Фльклор – его стихия


Абдулаким Магомедович Аджиев… Удивительно скромный и деликатный, обстоятельный и неторопливый, благожелательный и добросердечный, с острым чувством юмора и потрясающей филологической эрудицией человек, знакомство с которым – это подарок судьбы. Мне же по­счастливилось не только встретить на своем жизненном пути этого замечательного человека, но и подружиться с ним.


 


Запомнилась первая встреча, состоявшаяся в июне 1984 года, когда я, выпускник филологического факультета Да­гестанского государственного педагогического института, сдавал государственные экзамены. Председателем экзамена­ционной комиссии был профессор A.M. Аджиев, который поддержал рекомендацию вуза о поступлении в аспирантуру. В том же году я поступил в аспирантуру Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы (с
1991 г. – Институт язы­ка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН), где у меня появилась возможность ча­сто общаться с Абдулакимом Магомедовичем. Замечу, что ни известность, ни большой авторитет ученого, ни его должностной статус заведующего отделом фольклора ни­когда не были препятствием для аспирантов и молодых уче­ных в общении с ним. Более того, Абдулаким Магомедович был замечательным наставником, чьи объективные суж­дения, важные рекомендации, полезные советы по поводу наших исследовательских начинаний высказывались в тоне доброжелательном и доверительном, заинтересованном и уважительном. Для начинающего исследователя очень важно мнение старшего коллеги, в этом смысле рассчитывать на поддержку Абдулакима Магомедовича можно, не сомневаясь.



Он всегда находил возможность тщательно прочесть рукопись и дать соответствующую оценку. Думаю, что это утверждение поддержат все, кто когда-либо обращался к Абдулакиму Магомедовичу за помощью. Я очень признателен ему за все.



Человек, увлеченный научным поиском, он очень интересный собеседник. Нельзя не отдать должное и его грамотности и мастерству рассказчика.



Широта профессионального кругозора, диапазон научных интересов, завидный талант исследователя позволили Абдулакиму Магомедовичу подарить дагестанской фольклористике серию фундаментальных трудов. Признанный в России   специалист   в   области   фольклористики,   профессор A.M. Аджиев также активно работает в литературоведении и языкознании. Научный актив ученого в виде монографий, тематика которых отражает актуальные проблемы фольклористики, вызывает чувство восхищения. Убедительность выводов и обобщений ученого, вне сомнений, достигается во многом благодаря тому, что исследования строятся на обширнейшем полевом материале, собранном во время экспедиций. Абдулаким Магомедович Аджиев — талантливый ученый-фольклорист, известный не только в Дагестане, на Северном Кавказе, но и в многонациональной России. О блестящих научных достижениях A.M. Аджиева свидетельствует тот факт, что его многочисленные монографии получили признание как в России, так и за рубежом, он заслуженный деятель науки РФ и РД, лауреат Государственной премии РД в области науки.



Абдулаким Магомедович Аджиев, выходец из селения Ботаюрт Хасавюртовского района, начинавший свою трудовую деятельность школьным библиотекарем, стал крупным дагестанским ученым, ведущим специалистом в области фольклористики. Он сыграл важную роль в продолжении и развитии на современном уровне традиций дагестановеде-ния и тюркологии. Он один из инициаторов создания отдела фольклора в ИЯЛИ и руководил им около четверти века.



На труды A.M. Аджиева ссылаются во многих новейших работах по дагестанскому фольклору, а также в ряде исследований по устно-поэтическому творчеству народов Северного Кавказа и др.



Абдулаким Аджиев более полувека собирает по крупицам и изучает устное народное творчество кумыкского народа. Анализ кумыкских народных песен A.M. Аджиев проводит в сравнении с аналогичными произведениями других народов, что позволяет ярче выявить этноспецифические особенности фольклорного наследия кумыков. Его книги (их более 30) полны глубоких мыслей и выводов, и, что самое важное, подлинных открытий.



Прежде всего хочу отметить коллективную монографию «Традиционный фольклор народов Дагестана», изданную в Москве в издательстве «Наука» и удостоенную Государственной премии РД в области науки (1995). Важно подчеркнуть, что в этом издании дагестанский фольклор проанализирован как наследие, обладающее не только спецификой каждого народа Дагестана, но и представляющее собой единое целое, «единство в многообразии».



Данное «единство в многообразии» полноценно и объек­тивно можно осветить лишь при комплексном анализе. Очевидно, осознавая это, A.M. Аджиев организовал выпуск серии сборников статей с привлечением историков, этнографов, языковедов и искусствоведов.



Сложилось так, что в школьные годы семья Абдулакима Магомедовича Аджиева жила в селах со смешанным этническим составом населения и родные языки не преподавались. Но родители Абдулакима Магомедовича, по-видимому, с раннего детства прививали Абдулакиму любовь к родному языку: он самостоятельно усвоил основы грамматики кумыкского языка, поступил на русско-дагестанское отделение филологического факультета ДГУ, учился только на отлично, и ныне профессор A.M. Аджиев считается одним из лучших знатоков кумыкского языка.



Особо следует отметить широкомасштабную и долгосрочную работу отдела фольклора по подготовке и изданию 20-томного «Свода памятников фольклора народов Дагестана». Это издание уникальное, новаторское: в науке нет опыта создания свода произведений фольклора около 10 народов как «единства в многообразии», причем на языках оригиналов и в подстрочном переводе на русский язык, с их научным комментированием, что осуществлено в дагестанском «Своде памятников фольклора народов Дагестана».



Ныне изданы 6 томов в Москве в издательстве «Наука». Идет работа по подготовке очередных томов. Отметим также, что по проекту A.M. Аджиева начата работа по подготовке аналогичного свода фольклора народов Северного Кавказа с привлечением специалистов СКФО.



Человек вдумчивый и обстоятельный, он не упускал из виду весь комплекс задач при работе над «Сводами памятников фольклора народов Дагестана»: продумывал композицию, содержание иллюстраций, оформление томов и т. д.



На страницах своих книг автор показывает тесную взаимосвязь народного творчества с историей нашего края, а ведь фольклор не менее ценный источник информации о прошлом, нежели письменные документы. Зачастую именно фольклор наиболее объективно отражает восприятие массовым сознанием тех или иных перемен в жизни общества и личностей, олицетворявших эти перемены. По сути, фольклор — это археология народной памяти.



В любой области человеческой деятельности, а в науке особенно, важна инициативность. Четверть века возглавляя отдел фольклора, A.M. Аджиев был организатором многих инициативных проектов.



Как известно, Дагестан теснейшими узами связан с Северным Кавказом, поэтому естественно, что A.M. Аджиев инициировал составление и пуб­ликацию серии тематических сборников статей по фольклору народов региона с участием видных специалистов из Грозного, Нальчика, Владикавказа и др. В отделе также выполнялись работы по дагестанско-грузинским и дагестанско-азербайджанским фольклорным взаимосвязям.



Были изданы национальные очерки по фольклору аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев и лезгин, готовятся к публикации очерки по устно-поэтическому творчеству малочисленных народов Южного Дагестана: агулов, рутулов и цахуров.



A.M. Аджиев является основателем направления сравнительно-исторического и типологического исследования тюркско-кавказских фольклорных взаимосвязей в Дагестане. В разработке этой широкомасштабной проблемы помимо него самого участвуют его ученики – аспиранты, кандидаты и доктора наук.



A.M. Аджиев проводит большую работу по сотрудничеству работников академических учреждений (ДНЦ) со специалистами вузов и Министерства образования и науки РД: им изданы учебники-хрестоматии, пособия; около 30 лет он был председателем ГАК на различных факультетах ДГПУ и ДГУ; является членом диссертационных советов в ИЯЛИ, ДГПУ и ДГУ, а также профессором кафедры литературы ДГПУ.



Плодотворной, как и на любом поприще его деятельности, оказалась работа Абдулакима Магомедовича с аспирантами и докторантами. Именно человеколюбием объясняется, на мой взгляд, результат его наставнической деятельности. Под его научным руководством выполнены и успешно защищены десятки диссертаций, в том числе две докторские (соискатели из Северной Осетии и Калмыкии). Заслуга Абдулакима Магомедовича Аджиева в данном случае состоит не только в том, что им заложены исследовательские навыки, отточены профессиональные умения, что, безусловно, уже составляет завидный багаж его аспирантов. Но не менее важно и то, что обретается в плане морально-нравственном. В этом смысле показательны и поучительны для молодых исследователей личностные качества ученого. Душевная щедрость, доброта и ответственность характеризуют его как научного руководителя.



Как специалист по фольклористике и фольклорным взаимосвязям, А.М. Аджиев выступал с научными докладами в Москве, Риге, Анкаре, Ташкенте, Ашхабаде, Фрунзе, Якутске, Элисте, Уфе, Тбилиси, Нальчике, Карачаевске, Владикавказе, Кишиневе, Грозном и др.



Большое внимание уделяет A.M. Аджиев и развитию международных связей нашего института. Он принимал участие в работе многих международных и всероссийских научных конференций, конгрессов, симпозиумов. Изданная им антология кумыкской литературы и фольклора на кумыкском и турецком языках является первым в таких масштабах существенным вкладом в развитие дагестанско-турецких, шире – российско-турецких культурных взаимосвязей [1, с. 482-483].



Абдулаким Аджиев — личность широких интересов. Углубленную работу на ниве науки он сочетает с литературным творчеством. Он проявил себя и как драматург: на сцене Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова поставлены два спектакля по его пьесам. Им опубликованы сборник рассказов и сказка для детей. В переводах A.M. Аджиева на сцене Кумыкского государственного музыкально-драматического театра также осуществлены постановки спектаклей «Коварство и любовь» по пьесе Шиллера, «Торроский злодей» А. Несина, «Три матери» Т. Миннуллина и др., им переведены на русский язык и опубликованы отдельной книгой образцы народной поэзии кумыков и др.



Известно, что деятельность ученого примечательна не только научными трудами, но и обаянием его человеческой натуры. В отношении Абдулакима Магомедовича Аджиева это особенно показательно. Он олицетворяет лучшие каче­ства ученого. Пример самоотверженного служения науке действен, и в этом особая значимость и ценность личности A.M. Аджиева.



 

Магомед МАГОМЕДОВ,

профессор, доктор филологических наук