О подвигах и доблести Георгиевского кавалера штабс-капитана Павла Гурдова (1882-1915)
Героя Первой мировой войны, отважного воина и талантливого военного инженера, сражавшегося в составе 1-й автомобильной роты – первого в мире броневого армейского подразделения, прообраза бронетанковых войск страны, штабс-капитана Павла Васильевича Гурдова на его родине, в Дагестане, к сожалению, мало кто знает и сегодня.
Между тем о его подвиге и героизме русских бронеавтомобилистов во главе со шатбс-капитаном Павлом Гурдовым весной 1915 г. писали журналисты во многих периодических изданиях России. В частности, газета «Новое время» 18 апреля 1915 г. в статье «Русское детище» сообщала: «… Легли под тремя машинами капитана Гурдова в течение двух часов три с половиной немецких полка у Пабианиц – узнала броневые автомобили и наша армия».
Что же мы знаем о нем, нашем земляке и об одном из первых героев войны из Порт-Петровска? Родился Павел Гурдов 17 октября 1882 г. в семье управляющего Бакинского агентства пароходного общества “Кавказ и Меркурий”, капитана 1-го ранга в отставке Василия Гурдова. Произошло это в городе Порт-Петровске (местное назв. — Анжикала) Дагестанской области. Учился в Бакинской классической гимназии и Бакинском реальном училище.
Становление и служба офицера Павла Гурдова
В сентябре 1902 года поступил в Николаевское инженерное училище. В 1903 году произведен в училищные унтер-офицеры, а в 1904 году — в младшие портупей-юнкера.
Павел окончил инженерное училище по первому разряду, т.е. с отличием, и 22 апреля 1905 года Высочайшим приказом произведен в подпоручики с назначением на службу в Свеаборгскую крепостную минную роту (ныне – на территории Финляндии).
Эмблема первого в мире броневого армейского подразделения Российской императорской армии
В 1906 г. Гурдов был зачислен в состав офицерской электротехнической школы, в которой способных к технике офицеров знакомили с открытиями и изобретениями по электротехнике, минному, подрывному и телеграфному делу. Окончив школу с отличным результатом, Павел Васильевич остался в ней преподавать. Оставляемые в школе перспективные и талантливые офицеры сами совершенствовались в науках и одновременно делились полученными знаниями с поступавшими на учебу офицерами. Павел Васильевич живо интересовался новинками техники и ратовал за внедрение новых технологий и изобретений в военное дело. В 1912 г. он был произведен в штабс-капитаны, а в 1913 г. получил диплом офицера подводного плавания, но по сложившимся обстоятельствам и воле судьбы ему предстояло сражаться на суше в приближающейся мировой войне.
Изобретатель первых русских бронеавтомобилей
Круг интересов Павла Васильевича был весьма широк. Он прекрасно играл на виолончели и писал стихи. Но главной его страстью были автомобили. Эта страсть в итоге и сделала из офицера подводного плавания командира бронеавтомобилей. Штабс-капитан Гурдов отлично разбирался в автомобилях, и поэтому в первые недели войны начальством был подключен к разработке «бронированной пулеметной автомобильной батареи».
Вместе с полковником лейб-гвардии Егерского полка А.Н. Добржанским он принял активное участие в этом новом и очень нужном для русской армии деле. Работы по бронированию автомобилей типа «Руссо-Балт» были начаты на Ижорском заводе 19 августа 1914 г., и уже к началу октября в рекордно короткие сроки было изготовлено 8 боевых машин. Эти броневики составили основу материальной части вновь созданного отдельного броневого подразделения – 1-й автомобильной роты, командование 4-м взводом которой было поручено штабс-капитану Гурдову. В составе его взвода было 2 бронированных, 2 легковых и один грузовой автомобили.
12 октября император лично осмотрел роту во дворе Царскосельского дворца, и 19 октября она в полном составе выступила на германский фронт. 26 октября рота прибыла в Варшаву и разместилась в Александровской цитадели. В ноябре 4-й взвод бы направлен в распоряжение штаба 16-й пехотной дивизии.
Павел Гурдов был воплощением лучших качеств русского офицера, отважным воином и талантливым военным инженером, сражавшимся в составе 1-й автомобильной роты – первого в мире броневого армейского подразделения, ставшего главной ударной силой уже в следующей, Второй мировой войне.
Смерть героя
Ранним утром 21 ноября 1914 года 4-й взвод штабс-капитана П. Гурдова вместе с небронированным автомобилем «Олдей-сом» получил приказание прикрыть фланг 68-го пехотного полка 19-го армейского корпуса, который пытались обойти немцы: «Прибыв в Пабьянипе, командир 4-го взвода бронированных автомобилей, явившись к командиру 19-го корпуса, получил в 3 часа ночи приказание выкатить по Ласскому шоссе, так как обнаружено было стремление немцев нажать на левый фланг нашего расположения. Автомобили подкатили в момент, когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Немцы подступили вплотную к шоссе. В это время штабс-капитан Гурдов врезался в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100-150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния пули решетили броню. Все люди и штабс-капитан Гурдов были ранены. Обе машины выведены из строя. Четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов в 7 ч. 30 мин. утра с помощью раненых пулеметчиков откатил обе машины до наших цепей, откуда они были уже отбуксированы».
В этом бою штабс-капитан Павел Гурдов был смертельно ранен.
За бой у деревни Добржанково штабс-капитан Гурдов был посмертно произведен в капитаны, награжден Георгиевским оружием и орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».
Бронированный «Руссо-Балт» №7, подбитый в бою 12 февраля 1915 года у Добржанково. На этой машине погиб штабс-капитан П. Гурдов (АСКМ)
18 февраля 1915 года капитан Гурдов Павел Васильевич был похоронен в Петрограде на кладбище Александро-Невской Лавры.
13 марта 1915 года в роту с Ижорского завода прибыли три новых бронированных автомобиля. Бронеавтомобилю за №20 на торжественном построении 1-й автомобильно-пулеметной роты было присвоено имя «Капитан Гурдов». Направляя письмо семье погибшего капитана П. Гурдова, командир роты полковник Добржанский писал в нем: «… Сообщаю Вам, что дорогим для нашей части именем «Капитан Гурдов» мы назвали одну из боевых машин». Этим броневиком стал «Паккард» № 20 из состава 2-го взвода.
Так была увековечена память героя-офицера – капитана, Георгиевского кавалера Гурдова Павла Васильевича из города Петровска Дагестанской области.
В. Гуров
(При подготовке данной публикации использованы материалы сайтов
www.ourbaku.com; www.proza.ru)