Вопросы национальных языков малочисленных народов по-прежнему сохраняют свою актуальность. К большому сожалению, в нашем обществе есть люди, которые говорят, мол, зачем изучать и сохранять язык, если нынешнее молодое поколение почти не говорит на нём. Такое отношение к изучению родного языка, как к явлению временному, осталось почти на всех уровнях с прежних времен, мы не забыли, какой была политика в области родных языков. И тогда, и сейчас многие считали и считают до сих пор, что языки малых народов умрут, не имеют перспектив и т.д.
Да, в естественном ходе эволюции одни языки умирали, другие адаптировались к меняющимся условиям, чтобы выжить. Такие явления были во все времена. Наверное, эта проблема никогда не стояла так остро, как сейчас. Действительно, степень утраты языков нынче настолько высока, что это явление многие ученые называют (правильно называют) «лингвистическим геноцидом». Понятно, что в ходе наступления глобализации размываются границы между государствами, соответственно и между разными культурами, национальные различия, в конечном итоге – самобытность народов. Однозначно, что язык является средством формирования национальной идентичности. Забывать эту истину не вправе никто. Несмотря на это, национальные языки задвигаются на второй план, и становится очевидным, что, если человечество не сохранит этнокультурное многообразие мира, а вместе с ним и национальные языки, весомая часть цивилизации погибнет.
Как известно, из более 6 тыс. языков, существующих на земле, в последние годы умерло 200 с лишним языков. Это значит, что каждые две недели в мире исчезает 1 язык. Как утверждают языковеды, если не изменить ситуацию, к ХХII веку наверняка останутся английский, испанский, русский, турецкий, китайский языки.
А язык, ещё раз подчёркиваю, и есть самый распространённый символ этнической идентичности, главный признак существования народа.
Проблему сохранения родного языка многие представители малочисленных народов воспринимают довольно остро. Потому что в настоящее время мы все переживаем не только экономический кризис, но и кризис национальных языков. Свежи в нашей памяти события, произошедшие в начале сентября в Удмуртии. Там как раз накануне открытия сессии Удмуртского Госсовета свёл счёты с жизнью учёный, кандидат философских наук, заслуженный научный деятель республики Альберт Разин. Известный, уважаемый и адекватный человек. Он в принципе выступил против добровольного принципа преподавания национального языка в школах. Как он считал, это и другие негативные тенденции, происходящие по отношению к национальному языку, могут привести к исчезновению целого этноса.
Взятый на федеральном уровне курс на отмену обязательного изучения нерусских языков в школах не может не вызывать резонанса в обществе. Активисты и большинство ученых считают, что подобные меры сильно ударят по перспективам не только отдельных языков, но и наций в целом. Мне лично кажется, что идёт планомерная «работа» по этому направлению в разных регионах, в том числе и на Кавказе. Чем обусловлен такой вектор национальной политики – трудно понять.
Следует особо отметить, что принятые в 2018 году поправки о добровольности изучения национального языка, возможно, могут привести к вытеснению родных языков на данном этапе русским языком и даже к их забвению.
Тем временем в Международной Конвенции о правах детей не предусмотрено добровольности ни при получении образования, ни при изучении отдельных предметов, наоборот, она предусматривает обязательность начального образования.
Здесь уместно привести такой факт. В многонациональной Британии есть народность валлийцы, населяющие административную территорию Британии Уэльс. Их численность, чуть более 300 тыс. человек. Благодаря господдержке и активной части населения они провели огромную работу по возрождению языка. В настоящее время валлийцы и все желающие представители других национальностей в рамках школы полномасштабно изучают этот язык. Вот вам и пример справедливых принципов национальной политики.
И в самом деле, если в государственной политике присутствует гуманность, то языки имеют шанс на выживание и развитие. Полагаю, что угасание или смерть языка является показателем культурного, социального и политического неблагополучия общества. Тем более право народов на изучение языка предоставлено нашей Конституцией в ст. 69. Это означает, что государство берёт на себя обязательство по гарантированию сохранения и изучения языка каждого этноса нашей страны, независимо от его численности.
Когда язык, национальная культура умирают в детях, то это означает начало краха, точнее гибели нации. Нынче у нас не только в городах, но и в сельской местности большая часть детей утрачивает владение родными языками. По непонятным причинам за последние 2-3 года в учебных планах заметно урезали часы, отведенные на изучение грамматики родного языка и литературы. В недавнем прошлом в основных классах на родной язык выделялось 4 часа (2 ч. гр. + 2 ч. род. лит.), теперь 3 часа, а в старших классах – по 1 часу.
Пообщавшись со многими директорами школ и учителями родных языков, я узнал, что есть негласный «указ» о том, чтобы в начале учебного года взять у родителей учащихся заявления о добровольности изучения предметов на родном языке. Еще и о том, что учителей вынуждают темы уроков по родному языку в журналах писать на русском языке. Мотивы подобных необоснованных требований не поддаются логике.
Следует отметить, что именно школьное образование играет ключевую роль в деле сохранения языков. Приоритетную роль также в этом деле играют семья и родители. При отсутствии заинтересованности ребёнка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хороших учебников и пособий трудно научить ребёнка родному языку.
Учитывая это, нужно заботиться о повышении роли семьи в решении острых проблем родных языков. Если в нынешних условиях не будем прививать родной язык вначале в семье и затем в школе, то вполне вероятно, что мы в будущем можем остаться без него. Детство – это самое благоприятное время для начала погружения детей в истоки родного языка. И долг родителей – открыть красоту и богатство родного языка, донести их до ребёнка сызмальства.
В действительности же во многих дагестанских семьях домочадцы привыкли общаться между собой только на русском. И что тревожит лично меня (наверное и всех неравнодушных людей), это то, что зачастую они не желают, чтобы их чадо в школе обучалось родному языку. Такой безответственный подход приводит к отказу молодых людей от родных духовных корней. Без знания родного языка невозможно нормально усвоить культуру, читать периодическую печать и другие издания на родных языках. Кстати, национальные СМИ начали испытывать трудности в кадрах – журналистах и в организации подписки, поскольку представителей старшей возрастной группы, которые пользуются родным языком, становится все меньше и меньше.
Нельзя забывать о том, что, отказываясь от изучения родного языка или заменяя его на неродной, вы предаете свою историю и отрекаетесь от своих корней. Это должны помнить все – чиновники, от которых зависит многое в решении вопроса поддержки родных языков, избранников народа, кто разрабатывает проекты закона относительно языков и т.д. Тот, кто вводит ограничения на изучение родного языка, становится ответственным за его будущее. Если умрёт язык – умрёт незаметно и народ. И попытки реанимировать ничего не дадут. Будет поздно! И господдержки тоже не будет.
По-моему, наступила пора нашим народным избранникам совместно с Министерством образования и науки разработать дорожную карту изучения национальных языков народов Дагестана. У Минобрнауки должна быть специальная программа подготовки учительских кадров для изучения национальных языков и обучения на них.
Ведь уровень развития родного языка – это показатель духовности народа. Отберёте у народа всё – он может все это постепенно создать, а отберёте язык – и он никогда уже не восстановит его. Примеров, подтверждающих эту истину, в мире много. Нам надо учиться на ошибках других, чтобы потом не сожалеть и не дожить до тех дней, когда создадут Красную книгу малочисленных народов…
Абдулла ЗАЛИМХАНОВ