Пятница, 25.05.2018г. - "ЁЛДАШ".
В качестве приоритетной задачи в современной системе высшего образования выступает повышение качества образования. Для решения этой задачи должны быть созданы объективная и прозрачная модель анализа достижений студентов и контроль качества. В результатах независимой оценки качества образования заинтересованы в первую очередь обучающиеся и их родители для выявления текущего и итогового уровня освоения образовательных программ, для оценки возможностей продолжения обучения, в т.ч. в магистратуре. В этих результатах также заинтересовано и государство – в экономической эффективности использования ресурсов, вкладываемых в подготовку бакалавров, в формировании конкурентной среды в рамках единого образовательного пространства. Интерес образовательных организаций высшего образования связан с повышением собственной конкурентоспособности, с выработкой адекватной стратегии развития, с возможностью сравнить себя с другими вузами, в т.ч. зарубежными. Заинтересованы и работодатели в получении подготовленных выпускников для последующего решения собственных производственных задач.
В Республике Дагестан сделаны первые шаги в независимой оценке качества высшего образования: второй год подряд студенты выпускных курсов Дагестанского государственного университета народного хозяйства (ДГУНХ) участвуют в инновационном проекте НИИ мониторинга качества образования – Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата. Этот экзамен востребован вузами и студентами как современный и пока единственный инструмент массовой и оперативной оценки образовательных достижений выпускников на соответствие требованиям федеральных образовательных стандартов. Главными принципами бакалаврского экзамена являются добровольность участия студентов, конфиденциальность индивидуальных результатов выпускника, независимость оценки от органов управления и контроля в сфере образования, от вузов, возможность признания именных сертификатов вузами и работодателями. Выпускник получает именной сертификат федерального бакалаврского экзамена, который дает преимущество при государственной итоговой аттестации в вузе, при поступлении в магистратуру, при трудоустройстве как подтверждение качества подготовки выпускника.
Решением НИИ мониторинга качества образования России ДГУНХ определен единственной базовой площадкой для проведения бакалаврского экзамена в Республике Дагестан, где испытания проходят и вузы СКФО. На базовой площадке ДГУНХ обеспечено соблюдение всех технических и организационных требований, например, четкая организация видеотрансляции экзамена в сети Интернет, имеется достаточное количество рабочих мест, квалифицированный персонал, способный обеспечить соблюдение регламента проведения экзамена, предоставление студентам других вузов возможности участвовать в данном процессе. В этом году ее возможностями воспользовались студенты Чеченского государственного педагогического университета, которые сдавали федеральный бакалаврский экзамен по направлению «Педагогическое образование».
Ежегодно более 200 студентов-выпускников ДГУНХ, обучающихся по направлениям «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Юриспруденция», «Строительство» сдают бакалаврский экзамен и получают именные сертификаты золотого, серебряного и бронзового достоинства. Вот что говорят про бакалаврский экзамен некоторые его участники, студенты ДГУНХ.
Каковы же перспективы использования результатов независимой оценки качества образования? Во-первых, появится материал для доработки и уточнения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; во-вторых, появится возможность составления развернутых компетентностных профилей выпускников по требованию работодателей, которые смогут «запрограммировать» результаты обучения; в-третьих, становится возможным проведение самооценки выпускником его готовности к решению задач будущей профессиональной деятельности, самооценки достаточности имеющихся знаний, умений и профессиональных навыков; в-четвертых, каждый выпускник сможет определить свою индивидуальную стратегию и наметить планы дальнейшего профессионального роста; в-пятых, вузы смогут провести развернутую оценку качества образования, разработать рекомендации по управлению качеством на основании рейтинга, перспективных прогнозных планов развития; в-шестых, можно сформировать базу данных о качестве подготовки выпускников в вузах при проведении аккредитационных и рейтинговых процедур; в-седьмых, можно создать единую базу выпускников с итогами независимой оценки знаний, что поможет решению проблемы объективного выбора работодателем сотрудников на рынке труда по принципу «конкуренции компетенций», а не «конкуренции связей».
Таким образом, можно сделать вывод, что независимая оценка качества образования позволит восстановить социальную справедливость, создать ситуации равенства стартовых возможностей для выпускников бакалавриата при поступлении на работу и в магистратуру, позволит повысить статус диплома бакалавра, организовать допуск к профессии только подготовленных людей.
Абдулмуслимова Жамиля, студентка 4 курса юридического факультета, обладательница золотого сертификата:
«Бакалаврский экзамен – это своего рода ЕГЭ для студентов. Необходимо пройти за короткое время весь учебный материал, который нужно было учить за все четыре года учебы. Подготовка к этому экзамену проходила с использованием интернет-тренажеров и дополнительных занятий, которые проводились нашими преподавателями. Также хорошо помогли учебные пособия, размещенные на официальном сайте университета. В основном большое умственное напряжение потребовали тесты, а кейс-задания, как оказалось, были не настолько сложными, главное – знать нормативную базу и уметь ее применять. Хочу поблагодарить руководство университета за возможность выяснить, каковы мои знания и способности».
Шамсудинова Аида Тимуровна, студентка 4 курса факультета информационных технологий и управления, направление подготовки «Торговое дело», обладательница золотого сертификата:
«Вначале хотелось бы отметить высокий уровень организации проведения интернет-экзамена у нас в ДГУНХ, который обеспечил нам возможность попробовать силы и пройти независимую оценку качества подготовки. Вопросы на экзамене были разной степени сложности. Некоторые вопросы были очень сложно сформулированы, хотя, когда вникаешь в суть, понимаешь, что вопрос несложный. Также я столкнулась с непростым кейс-заданием, выполнение которого требовало владения определенными практическими навыками и профессиональными компетенциями. Безусловно, справиться с заданиями мне очень помогли знания, полученные в процессе обучения в ДГУНХ. Для меня результат был ожидаемым, т.к. я готовилась к этому экзамену очень тщательно. Я рекомендую всем будущим выпускникам принять участие в сдаче бакалаврского экзамена, ведь это дополнительная возможность проверить себя и свои знания, понять, насколько ваш уровень соответствует уровню выпускников других вузов России».
Гусейнова Мильянат, студентка 4 курса факультета «Бухучет и аудит», обладательница серебряного сертификата: «Сдать успешно федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата мне удалось благодаря ежегодной подготовке к предметным олимпиадам различного уровня по экономическим дисциплинам и благодаря участию в научных конференциях.
Для сдачи экзамена руководство ДГУНХ предоставило нам возможность подготовиться к нему в интернет-системе «Тренажер ФИЭБ» по демоверсиям заданий. Сдав экзамен, я смогла сравнить свой уровень знаний с уровнем знаний других студентов по всей стране и могу смело сказать, что мы нисколько не уступаем своим сверстникам из других вузов страны и можем быть конкурентоспособными на современном рынке труда. Считаю, что мой успех зависел от моих усилий и стараний наших преподавателей, и я надеюсь, что смогла оправдать их ожидания. Многое зависит от системы обучения, она в ДГУНХ высокая».
Гамидова Салимат, студентка 4 курса финансово-экономического факультета, обладательница серебряного сертификата: «Я думаю, что главное достоинство участия в бакалаврском экзамене – это возможность объективной и независимой оценки своих знаний. Привлекает то, что к экзамену можно подготовиться самостоятельно и заранее, получив по логину и паролю доступ к тренажерам на портале i-exam.ru.
В целом, могу сказать, что подготовиться к этому экзамену не так легко, нужно усердно заниматься и потратить немало времени. Но проведенная работа помогает студентам вспомнить и систематизировать знания, полученные за весь период обучения в университете. Я благодарна своему университету за то, что он предоставил нам такую возможность. Независимая оценка знаний выпускников – одно из очередных новшеств, которые систематически внедряются в образовательный процесс ДГУНХ. Надеюсь, что наличие серебряного сертификата поможет мне при поступлении в магистратуру и на работу. Самое приятное для меня – осознавать, что мои знания выше, чем у студентов других вузов, а ДГУНХ применяет самые новые, современные технологии обучения».
Агаева Карина Тельмановна, студентка юридического факультета, обладательница серебряного сертификата: «Я очень волновалась перед бакалаврским экзаменом, так как хотелось не только показать свои знания в области юриспруденции, которую я очень люблю, но и получить хороший результат, получить сертификат, который я предоставлю как индивидуальное достижение при поступлении в магистратуру. Для подготовки к экзамену использовались тренажеры на портале i-exam.ru, т.е. мы уже имели представление об интерфейсе, тематике и постановке вопросов. Экзамен был организован хорошо. Вопросы были разной степени сложности, были кейс-задания, которые действительно способствовали проверке освоенности нами профессиональных компетенций и навыков. Мне понравилось, что экзамен был практикоориентированным. В целом я довольна своим результатом и очень благодарна ДГУНХ за внедрение этой современной системы оценки качества образования».
Нурзият Казаватова, проректор по учебной работе ДГУНХ, д.э.н., профессор