БРАГУНСКИЕ КУМЫКИ ПОЧИТАЮТ СВОИХ ПРЕДКОВ


05.07.2017. Представители мусульманской общины с. Брагуны Гудермесского района Чечни поклонились могилам своих ханов. Мавзолей их ныне находится на территории Ингушетии и охраняется государством. Как известно, борганы (бораган) еще с раннего средневековья обитали в области Боргустан, занимавшей юг Ставропольского края и равнины и предгорья современных Осетии, Чечни и Ингушетии вдоль Терека и его притоков. Были они расселены и на территории нынешнего Дагестана от Эндирея до Бойнака (здесь находилась столица гуннов «великолепный Варачан», по-другому – Бурджан/Борган). Борганы сражались с тимуровскими войсками долго и отчаянно, пядь за пядью отстаивая свою исконную Родину. Они отличились и в сражении на Тереке, которое последующие историки назвали «битвой народов». Источники называют среди эмиров, а по-современному – генералов, Тохтамыша прославленного Явлу-Бия Бораганского.



Фамильный мавзолей брагунских ханов (известен как Борга-Каш), воздвигнутый сразу после ухода Тамерлана, и спустя шестьсот лет остаётся свидетельством их былого могущества в Притеречье и объектом поклонения. Именно с такой целью вчера посетили брагунские аксакалы этот для них сакральный объект. Возглавлял делегацию заместитель председателя Совета старейшин Гудермесского района Батаев Шахраний-хажи. В ее составе были имам села Муртазалиев Магьаммат-Шарип-хажи, тамаза кадирийского тариката Алпаутов Висхан-хажи, тамаза накшбандийского тариката Таштемиров Расул, бывшие главы администрации села разных лет Хубиев Агьмат-хажи, Темирсултанов Мовладин, Хубиев Ибрагим. Особую посредническую роль сыграл Хасавов Салав, который связался с ингушской стороной. Транспорт был организован главой администрации села Адильхановым Рамазаном. Также эта инициатива была горячо поддержана жителями села, особенно молодежью. И в дальнейшем такие поездки будут организованы на регулярной основе.

Алимбек АДЫКОВ


Историческая справка

МАВЗОЛЕЙ БРАГУНСКИХ ХАНОВ

(Борга-Каш)

Белокаменный мавзолей (усыпальница, склеп) брагунских ханов находится на территории Республики Ингушетия, в ее предгорной части, на берегу реки Сунжа, к северо-западу от селения Плиево, на пологом склоне холма, известного как гора Шайха (высота 652 м, отрог Сунженского хребта). В историографии название Борга/Борган идентифицируется с драгунскими кумыками, народом борганы/бороганы/брагуны /барсилы, обитавшим в этом краю с VII в. (В. Б. Виноградов; Г.-Р. Гусейнов). Арабская надпись на мавзолее сообщает, что в нем в 808 г. х. (1405/06) был похоронен князь Бек Султан, сын Худайната. По мнению академика Л. И. Лаврова, Бек Султан Худайнат был представителем «бораганской знати, пережившей опустошительное нашествие Тимура (1395–1396 гг.)».


Мавзолей по архитектуре однотипен с мавзолеями золото-ордынского типа городища Маджары на Ставрополье. Имя мастера, как гласит арабская надпись, – Гирей. Имеет вид правильной призмы,


увенчанной полушарием с металлическим шпилем. Стены и купол сложены из плотного камня желтоватого цвета, твердой породы, тщательно обтесанного; кладка с точной пригонкой. Мавзолей состоит из двух камер: надземной и подземной (погребальной). Размеры основания 4,13 х 5,56 м, высота 3,18 м. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша (ее предназначение не выяснено). Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой были увезены. По-видимому, мавзолей окружала каменная ограда, имевшая вход с восточной стороны.


Мавзолей описан многими учеными и путешественниками еще в ХVII–ХIХ вв. (Э. Челеби, И. Гюльденштедт, Ю. Клапрот, С. Броневский). Один из авторов начала XIX в. об этом святилище, пользовавшемся издревле большим пиететом среди всего мусульманского населения Северного Кавказа и обросшем многочисленными легендами и преданиями, сообщал следующее: «Около 130 верст от устья Сунжи, в нескольких верстах от северного берега ручья Назрана, впадающего в западный берег сей реки, виден на знатной и открытой вершине горы надгробный памятник шестиугольного вида, имеющий в каждом боку сажень длины и около полутора сажени вышины. Он выстроен весьма правильно по отвесу из квадратного плитняка со сводом, который покрыт муравленою черепицею. В одном боку проделан узкий вход, в другом небольшое окно. В оном лежат открыто на досках шесть нетленных тел, закутанных в одеялах и платьях разных цветов, белых, красных, желтых, бумажных и шелковых, имея головы обнаженные и безволосые… Предания о построении сего памятника, хотя возвещают глубокую древность, темны и неопределительны… Сохранившаяся надпись арабская примечательна своею простотою и краткостию: Сего дня – мне, завтра – тебе, сие писал Али-Султан» (С. Броневский).


Мавзолей освящен многочисленными преданиями и легендами. По одной, мавзолей воздвигла красавица Сув над могилой своего возлюбленного Боргана Бексултанова, имя которого и сохранилось в основе названия. Согласно другой, на этом месте находились остовы легендарных нартов, которые в течение двух тысяч лет оставались нетленными. Некоторые утверждают, что здесь хоронили тех, кто отличался праведной жизнью, по мнению других, это «окаменевшие» тела людей, случайно попавших в склеп. Известно и такое сказание: жил некогда в этих местах сеид (шейх), сподвижник Тамерлана Бурхан-хан; предчувствуя кончину, он пожелал наметить место для своей гробницы: выехал в степь на верблюде и предоставил выбор ему. Там, где верблюд остановился, и находится ныне этот мавзолей. Говорят, прежде от него исходило благоухание, напоминавшее запах спелых яблок, и он обладает чудодейственной силой. Бытовали и рассказы о хранившимся якобы под склепом кладе, в поисках которого неоднократно совершались хищнические раскопки. Окончательно мавзолей этот был разграблен в последней трети XIX в.: в 1876 г. мумифицированное тело было вывезено в Москву, а в 80-х годах владикавказские молокане, не найдя сокровищ, вылили в подземелье бочонок нефти и подожгли мавзолей (чеченское предание гласит, будто кладоискатели были истреблены градом и бурей).


Мавзолей – весьма почитаемое «святое» место северокавказского региона. В начале XIX в. паломники, вернувшись из Мекки, привезли «священный» халат из белого полотна (вариант – из белого сукна), в который завернули останки «святого» Бек-Султана. Мавзолей тщательно оберегался: по инициативе местных жителей в 10-е годы XX в. были проведены реставрационные работы (цементирование вокруг кровли, пола арки и надземной камеры; окраска внешних стен в голубоватый цвет). В засушливые годы у мавзолея совершались ритуалы прошения о ниспослании дождя. Женщины приводили сюда больных детей для исцеления. В дни мусульманских праздников к мавзолею приводили скот, предназначенный для жертвоприношения. Считалось, что в склеп входить нельзя: по поверью, страшный ветер срывает всех, кто ступит туда ногой. Некоторые же из верующих спускались для молений в подземную камеру.

Источник: Кумыкский энциклопедический словарь. Второе доп. изд. –Махачкала, 2012. С. 227–228.