в изучение творчества великого кумыкского поэта Йырчи Казака. На основе работ других исследователей, бережно сохранив их понимание и находки, он заново прочитал Казака, заново открыл его для читателя. Его зоркий и пытливый взгляд сумел обнажить такие глубины мысли Казака, указать на такие особенности его художественного мастерства, которые по существу стали новым открытием поэта. Одного этого хватило бы, чтобы Салав Алиев занял одно из почетных мест в плеяде кумыкских деятелей науки и литературы.



Но Салав Алиев проявил себя не только как ученый и исследователь. Значителен его след и в общественно-политической жизни Дагестана. В 1989 году он оставил кафедру и полностью посвятил себя деятельности по защите интересов родного кумыкского народа. С этого времени он – признанный и бессменный лидер кумыкского народного движения «Тенглик» («Равенство»). Как видно из названия организации, он и на общественное поприще перенес взвешенность и мудрость ученого. Там, где другие требовали льгот и преимуществ, Салав Алиев говорил о равенстве, а следовательно, справедливости. Этим и объясняется его политическое долголетие, которое идет в ногу с его долголетием человеческим и научно-исследовательским.



Салаву Алиеву сегодня уже за 80 лет, но, несмотря на столь почтенный возраст, на здоровье он не жалуется. И мы вправе ждать от него новых открытий, которые, я уверен, обязательно последуют.