Московский историк Александр Кибовский идентифицировал в портрете кисти художника кн. Григория Гагарина штабс-ротмистра лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона князя Хасая Уцмиева.
Александр Кибовский, глава столичного департамента культуры, член Российской академии художеств, кандидат исторических наук, выпустил в издательстве Фонда «Русские Витязи» роскошно иллюстрированную книгу альбомного формата «500 неизвестных». Но уникальность книги не только и не столько в иллюстрациях. За ней стоит кропотливая исследовательская работа по экспертизе произведений русской портретной живописи — историко-предметному методу атрибуции. В основе этого метода, научно обоснованного автором в 2000 году, лежит анализ художественного изображения с помощью знаний об униформе, наградах и геральдике Российской империи в совокупности с генеалогическими, биографическими и историческими данными.
За четверть века практической работы А. Кибовскому удалось определить и вернуть утраченные имена множеству «портретов неизвестных» в музеях и частных коллекциях. 500 из них представлены в этой книге. Среди 500 и портретные рисунки кумыкского штабс-ротмистра лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона, исполненные кистью кн. Г. Гагариным в начале 1840-х годов. Кстати сказать, им тогда же были выполнены портреты Абу-Муселим Хана Тарковского и его супруги, а также портретный рисунок княжны Баба-бике Мехтулинской.
В знаменитом альбоме портретных рисунков кн. Г. Гагарина, изданном во Франции в Париже в 1844 году, были опубликованы два портрета со следующими сопроводительными комментариями: «Портрет молодого офицера» и «Портрет обер-офицера штабс-ротмистра лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона». На обоих портретах изображен штабс-ротмистр лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона кн. Хасай Уцмиев. На груди ордена Св. Владимира IV ст. с бантом (награжден 12.04.1834), Св. Анны III ст. (16.11.1837) и Св. Станислава III ст. (12.12.1836).
Кумыкский князь Х. М. Уцмиев (1811-1867), прославленный выпускник Сен-Сирского военного колледжа в Париже, где учился и будущий Наполеон Бонапарт, впоследствии дослужился до звания генерала, отличился во многих боевых операциях на Кавказе, в бытность поручиком «в награду за храбрость и мужество, оказанные в деле против горцев 11 июля 1840 г. при реке Валерик» награжден Золотой саблей с надписью «За храбрость» (17 марта 1841 г.). А в конце жизни кн. Х. Уцмиев, воспитанный, как и многие русские офицеры той эпохи, в традициях европейского и кавказского свободолюбия, вступил в открытый и непримиримый конфликт с царскими властями в защиту прав своего народа и против колониальной политики Российской империи на Кавказе.
Возвращаясь к затронутой здесь теме, заметим, что указанные здесь портреты кн. Х. Уцмиева, принадлежащие кисти кн. Г. Гагарина и атрибутированные А. Кибовским, вошли и в сборник «Русские портреты XVIII – начала XIX вв.: материалы по иконографии» (Москва: Аватар, 2015).
Приятно сознавать, что А. Кибовский в работе над атрибуцией указанных портретных рисунков пользовался и моими работами, посвященными жизни и деятельности генерала Хасая Уцмиева. А обратила мое внимание в своем письме на атрибуции В.А. Кадочникова, главный специалист Русского музея, занимающаяся творчеством художника Григория Гагарина (1810-1893), за что ей искренне признателен. По секрету могу сказать, что нашей коллегой совсем скоро будет опубликована работа, раскрывающая тайну еще одной тифлисской фотографии Х. Уцмиева .