Так утверждает наш сородич, уроженец селения Алходжакент Каякентского района Байрам Абдусаламович Османов. Хотя ещё со школьной скамьи мы помним, что «все работы хороши, выбирай на вкус». Впрочем, судя по трудовым достижениям Байрама Абдусаламовича, может быть, он и прав. Строительство мостов, соединение двух берегов во все времена считалось делом богоугодным, ну, а те, кто претворял мечту людей в реальность, почитались как величайшие мастера-кудесники. Мост это не просто сооружение для переправы. Все мосты уникальны в своем роде, и некоторые становятся памятниками архитектуры, увековечивая имена их создателей.
Наш земляк – конструктор и автор самых сложных, красивых и длинных мостов в России и ближнем зарубежье. Чего только стоят «Красный дракон» через Обь или же винтовой арочный мост через Иртыш в Казахстане.
Но самым большим успехом и вкладом в мосто-строительство Байрам Османов считает воздвижение Крымского моста, соединяющего Керченский и Таманский полуострова. Его общая протяженность 19 километров. Надо сказать, что в России прежде никогда не строили таких длинных мостов.
В 2020 году за огромный вклад в строительство моста Указом Президента России главный инженер ОАО «Мостострой-29» Байрам Абдусаламович Османов был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Он родился в большой, дружной семье рабочих местного совхоза, где, кроме него, воспитывалось ещё 8 детей. С малых лет ему прививали ответственность и прилежность в учебе. После школы, успешно сдав вступительные экзамены, поступил в Днепропетровский инженерно-строительный институт. С 4-го курса перевелся в Дагестанский государственный технический университет на факультет промышленного и гражданского строительства. Здесь Байрам считался одним из самых лучших студентов, свидетельством тому красный диплом, полученный им после окончания вуза.
Это были тяжелые 1990-е годы, когда всё катилось в тартарары и найти хоть какуюто приличную работу практически не было возможности, а у него уже была семья и трое детей. Можно было, конечно, как и многие его ровесники того времени, податься в нелегальный бизнес, но он решил ехать на север, где мог найти достойное применение своим знаниям.
В 1997 году Байрам Османов устроился на работу в строительную компанию в Сургуте (Ханты-Мансийский округ Югра).
– Я начинал работать прорабом на сооружении десятой опоры сургутского моста. Мы собирали металлические конструкции на стапеле на правом берегу Оби, – вспоминает Османов. – Для меня работа на строительстве вантового моста фактически определила судьбу. Я понял, нет на свете профессии лучше, чем строить мосты.
Второе высшее образование он получил в 2010 году в Саратовском государственном техническом университете по специальности инженер путей сообщения, который так же окончил с отличием. А потом были стройки, одна грандиозней другой.
Он доказал своим примером, что дагестанец может быть не только хамоватым и малограмотным. Сумел сломать стереотипы и идти с гордо поднятой головой, возвышая имя родного края. Байрам Абдусаламович – пример стойкого и трудолюбивого человека, умелого руководителя, талантливого инженера, примерного семьянина и просто патриота своей Отчизны.
Ему сейчас всего 56 лет. Уверены, что еще немало проектов будет им возглавлено и реализовано в жизнь. В его умелых руках из тысяч тонн арматуры возникают дивные мосты – как символ дагестанской стойкости, умелости и любви к своей Родине.
Алав Алиев.