70 лет назад, осенью 1949 года, скончался Герой Советского Союза Юсуп Акаев. Ему тогда едва минуло 27 лет. Тяжело больной майор морской авиации по путевке поездом добирался в один из крымских санаториев, в небе которого он когда-то совершил свой первый боевой вылет. На второй день пути, уже подъезжая к Ростову, его состояние резко ухудшилось. Рядом не оказалось никого, кто мог бы оказать помощь. Бригаде врачей, срочно вызванных на перрон городского вокзала, оставалось лишь констатировать смерть молодого Героя.
Удивительная, легендарная судьба. В 18 лет ушел добровольцем на фронт. После окончания летного училища за неполные два года воздушных сражений стал кавалером шести боевых орденов, Героем Советского Союза. За годы Великой Отечественной войны Ю. Акаев уничтожил 7 вражеских транспортов водоизмещением 27 тысяч тонн, 7 быстроходных десантных барж, 11 сторожевых и торпедных катеров, танкер, канонерскую лодку, 5 тральщиков и других плавсредств противника. На его счету большое количество уничтоженных танков, батарей зенитной артиллерии, железнодорожных вагонов, более 100 машин. Кроме того, им сбито в бою 4 вражеских самолета.
Прослужив всего год в 47-м штурмовом авиационном полку, на имя отца Юсупа пришло письмо от командира части, дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна. Оно небольшое, поэтому процитируем его целиком: «Здравствуйте уважаемый Абдулабек Гусейнович! Дорогие родители сына Юсупа Акаева, гордости дагестанского народа, гордости нашей части, разрешите передать вам от имени всего коллектива нашей части искреннюю благодарность за то, что воспитали прекрасного воина, являющегося грозой немецких банд. Он хороший товарищ, отличный командир. Мы все гордимся им и выражаем великую благодарность матери и отцу. Мы представили его к присвоению звания Героя. Дорогие, желаем вам здоровья и долгих лет жизни».
Когда письмо из далекого Крыма, да по военным дорогам наконец-то добралось до Буйнакска, Юсуп Акаев как раз находился на побывке дома. Командование за образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество предоставило ему отпуск. Дома его не ждали и от неожиданности почти лишились дара речи. Отец, мать, сестры смотрели на Юсупа и не могли поверить своим глазам. Особенно ярким праздником, немыслимым счастьем приезд сына стал для матери. Приезд Юсупа всколыхнул жизнь небольшого городка. Высокий, стройный, увешанный орденами, в красивой форме морского летчика, он, бывало, пройдет по городу мальчишки за ним гурьбой, Девушки, смущенно улыбаясь, смотрели ему вслед. Матери, пославшие на фронт сыновей, останавливались, смахивая слезу.
Заира Хизроева, супруга Юсупа Акаева, в с своей книге «Исполненный долг» вспоминает курьезный случай. Многие матери, так же, как и мать Юсупа Айша, не имели понятия, где именно воюют их сыновья, они знали лишь одно слово «фронт». Раз фронт, значит, они все вместе, рядом и друг друга знают. Как-то Айша услышала, что за городом на поле сел самолет. Ни минуты не сомневаясь в том, что летчики знают Юсупа, она помчалась к месту посадки. Когда добралась, видит толпу, обступившую самолет со всех сторон. Это был учебный У-2. Маленькая, худенькая Айша, проталкиваясь сквозь толпу, все повторяла: «Это от сына прилетели». Люди расступались перед ней. Наконец она протиснулась вперед, увидела большую белую птицу и бросилась с вопросом к пилотам: «Сыночки, дорогие, ну как там Юсуп? Жив-здоров? Что велел передать матери?». Летчики хотели ответить, что не знают Юсупа, не были на фронте и от наивности задаваемых вопросов готовы были рассмеяться. Но увидели ясные, добрые глаза и взгляд матери и не смогли сказать правду. Чуть помолчав, с доброй улыбкой сказали, что привет передает Юсуп, жив и здоров и беспощадно громит врага. Айша вернулась домой, вся задыхаясь от счастья, торопясь поделиться с радостью со всеми близкими.
Окрыленный встречей с родными, преисполненный чувства ненависти к врагу Юсуп Акаев, вернувшись в часть, вновь садится за штурвал своего боевого Ил-2 под неизменным номером 21 и вновь с удвоенной энергией громит фашистов. Фронтовые газеты того времени пестрили заголовками типа: «Учитесь бить врага у Акаева». О геройских подвигах молодого капитана писали и в «Правде», и в «Известиях».
Один из однополчан Акаева, Владимир Марков, спустя много лет после войны, в своих мемуарах так отзывался о своем боевом товарище:« Он летал мастерски, можно сказать, с шиком. Не раз, будучи в воздухе крылом к крылу, я невольно любовался им. Порой он казался мне сказочным героем и не столько из-за своей высокой, статной фигуры, сколько из-за умения вести бой, никогда не изменяя присущим ему спокойствию, уверенности, способности с учетом конкретной обстановки молниеносно принимать наиболее правильные решения, из-за его ювелирной боевой работы.».
Многие в полку называли Акаева «везунчиком». Но, как говорил сам молодой герой, – победа дело не случая и удачи, а умения и мастерства. Многие лётчики рвались попасть именно в его эскадрилью. Знали, командир никогда и ни при каких обстоятельствах не оставит в беде. Что он из боев возвращается без потерь. Акаев знал, что у командира на войне одна привилегия – идти в бой первым, быть там, где опаснее всего, где чаще свистят пули и рвутся снаряды. Газета «Красный флот» в сентябре 1944 года рассказала о случае, как командир эскадрильи капитан Акаев выручил своих боевых товарищей. В воздущном бою один из наших Илов получив пробоины, был вынужден приземлиться на дороге, занятой противником. Командир Акаев тут же дает приказ остальным экипажам прикрыть его и сажает самолет недалеко от подбитого Ил-2. Летчики Николаев и Осокин быстро запрыгивают в самолет командира, и Ил взмывает в небо. Остается только удивляться, как в кабине стрелка поместились еще два человека.
На другой день штаб ВМф СССР сообщал о другом, совершенно невероятном случае с участием капитана Акаева. Группа советских штурмовиков была атакована двумя немецкими истребителями. Под прицел вражеских пулеметов попал самолет молодого летчика Михайловского. Командир эскадрильи Акаев, оценив ситуацию, неожиданно атаковал один из мессершмитов и метким огнем отправил вражеский самолет на дно моря. Такая же участь постигла и другой немецкий истребитель. Вероятно, не каждый знает, что сам штурмовик самолет Ил-2 не предназначен для ведения атакующего воздушного боя. Его задача – сбросить бомбы на цель и уйти. Они тяжелее истребителей и летают на малых высотах Выиграть воздушный бой штурмовику при столкновении с истребителем почти нереально. Но это удалось капитану Акаеву.
Юсуп Акаев – один из первых советских асов, применивших тактику бомбометания на сверхмалых высотах. Летчик вел самолет на вражеский корабль, в доле секунды находясь на расстоянии 20-30 метров, выбрасывал боезапас, а затем поднимал машину в небо. За рискованные приемы высшего пилотажа, которые в случае неудачи могли обернуться гибелью экипажа, Акаева называли дагестанским Талалихиным.
После войны прославленный летчик служил на Балтике. Но в сентябре 1948 гола из-за слабого здоровья его комиссовали. Сказались ранения и события холодного ноября 1943 года. Тогда самолет Акаева попал под перекрестный огонь немецких зениток. Летчик пытался дотянуть изрешеченный снарядами самолет до своего аэродрома, но, когда Ил стал стремительно терять высоту, был вынужден посадить его на воду. Более пяти часов он и его стрелок находились в штормящих водах Черного моря, пока их не подобрал советский катер.
Майор Акаев решил вернуться на малую родину, где, оказалось, не все были рады его возвращению. Местные партийные чиновники стали искать изъяны в его биографии. Напомнили ему, что он в свой анкете не указал, что в 1933 году его отец привлекался к суду. Хотя следователи, не найдя поводов для дальнейшего уголовного преследования, были вынуждены выпустить его на свободу. Такие же претензии стали предъявлять к супруге Героя Заире Хизроевой, чья мать Разият была родом из знатного бийского рода Даитбековых. Когда речь зашла о трудоустройстве Юсупа Акаева, ему предложили должность заместителя председателя Дагпотребсоюза в Махачкале. Обещали выделить благоустроенную квартиру. Но проходили месяцы, а молодая семья с двумя детьми продолжала ютиться в крохотной комнатушке без всяких удобств. Юсупу необходима была срочная квалифицированная медицинская помощь. Он через местные органы власти безуспешно пытался получить путевку в санаторий. Пришлось обратиться к другу Георгию Кузнецову, с которым он вместе учился в летном училище, а потом и вместе воевал. Герой Советского Союза Кузнецов в последующем, будучи в звании генерал-полковника, возглавит морскую авиацию Вооруженных сил СССР. Путевку выделили, но наш Герой до санатория так и не доехал. Туда он отправился 17 ноября 1949 года, а 19 ноября его не стало. Мать, узнав о смерти сына, сломленная горем, переживет его всего на один день..
Закончить статью о нашем выдающемся летчике я хочу строками из письма его однополчанина, который совсем в юном возрасте попал в эскадрилью знаменитого дагестанского воздушного аса: «Здравствуйте, мой дорогой командир! С приветом к вам бывший воспитанник вверенной вам эскадрильи старший сержант Пугач. Трудно было мне расставаться с эскадрильей, со слезами на глазах я ее покинул. Ибо эскадрилья для меня стала настоящей семьей, а вы, ее командир, вторым отцом. Я всегда вспоминаю вашу особую «акаевскую» тактику не останавливаться ни перед какими трудностями во имя нашей Родины. Ваши подвиги во время войны вдохновляют меня на труд во имя Отчизны. Заверяю вас, Юсуп Абдулабекович, приложу все силы, чтобы работать и учиться, как вы нас учили. Ваш портрет, который находится у меня в кармане, буду хранить до тех пор, пока жив, а ваш образ вечно стоит перед моими глазами. Я горжусь вами! И где бы речь ни заходила о командирах, всегда вспоминаю вас, справедливого и достойного командира».